Попса - музыкальный бандитизм
Это сознательная акция по разоружению национальных
культур, считает композитор Шамиль Шарифуллин
К Шамилю Шарифуллину мы пришли в гости накануне благотворительного
концерта, который его друзья-музыканты должны были провести в Большом
концертном зале имени Салиха Сайдашева. "Я тут вообще не при чем",
- первым делом сказал композитор. Но было видно: ему сейчас очень кстати
такая поддержка.
Болезнь всегда подкрадывается неожиданно. Вот и Шамиля
Камильевича она настигла в самый пик творчества - после триумфальной
серии посвященных его 50-летнему юбилею концертов, в который раз поразивших
меломанов палитрой жанровых красок, универсальностью дарования и богатейшими
народными интонациями. Что же послужило причиной болезни? У композиторов,
говорят, душа нежная, тонкая. Вот и не выдержала она у Шарифуллина.
Но работу он не отложил. Пока здоровье не пришло в
норму после перенесенных двух инсультов, путь композитора короток -
от рабочего стола к инструменту. К моему удовольствию, он дал послушать
музыкальные фрагменты балета "Юсуф и Зулейха". Музыка настолько
яркая, богатая! Сама рассказывает о театральном действе. Вот евреи пришли
к дворцу - вышагивают под блестящий, бравурный марш-фейерверк. А вот
Зулейха говорит о своей любви Юсуфу - "речь" пламенная, страстная,
способная зажечь самое холодное сердце. Представить такой балет - нетрудно,
он сам просится на сцену, настолько выпукло нарисованы его музыкальные
образы. Но голова композитора сегодня занята не только этим. Он показывает
мне толстенную рукопись.
- Только что закончил большой труд, - говорит он,
- "Антологию татарской народной музыки". Это лишь первый том
- 45 печатных листов! В этом году выйдет в Татарском книжном издательстве.
Непонятно, почему до сих пор музыковеды не решились на такую объемную
монографию? Но факт есть факт -подобной книги до сих пор не было. Не
сомневаюсь, она разлетится моментально, потому что люди ждут ее. Ведь
в области татарского фольклора - сплошные белые пятна. Материал собирался
много лет, я объездил с экспедициями разные регионы. Что такое фольклор
- знаю не понаслышке. Сам делал записи, слушал баиты и мунаджаты, перекладывал
на ноты. Эта антология, по сути, отражает народное творчество всех татар
России - сибирских и астраханских, мишар, кряшен и т.д.
- Наверняка молодежь, увлекающаяся сегодня
эстрадой, возразит вам: не слишком пи много внимания музыке прошлого?
- Категорически не соглашусь с вами. В Татарстане
и местах компактного проживания татар в последнее время наблюдается
большой интерес к возрождению древних музыкальных традиций. Поэтому
собственно и возникла потребность в такой литературе. А жанр баита в
процессе исторического отбора занял в татарском фольклоре значительное
место, хотя в настоящее время бытует больше в среде старшего поколения.
Но приятные исключения встречаются. В Буинском районе я сам записывал
молодого человека, основу репертуара которого составляли баиты и муна-джаты.
И как вдохновенно он их исполнял! История музыки доказывает: все культуры
подпитываются фольклором. Возьмите творчество Грига, который очень хорошо
знал норвежскую народную музыку и подарил ее богатства всему миру. Или
Глинка - он дал миру русскую народную музыку. Или Римский-Корсаков,
Мусоргский, Чайковский. А Стравинский, Дебюсси... Они все "сидят"
на фольклоре. Кстати, и наши композиторы, стоявшие у истоков профессиональной
татарской музыки, очень хорошо понимали значение фольклора. Возьмите
поистине народную музыку Салиха Сайдашева, новаторскую для своего времени
- Назиба Жиганова...
- Однако имея такие корни, мы все равно не
можем устоять перед натиском низкопробной попсы. Этого влияния не избежала
и сравнительно молодая татарская эстрада.
- Вы не совсем понимаете, что происходит. На самом
деле на нас наступает международный антикультурный террор. Это не афишируется,
но чувствуется каждый день, каждую минуту. Я считаю, идет сознательная
акция по разоружению национальных культур, которые являются стержнем
каждого народа. Включите центральное телевидение - вы там вряд ли услышите
татарскую музыку. Не услышите и украинскую с молдавской. А вспомните,
сколько ее было, когда существовал Советский Союз? А сейчас нет вообще!
И это ужасно! То, что повсеместно вылезают мальчики-попсовики, или шаровки,
как я называю их, -безобразие с точки зрения вкуса, музыкальной культуры.
Бандитизм чистейшей воды! И никто не может прекратить этот беспредел.
- Вы столько лет писали свой балет "Юсуф
и Зулейха", а его не поставили. Что же, правы те, кто считает:
писать сегодня национальные балеты и оперы - невыгодно?
- Да, перед вами сидит такой ископаемый композитор.
Никогда не ставил свои музыкальные интересы в угоду материальным ценностям.
Никогда не думал о выгоде. Хотя многие сегодняшние композиторы живут
и творят именно по такому принципу - на первом плане Я, на втором -
материальная идея.
- Увы, таковы объективные условия!
- Я показывал свою музыку директору нашего театра
и главному балетмейстеру. Отрывки не раз исполнялись на различных концертах,
и публика принимала их с восторгом. Однако в театре мне сказали: нам
нравится, но мы уже ставим балет Любовского на эту же тему. Опущу мнение
коллег об этой музыке...
- Что же теперь вы собираетесь делать?
- Буду ставить "Юсуфа и Зулейху" за рубежом.
Я уже показывал отрывки из балета танцовщику Иреку Мухамедову. Ему очень
понравилось. Он загорелся сделать международный проект, даже обращался
с этой идеей к мэру Казани. Сам я ходил в исполком Всемирного конгресса
татар: помогите, подскажите, к кому обратиться, мол, нужны деньги. Но
там беспомощно развели руками. И я не удивился этому. Понимаете, моя
музыка исполняется по всему свету, но я от этого ничего не имею. Просто
благодарен, что наши хоровые и музыкальные коллективы, выступая за рубежом,
включают в концерты мои произведения. По сути, они выполняют миссионерскую
роль - рассказывают там о татарской культуре. Но когда же это будут
понимать здесь, в родном отечестве?!
- Может быть, если государство объявит конкурс
с большим премиальным фондом и обязательной постановкой на сцене Татарского
театра оперы и балета, у татарских композиторов появится стимул писать
национальные оперы и балеты?
- Конкурс? Боюсь, и эти усилия потонут в номенклатурных
интересах. Уже на стадии Союза композиторов. В том виде, в каком эта
организация существует в настоящее время, - чистейшей воды бюрократия,
тормозящая развитие татарской музыки. Посмотрите, чем занимается руководство
Союза? Фестивалями так называемой современной музыки, которые я считаю
профанацией музыкального искусства и татарской культуры в целом. То,
что делает София Губайдулина, - по большому счету, тоже профанация,
потому что там нет музыки, которую можно слушать. В ответных зарубежных
фестивалях наша музыка не исполняется, потому что там звучит один Рашид
Калимуллин. Почему? Потому что он - председатель правления. Согласитесь,
это ненормально. Мы пытались как-то изменить ситуацию - предложили новый
устав, но, увы, не получилось.
- Помнится, когда несколько лет назад маэстро
Фуат Мансуров составлял программу симфонического концерта в Москве,
разразился небольшой скандальчик - там совсем не было произведений татарских
композиторов. Маэстро объяснил это тем, что, дескать, московской публике
будет неинтересно.
- Ерунда! Надо просто больше популяризировать татарскую
музыку, не стесняться ее. Уверяю вас, у нас есть что показать и Москве,
и зарубежному слушателю. Не боясь показаться нескромным, напомню один
факт из своей творческой биографии: когда в Ватикане в 1975 году проходил
фестиваль духовной хоровой музыки, хор казанского педуниверситета "Хыял"
с огромным успехом исполнил мой Концерт для хора a capella "Мунаджаты".
В самом центре католической веры! В Москве в разное время звучали "Деревенские
напевы" и "Песни татарской свадьбы". Интерес к такой
музыке огромный. Но нет пророков в своем отечестве.
- Реалии вырисовываются какие-то безрадостные. Неужели
все так плохо?
- Нас действительно ждет полный развал. Да-да. И спасти может только
народное творчество. Это первое и главное условие. Фольклор оздоровит,
вернет нас к истокам. Но бешеная урбанизация делает свое дело.
Разрушают культуру радио с телевидением. Как противостоять
столь мощным и доступным средствам воздействия на сознание? Не включать
их и не слушать тот мусор, которым нас ежедневно "кормят"?
Второй фактор - отношение властей предержащих. Пока там, наверху, будут
равнодушно смотреть, что происходит с татарской культурой, какое существование
вынуждены влачить композиторы, дело вряд ли сдвинется с места. Приведу
лишь один пример. Министерство культуры объявило конкурс авторских учебных
программ, в котором моя программа для детских музыкальных школ "Татарская
народная музыка" заняла первое место. Я получил премию... 120 рублей.
- Наверное, 1200?
- Нет, именно 120. Но главное не в этом. На ученом
совете в консерватории эту программу после обсуждения рекомендовали
внедрить. И я пошел по министерствам ходоком, но ничего не смог добиться.
Не смог убедить чиновников, что, если мы хотим иметь полноценную национальную
культуру, мы должны начинать воспитание с фольклорных традиций. Это
неисчерпаемый кладезь для взрослых и детей. И третий фактор, который
мог бы вытащить нас из сегодняшнего тупика, - наличие как можно большего
числа богатых людей. Верю в меценатство - оно всегда было присуще татарскому
народу. Мне кажется, придет время, и людям самим захочется вкладывать
деньги в будущее своей нации.
А сейчас извините, вынужден закончить нашу беседу
- должен прийти мой ученик Ильхам Байтиряк. Кстати, очень способный.
Покажет мне свой балет...
Резеда ДАУТОВА
"Восточный Экспресс" №4 (63) 1 февраля 2002 г