Главная страница > Татарская культура > Наследие и традиции

Наследие и традиции\Татарская культура\Tatarica
10 сентября 2004
Резеда ДАУТОВА "Восточный Экспресс" №4 (63) 1 февраля 2002 г

 

Попса - музыкальный бандитизм
Это сознательная акция по разоружению национальных культур, считает композитор Шамиль Шарифуллин

 

К Шамилю Шарифуллину мы пришли в гости накануне благотворительного концерта, который его друзья-музыканты должны были провести в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева. "Я тут вообще не при чем", - первым делом сказал композитор. Но было видно: ему сейчас очень кстати такая поддержка.

Болезнь всегда подкрадывается неожиданно. Вот и Шамиля Камильевича она настигла в самый пик творчества - после триумфальной серии посвященных его 50-летнему юбилею концертов, в который раз поразивших меломанов палитрой жанровых красок, универсальностью дарования и богатейшими народными интонациями. Что же послужило причиной болезни? У композиторов, говорят, душа нежная, тонкая. Вот и не выдержала она у Шарифуллина.

Но работу он не отложил. Пока здоровье не пришло в норму после перенесенных двух инсультов, путь композитора короток - от рабочего стола к инструменту. К моему удовольствию, он дал послушать музыкальные фрагменты балета "Юсуф и Зулейха". Музыка настолько яркая, богатая! Сама рассказывает о театральном действе. Вот евреи пришли к дворцу - вышагивают под блестящий, бравурный марш-фейерверк. А вот Зулейха говорит о своей любви Юсуфу - "речь" пламенная, страстная, способная зажечь самое холодное сердце. Представить такой балет - нетрудно, он сам просится на сцену, настолько выпукло нарисованы его музыкальные образы. Но голова композитора сегодня занята не только этим. Он показывает мне толстенную рукопись.

- Только что закончил большой труд, - говорит он, - "Антологию татарской народной музыки". Это лишь первый том - 45 печатных листов! В этом году выйдет в Татарском книжном издательстве. Непонятно, почему до сих пор музыковеды не решились на такую объемную монографию? Но факт есть факт -подобной книги до сих пор не было. Не сомневаюсь, она разлетится моментально, потому что люди ждут ее. Ведь в области татарского фольклора - сплошные белые пятна. Материал собирался много лет, я объездил с экспедициями разные регионы. Что такое фольклор - знаю не понаслышке. Сам делал записи, слушал баиты и мунаджаты, перекладывал на ноты. Эта антология, по сути, отражает народное творчество всех татар России - сибирских и астраханских, мишар, кряшен и т.д.

- Наверняка молодежь, увлекающаяся сегодня эстрадой, возразит вам: не слишком пи много внимания музыке прошлого?

- Категорически не соглашусь с вами. В Татарстане и местах компактного проживания татар в последнее время наблюдается большой интерес к возрождению древних музыкальных традиций. Поэтому собственно и возникла потребность в такой литературе. А жанр баита в процессе исторического отбора занял в татарском фольклоре значительное место, хотя в настоящее время бытует больше в среде старшего поколения. Но приятные исключения встречаются. В Буинском районе я сам записывал молодого человека, основу репертуара которого составляли баиты и муна-джаты. И как вдохновенно он их исполнял! История музыки доказывает: все культуры подпитываются фольклором. Возьмите творчество Грига, который очень хорошо знал норвежскую народную музыку и подарил ее богатства всему миру. Или Глинка - он дал миру русскую народную музыку. Или Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский. А Стравинский, Дебюсси... Они все "сидят" на фольклоре. Кстати, и наши композиторы, стоявшие у истоков профессиональной татарской музыки, очень хорошо понимали значение фольклора. Возьмите поистине народную музыку Салиха Сайдашева, новаторскую для своего времени - Назиба Жиганова...

- Однако имея такие корни, мы все равно не можем устоять перед натиском низкопробной попсы. Этого влияния не избежала и сравнительно молодая татарская эстрада.

- Вы не совсем понимаете, что происходит. На самом деле на нас наступает международный антикультурный террор. Это не афишируется, но чувствуется каждый день, каждую минуту. Я считаю, идет сознательная акция по разоружению национальных культур, которые являются стержнем каждого народа. Включите центральное телевидение - вы там вряд ли услышите татарскую музыку. Не услышите и украинскую с молдавской. А вспомните, сколько ее было, когда существовал Советский Союз? А сейчас нет вообще! И это ужасно! То, что повсеместно вылезают мальчики-попсовики, или шаровки, как я называю их, -безобразие с точки зрения вкуса, музыкальной культуры. Бандитизм чистейшей воды! И никто не может прекратить этот беспредел.

- Вы столько лет писали свой балет "Юсуф и Зулейха", а его не поставили. Что же, правы те, кто считает: писать сегодня национальные балеты и оперы - невыгодно?

- Да, перед вами сидит такой ископаемый композитор. Никогда не ставил свои музыкальные интересы в угоду материальным ценностям. Никогда не думал о выгоде. Хотя многие сегодняшние композиторы живут и творят именно по такому принципу - на первом плане Я, на втором - материальная идея.

- Увы, таковы объективные условия!

- Я показывал свою музыку директору нашего театра и главному балетмейстеру. Отрывки не раз исполнялись на различных концертах, и публика принимала их с восторгом. Однако в театре мне сказали: нам нравится, но мы уже ставим балет Любовского на эту же тему. Опущу мнение коллег об этой музыке...

- Что же теперь вы собираетесь делать?

- Буду ставить "Юсуфа и Зулейху" за рубежом. Я уже показывал отрывки из балета танцовщику Иреку Мухамедову. Ему очень понравилось. Он загорелся сделать международный проект, даже обращался с этой идеей к мэру Казани. Сам я ходил в исполком Всемирного конгресса татар: помогите, подскажите, к кому обратиться, мол, нужны деньги. Но там беспомощно развели руками. И я не удивился этому. Понимаете, моя музыка исполняется по всему свету, но я от этого ничего не имею. Просто благодарен, что наши хоровые и музыкальные коллективы, выступая за рубежом, включают в концерты мои произведения. По сути, они выполняют миссионерскую роль - рассказывают там о татарской культуре. Но когда же это будут понимать здесь, в родном отечестве?!

- Может быть, если государство объявит конкурс с большим премиальным фондом и обязательной постановкой на сцене Татарского театра оперы и балета, у татарских композиторов появится стимул писать национальные оперы и балеты?

- Конкурс? Боюсь, и эти усилия потонут в номенклатурных интересах. Уже на стадии Союза композиторов. В том виде, в каком эта организация существует в настоящее время, - чистейшей воды бюрократия, тормозящая развитие татарской музыки. Посмотрите, чем занимается руководство Союза? Фестивалями так называемой современной музыки, которые я считаю профанацией музыкального искусства и татарской культуры в целом. То, что делает София Губайдулина, - по большому счету, тоже профанация, потому что там нет музыки, которую можно слушать. В ответных зарубежных фестивалях наша музыка не исполняется, потому что там звучит один Рашид Калимуллин. Почему? Потому что он - председатель правления. Согласитесь, это ненормально. Мы пытались как-то изменить ситуацию - предложили новый устав, но, увы, не получилось.

- Помнится, когда несколько лет назад маэстро Фуат Мансуров составлял программу симфонического концерта в Москве, разразился небольшой скандальчик - там совсем не было произведений татарских композиторов. Маэстро объяснил это тем, что, дескать, московской публике будет неинтересно.

- Ерунда! Надо просто больше популяризировать татарскую музыку, не стесняться ее. Уверяю вас, у нас есть что показать и Москве, и зарубежному слушателю. Не боясь показаться нескромным, напомню один факт из своей творческой биографии: когда в Ватикане в 1975 году проходил фестиваль духовной хоровой музыки, хор казанского педуниверситета "Хыял" с огромным успехом исполнил мой Концерт для хора a capella "Мунаджаты". В самом центре католической веры! В Москве в разное время звучали "Деревенские напевы" и "Песни татарской свадьбы". Интерес к такой музыке огромный. Но нет пророков в своем отечестве.

- Реалии вырисовываются какие-то безрадостные. Неужели все так плохо?
- Нас действительно ждет полный развал. Да-да. И спасти может только народное творчество. Это первое и главное условие. Фольклор оздоровит, вернет нас к истокам. Но бешеная урбанизация делает свое дело.

Разрушают культуру радио с телевидением. Как противостоять столь мощным и доступным средствам воздействия на сознание? Не включать их и не слушать тот мусор, которым нас ежедневно "кормят"? Второй фактор - отношение властей предержащих. Пока там, наверху, будут равнодушно смотреть, что происходит с татарской культурой, какое существование вынуждены влачить композиторы, дело вряд ли сдвинется с места. Приведу лишь один пример. Министерство культуры объявило конкурс авторских учебных программ, в котором моя программа для детских музыкальных школ "Татарская народная музыка" заняла первое место. Я получил премию... 120 рублей.

- Наверное, 1200?

- Нет, именно 120. Но главное не в этом. На ученом совете в консерватории эту программу после обсуждения рекомендовали внедрить. И я пошел по министерствам ходоком, но ничего не смог добиться. Не смог убедить чиновников, что, если мы хотим иметь полноценную национальную культуру, мы должны начинать воспитание с фольклорных традиций. Это неисчерпаемый кладезь для взрослых и детей. И третий фактор, который мог бы вытащить нас из сегодняшнего тупика, - наличие как можно большего числа богатых людей. Верю в меценатство - оно всегда было присуще татарскому народу. Мне кажется, придет время, и людям самим захочется вкладывать деньги в будущее своей нации.

А сейчас извините, вынужден закончить нашу беседу - должен прийти мой ученик Ильхам Байтиряк. Кстати, очень способный. Покажет мне свой балет...

Резеда ДАУТОВА
"Восточный Экспресс" №4 (63) 1 февраля 2002 г

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz