1876 год ознаменовался открытием в Казани Татарской
учительской школы (КТУШ). Это было одно из первых педагогических учебных
заведений для нерусских народов России. У истоков КТУШ со стороны татарской
общественности стояли М.-Г.Махмудов1, И.В.Терегулов2. Участие в ее открытии
приняли также Ш.А.Ахмеров3, Ш.Марджани4, К.Насыри5, В.В.Радлов6. Из
стен КТУШ вышли Г.Исхаки', Г.Камай8, И.Б.Кудашев-Ашказарский9, Г.Кулахметов10,
С.Максудов11, М.А.Фазлуллин12, Х.Ямашев13 и другие представители татарской
интеллигенции.
КТУШ готовила учителей из татар для нерусских начальных
учебных заведений Поволжья, Приуралья, Средней Азии. Значительную часть
среди них составляли русско-татарские школы, подведомственные Министерству
народного просвещения России и созданные в русле осуществления русификаторской
политики царизма и распространения православия среди нерусских народов
империи. К концу XIX века общее число таких школ составляло 57.
Отношение к русско-татарским школам не было однозначным
как со стороны властей, так и со стороны населения. Несмотря на русификаторские
замыслы, заложенные в идею создания КТУШ, объективно она способствовала
распространению элементов европейского светского образования и культуры
через русский язык. Все это сочеталось также с преподаванием мусульманского
вероучения.
Эту противоречивую ситуацию ярко отражает публикуемый
ниже документ. И хотя в нем по преимуществу речь идет о проблемах организации
педагогических курсов для татарских учителей, его информативная база
значительно шире. Так, говоря о положении татарского сельского учителя,
директор КТУШ Ш.Ахмеров в 1898 году отмечал: "Татары до сих пор
смотрят на учителя русской школы как на распространителя в их среде
новых начал учения и русских взглядов". Очевидно, что представители
передовой татарской интеллигенции стремились не ограничивать деятельность
русско-татарских школ рамками функций, определенных установками правительства.
"Хотя ближайшая задача русско-татарских школ заключается в распространении
среди татар-магометан русской грамоты и русского языка, - писал Ш.Ахмеров
управляющему Казанским учебным округом, -но нельзя считать эту задачу
школ конечной целью их существования. Более существенным является -
ввести молодое поколение татар в круг идей русской культурной жизни,
создать связь между татарским и русским населением на почве культурных
отношений и постараться постепенно вывести учащуюся молодежь из того
замкнутого круга узких религиозных воззрений и суеверий, в котором держит
ее система обучения и воспитания в наших медресах и мектебах"14.
В данной связи была выдвинута идея гражданского воспитания татарских
учителей.
В настоящее время в содержание образования, в том
числе педагогического, активно вводится национально-региональный компонент.
Знакомство с документом показывает, что у этого подхода была своя предыстория.
По крайней мере, "Проект устройства педагогических курсов для
татарских учителей" содержал обширную программу родиноведения,
которая включала в себя большой массив сведений по экономике, географии,
этнографии, истории, культуре, имеющих самое непосредственное отношение
к Казанской губернии,
Примечания:
1. Махмудов Мухаммад-Гали (1824-1891) - педагог, каллиграфист,
мастер книжной миниатюры. В 1876-1881 гг. - инспектор КТУШ. 2. Терегулов
Ибрагим (1852-1921) - педагог. В 1878-1907 гг. преподавал в КТУШ.
3. Ахмеров Шахбазгирей (1853-1900) - педагог. В 1878-1884
гг. работал в КТУШ. С 1884 г. - инспектор народных училищ Казанской
губернии.
4. Марджани Шигабутдин (1818-1889) - богослов, историк,
философ, просветитель. В 1876-1884 гг. преподавал вероучение в КТУШ.
5. Насыри Каюм (1825-1902) - ученый-просветитель, историк-этнограф,
языковед, писатель.
6. Радлов Василий (1937-1918) - тюрколог, языковед,
этнограф, переводчик, действительный член Петербургской академии наук
(1884). С 1872 г. - инспектор татарских, башкирских и казахских школ
Казанского учебного округа.
7. Исхаки Гаяз (1878-1954) - писатель, журналист, деятель
татарского национально-освободительного движения.
8. Камай Гильм (1901-1970) - химик-органик, основатель
научной школы химиков-мышьякоргаников.
9. Кудашев-Ашказарский Ильяс (1884-1942) - актер, режиссер,
один из основоположников татарского профессионального театра.
10. Кулахметов Гафур (1881-1918)-писатель, участник
революционного движения начала XX в.
11. Максудов Садри (1878-1957) - историк, юрист, один
из лидеров татарского национально-освободительного движения, турецкий
государственный деятель.
12. Фазлуллин Мухаметхан (1883-1964) - филолог, педагог,
член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.
13. Ямашев Хусаин (1882-1912) - деятель революционного
движения, организатор издания первой легальной татарской социал-демократической
газеты "Урал".
14. Последний тезис Ш.Ахмерова требует уточнения. С
80-х гг. XIX в. начинают появляться новометодные (джадидистские) школы.
Учащиеся этих школ наряду с основами ислама изучали арифметику, географию,
историю, русский, ряд европейских и восточных языков. Подробнее см.:
Амирханов Р. Нива, не полегшая под ветрами // Татарстан.-1993.- №2.-С.37-41.
Проект Устройства педагогических курсов для татарских учителей,
Представленный инспектором КТУШ Ш.Ахмеровым
управляющему Казанским учебным округом 19 марта 1898 г.
Вследствие предложения Вашего превосходительства от
11 февраля сего года за № 1319 имею честь почтительнейше представить
на благоусмотрение Ваше нижеследующие свои соображения по вопросу об
устройстве педагогических курсов для татарских учителей.
Необходимость ежегодных педагогических курсов для татарских
учителей не подлежит никакому сомнению. Русско-татарские училища в
Казанском учебном округе разбросаны по татарским деревням, нередко
изолированным от русских селений многоверстным расстоянием со всех
сторон, так что в течение всего учебного года татарские учителя лишены
возможности общения с русским миром и практики в русском языке.
Между тем связь с русским, более культурным, миром
для них крайне необходима, ибо молодые люди, окончившие курс в учительской
школе, имеют запас знаний, требующий дальнейшего развития, практического
их применения и пополнения; особенно они нуждаются в практике в русской
разговорной речи. Отсутствие практики в русском языке, продолжаясь из
года в год, может привести к весьма печальным последствиям; учителя
русского языка могут разучиться говорить на нем и дойти до того, что
будут способны употреблять преподаваемый ими язык в узких пределах
лишь школьных потребностей, т.е. во время своих уроков с учениками,
поступающими без всякого знания русского языка. Положение татарского
сельского учителя, разобщенного с просвещенными слоями общества, еще
более ухудшается, вследствие недоверчивого и недружелюбного отношения
к нему сельского населения: татары до сих пор еще смотрят на учителя
русской школы как на распространителя в их среде новых начал учения
и русских взглядов. При таких условиях не мудрено, что учитель, стараясь
расположить к себе общество и заручиться его симпатиями, нередко принужден
подделываться под тон чисто татарской жизни и взглядов и, таким образом,
не столько оказывает влияние на татар, сколько сам подпадает под их
влияние, не. столько прогрессирует в своем умственном развитии, но идет
даже назад. Привычка к русской речи, приобретенная в течение сравнительно
недолгого пребывания в учительской школе, постепенно исчезает, познания
слабеют и учитель превращается в простого татарина с некоторым навыком
вести дело школьного обучения русской грамоте детей своих соплеменников.
Вот почему я считал бы необходимым поддерживать учителей
начальных татарских училищ на уровне того нравственного и умственного
развития, какое им дает учительская школа и по возможности стараться
и о подъеме этого развития путем ежегодного устройства педагогических
курсов, где они имели бы возможность освежить свои знания и возобновить,
хотя [бы] временно, свои связи с учительской школой и с ее учебным персоналом.
Педагогические курсы, по моему понятию, должны выполнить две задачи:
во-первых, чисто педагогическую, и во-вторых, общую задачу
поддержания полученных в школе научных знании и дальнейшего
их развития.
Задача первая состояла бы в разъяснении при помощи
обмена мыслей между участниками курса недоразумений и затруднений, встречаемых
учителями на практике в преподавательской их деятельности, в обновлении
дидактических знаний, в ознакомлении с употребляемыми в разных татарских
школах и с вновь изданными для татарских школ учебниками, как то: азбуками,
книгами для чтения, а равно и с пособиями для наглядного обучения русскому
языку, и, наконец, в указании разных приемов обучения и новых воззрений
в педагогической литературе по части обучения детей иногородних русскому
языку и русской грамотности. Словом, для выполнения первой задачи курсов
следовало бы назначить следующие предметы: а) повторение методики обучения
русскому языку, русской грамоте и арифметике; б) разбор существующих
учебников и пособий для начальных училищ по русскому языку и арифметике;
в) пробные уроки курсистов и их обсуждение.
Вторая задача - расширение умственного кругозора учителей
и подъем, на сколько это возможно, уровня их общего развития, в направлении,
вызываемом характером их деятельности, можут быть достигнуты чтениями
руководителей курсов.
Хотя ближайшая задача русско-татарских школ заключается
в распространении среди татар-магометан русской грамоты и русского
языка, но нельзя считать эту задачу школ конечной целью их существования.
Более существенным является - ввести молодое поколение татар в круг
идей русской культурной жизни, создать связь между татарским и русским
населением на почве культурных отношений и постараться постепенно вывести
учащуюся молодежь из того замкнутого круга узких религиозных воззрений
и суеверий, в котором держит ее система обучения и воспитания в наших
медресах и мектебах. Это возможно, по моему мнению, при условии достаточно
широкого гражданского развития самих учителей. Понятно, что при существовании
двух разных, взаимно враждебных систем воспитания татарского юношества
- медресского и школьного, школа может привлекать к себе, завоевывать
симпатии общества и оказывать некоторое влияние на молодое поколение
при одном непременном условии, если учителя этих школ, при безупречно
нравственной жизни, будут в состоянии поддерживать свой авторитет образованных
людей и выделяться в окружающей среде и среди татарской интеллигенции
(духовенства) более глубокими знаниями окружающего мира и более сознательным
отношением к условиям и явлениям жизни в русском государстве.
Вот почему я полагал бы необходимым, кроме «практики
в русской речи», выставляемой Министерством народного просвещения целью
педагогических курсов для татарских учителей, второй задачей курсов
поставить и поддержание, расширение знаний учителей и гражданское, так
сказать, их воспитание вообще. Средством для этого можно бы считать
чтение на курсах родиноведения в таком приблизительном виде: программу
чтений по родиноведению можно будет ограничить изучением ближайшего
района, например Казанской губернии. В таком случае на чтениях по родиноведению
можно будет коснуться следующих вопросов: описание местности, занимаемой
Казанской губернией; распределение высоких и низких мест орошения (текучая
и стоячая воды); климат; почва; растительный и животный мир. При этом
более подробное ознакомление с сущностью климатических явлений, со способами
их наблюдения - следует возложить на преподавателя физики; а более детальное
ознакомление со свойствами почв, с важнейшими видами растений и животных
(полезных и вредных в экономической жизни края) - возложить на преподавателя
естественных наук.
Вообще, весьма желательно было бы, чтобы преподаватели
физики и естествоведения приняли участие в курсах. Это участие их могло
бы быть приноровлено к чтению того же родиноведения. Так преподаватель
математики (по физике) мог бы прочесть небольшой очерк метеорологии,
ознакомить с важнейшими приборами по этой части, что представляется
существенно необходимым для лучшего уяснения климата изучаемой страны
и может подготовить учителей производить наблюдения у себя дома, в деревне,
при школе, относиться таким образом более или менее научно к окружающей
природе. Точно также и преподаватель естественной истории, не читая
особого систематического курса, может беседовать с курсистами о почвах,
о их составе, способах исследования, о научных основаниях удобрения
и т.п.
Ознакомив таким образом с физическими условиями, которые
окружают человека в пределах губернии, следует приступить к характеристике
самого населения, к его хозяйственной деятельности, к выяснению таких
отношений, в которых находится человек в этой местности, выяснения зависимости
его от природы в своей промышленной деятельности. Этот отдел даст благодарный
материал для самых развивающих бесед. Прежде всего необходимо будет
вкратце ознакомить с прошлым этого края, с его историей; затем сделать
этнографический очерк народностей, населяющих край с выяснением, что
такое культура, ее различные ступени; коснуться разделения человечества
на расы и племена. Затем перейти к основам хозяйственной деятельности
человека: цель хозяйственной деятельности, необходимые факторы производства
(природа, труд и капитал) с указанием важнейших явлений в хозяйственной
жизни человека. Все виды производства или промышленной деятельности
населения, т.е. все виды бывающей и обрабатывающей промышленности с
указанием количества труда, затрачиваемого на производство, важнейших
центров производства.
Торговля, т.е. указание на то, как[ие] продукты производства
потребляются на месте, какие вывозятся в другие места и какие привозятся,
т.е. иными словами - выяснение хозяйственной связи нашей местности с
другими. Пути сообщения с пояснением необходимых данных из области
государственного и народного хозяйства. Ознакомление со всеми учреждениями,
являющимися подспорьем в хозяйственной жизни населения непосредственно
или же имеющими более или менее близкое отношение к этой жизни, т.е.
банки, биржа, городское и земское управление, финансовые учреждения
(для сбора государственных налогов прямых и косвенных), судьи, администрация.
Выявление роли умственного развития и просвещения в деле приуспевания
экономики и нравственной жизни, т.е. распространение образования в
губернии. В заключение - описание города Казани с выяснением его роли
в промышленной жизни края, его значения, как центра административного
и финансового управления, как центра просвещения края.
При наложении в таком виде родиноведения, лектор каждый
раз, когда его чтение коснется области физики или естествоведения, мог
бы отсылать
своих слушателей к преподавателям этих наук, которые
по возможности при помощи наглядных пособий, могли бы разъяснять факты
и явления каждый по своей специальности.
Так, например, преподаватель математики мог бы дать
правильное понятие ученикам об устройстве телефона, телеграфа, электрического
освещения и т.п., а преподаватель естественной истории - о способах
освещения керосином, газом и др. материалами, о добывании и обработке
осветительных материалов и пр.
Что касается до состава педагогических курсов и времени
их устройства, то я полагал бы вызвать на педагогические курсы всех
татарских учителей округа и их помощников, без ограничения, окончивших
курс в учительской школе и не бывших ее воспитанниками, а равно учителей,
состоящих на службе Министерства] нар[одного] пр[освещения], земства
и других ведомств (Удельного ведомства в Сибирской губернии). На проезд
и проживание в Казани каждому участнику съезда достаточно было бы выдать
по 30 руб., учителям же более отдаленных губерний (напр. Астраханской)
до 40 руб. Руководителями съезда могли бы быть преподаватели Казанской
татарской учительской школы: по родиноведению - Траубенберг, по арифметике
и объяснению физических явлений - Коржавин, по естествоведению - Терегулов,
а по русскому языку и ознакомлению с методами преподавания русского
языка инородцами — кто-либо из преподавателей русского языка, близко
стоящих к делу обучения иногородцев.
Занятия съезда могли бы происходить в здании Казанской
татарской учительской школы. Временем для съезда учителей, можно бы
назначить сентябрь месяц. Руководителям в вознаграждение за их труды
следовало бы назначить по крайней мере по 50 руб.
Расход, потребный на устройство педагогических курсов,
я не могу точно определить, за неимением сведений, сколько в настоящее
время в округе учителей татарских начальных училищ, но полагаю, что
их не более 30-40 человек (не считая учителей татарских школ и русских
классов в г.Казани, которые денег на проезд и проживание, конечно, не
получат).
НАРТ. Ф.92. ОП.1.Д.23958. Л.4-8 об.
Вступительную статью и документ к публикации подготовила
Римма Гильмеева,
доктор педагогических наук