II. Приметы
Татарин, вследствие желания, присущего всякому человеку,
знать будущее, останавливается в раздумьи на внешней природе и от нее
ждет и требует выяснения своей судьбы. Из круга предметов, принадлежащих
к внешней природе, для предугадывания будущего служат ему следующие:
1) домашние животные (у татар - кошка, собака, мышь, лошадь); 2) домашние
или же живущие при людском жилье птицы (курица, ворона, сорока, галка);
3) члены собственного тела (нос, губа. рука, ухо) и потом, если не сам
желающий знать будущее, то его ребенок, и 4) то или другое положение
одежды.
Посредством примет татарин стремится узнать преимущественно
следующее: 1) какова будет погода: дождь будет или вьюга, и каков будет
урожай жита и овощей; 2) когда придет к нему гость, когда кто его угостит,
тогда он получит от кого гостинец, не будет ли какой у него радости;
3) когда он встретит зарар (вред, беду, несчастье); 4) не будет ли войны;
5) не умрет ли кто из его ближних, или же и он сам.
Немногое хочет узнать татарин-селянин через приметы; но
это потому, что и кругозор его не обширен, и желания его обыденны и
ограниченны.
1. Когда у татарина чешется правое ухо, он заключает
из этого, что будет тепло, а когда левое - холодно. - Если солнце восходит
“с ушами”, то есть тремя лучами, из коих один направляется вверх, другой
- от одного бока горизонтально, а третий от другого горизонтально -
это также, утверждает татарин, - предвещает холод. - Когда зажженная
лучина трещит звуками брррр, татарин ждет вьюги; когда чешется кошка,
он также полагает, что будет вьюга; когда валяется собака летом, будет-де
дождь, а зимою - вьюга. - Когда каркает ворон особенным пронзительным
криком, татарин заключает, что погода испортится. - Когда падает снег
в весеннее время, а скот остается дома и кричит от скуки, татары из
этого выводят, что снег скоро растает, и скоро скоту придется идти в
поле. - Если бы в строящемся доме первое основание заложила девица,
то татары были бы уверены, что в этом доме будет зимою тепло. - Когда
черемуха цветет с вершины, а татарин в раннюю пору сеял пшеницу, то
он надеется на урожай ее; если же черемуха цветет, снизу, то татарин
надеется на урожай только в таком случае, если он пшеницу сеял в позднюю
пору. - Если в зимнее время Волга бывает покрыта грудами льда, то -
полагают татары - летом будет урожай.
2. Если сорока застрекочит, татарин заключает, что к
нему придет гость. - Когда кошка “умывается” - тоже. - Когда самовар
“поет” - тоже. - Если кто стукнется с кем головою ~ тоже. - Если сверху
упадет белый таракан - тоже. - Когда стрекочет сорока, татары замечают,
на какую сторону она смотрит: оттуда и ожидают себе гостя. - Когда у
татарина чешется губа, он уверен, что к нему придет гостинец. - Когда
при надевании одежды подол ее засучится или прищемится в двери, татарин
заключает, что его угостят. - Если, по ошибке, татарин наденет одежду
наизнанку, он увидит в этом знак того, что у него будет какая-нибудь
радость. - Чешется ладонь - деньги получать. - Если на ногтях появится
белое пятно, обнова будет. - Чох одного человека, даже лошади, подтверждает
сказанное Другим, то есть сказанное другим исполнится.
3. Когда татарин бросит какой-нибудь заостренный и валявшийся
в земле кол в затопленную печь, ему говорят его соплеменники: “Обруби
острие, а то чирей у тебя вскочит”. - Детям говорят: “Не плюй в огонь1,
у тебя во рту будут нарывы”. - Татары говорят, что если кто возьмет
употребленную другим в отхожем месте тряпицу или что-нибудь другое подобное
- бумажку и проч., и употребит ее для себя там же, для известной нужды,
то на пальцах у того появится заусеница. - По уверению татар, нельзя
рубить дерево, под которым делается кляу, например, чувашская кереметь:
зарар булыр, “беда будет”. - Если к дому присоседится галка, то это,
по мнению татар, предвещает зарар. - Когда поет курица по-петушиному,
тоже зарар булыр.
4. Когда татары видят комету и кровавый цвет на небе,
то говорят: - “Между царями будет беспокойство и. война”. - Из падения
звезд они заключают то же самое.
5. Если на кровле дома каркает ворона, то в этом доме,
по поверью татар, кто-нибудь умрет.- Если мальчик подгорюнится, татары
ему говорят: “Так не делай, а то твои родители умрут”. - Когда воет
собака, хозяин ее заключает из этого, что с ними будет какое-нибудь
горе: отец или мать помрет, или падет скотина. - Самовар “воет” к смерти
родителей: они умрут, по вере татар, в тот год, когда выл самовар. -
В месяце шаабане в 15-ю ночь, если она бывает не облачна, татары смотрят
на свою тень: если не видят головы, то заключают, что в том году не
увидавшему своей головы придется помереть.
1. Здесь, кажется, след древнего боготворения татарами
огня, и во всяком случае, видно к нему уважение татар современных. -
Авт.
| Назад
| Содержание | Продолжение
|