Резеда
ДАУТОВА. "Восточный экспресс" №10(17) 16 марта 2001 года
Вот тебе, дорогой читатель, головоломка: жители
Елабуги в 1980 году торжественно отметили 200-летие своего города, но
в ближайшее десятилетие в старинную Алабугу вновь придет юбилей - уже
1000-летний! Как такое могло случиться?
По этому поводу возникают самые разные мысли: то ли
пример Казани оказался
заразительным, то ли такая мода сейчас по Татарстану пошла - каждый
город стремится заявить о своем возрасте: чем древнее, тем лучше. Так
или иначе, самое объективное - научное - объяснение могут дать только
историки. Для Института истории АН РТ определение возраста ранних населенных
пунктов - одно из основных направлений деятельности на сегодняшний день.
Тем более что на примере Казани отработана новая методика - комплексный
подход, в основе которого лежит прежде всего тщательный отбор археологических
материалов и подведение их в определенные хронологические рамки. Средневековые
города X - XII веков, как правило, мало зафиксированы в письменных источниках,
и в этом их главная специфика - так считают наши ученые. Ни один средневековый
город не имеет точной даты возникновения, в том числе и Москва. Поэтому
долгие годы дату первого упоминания о них в письменных источниках ошибочно
воспринимали как дату их основания.
Как говорит автор этой методики Фаяз Хузин,
татарстанские историки слишком поздно взялись за это дело в отличие
от многих российских городов. Как результат - празднование недавних
15-летних юбилеев Альметьевска, Нижнекамска, Лаишева. А ведь при тщательном
изучении истории этих населенных пунктов с привлечением документов и
археологических материалов оказывается, что, например, Лаишево существовало
уже в XI веке.
Так же получилось и с Елабугой, исторический отсчет
которой велся с 1789 года- когда Екатерина II приняла специальный Указ
- село Трехсвятское получило статус города. Хотя самые ранние упоминания
о Алабуге можно было найти в источниках периода Казанского ханства,
а позднее упоминания села, а затем и города Трехсвятское всегда сопровождалось
ссылкой на Елабугу. О Елабуге говорится и во многих фольклорных источниках.
Поэтому-то местные краеведы и историки долго не могли успокоиться, принимая
200-летие как очень условную дату. И правильно делали.
|
С легкой руки Альфреда Хасановича Халикова,
копавшего на Елабужском Чертовом городище в 1993 году, татарстанские
ученые впервые заговорили о возникновении на этом месте булгарского
укрепленного поселения еще в XI - XII веках. Последние годы раскопки
вел здесь ученик Фаяза Хузина - Альберт Нигамаев, который
обнаружил следы древнего домонгольского пригорода уже в историческом
центре современного города. Кстати, любопытный факт -еще в 1911 году
в самом центре Елабуги нашли небольшой клад, предметы которого датировались
XI - XIII веками. Но как это часто бывает, не обратили особого внимания,
посчитав находку случайной. На сегодняшний день, не считая единичных
оригинальных находок, самый массовый археологический материал - это
керамика, причем хорошо датирующаяся. Такую посуду, по заключению ученых,
делали местные жители, пришедшие сюда с Верхнего Прикамья. В этом году
в посаде раскопали джучидскую монету, китайский селадон, кашинную керамику
XIV века. Главная сложность для археологов - не удается расчленить культурные
слои в "чистом" виде. Но Хузин надеется, что все же это удастся,
и тогда стратиграфия Елабуги сложится точно так же, как в Казани.
|
Почему наши предки облюбовали это место? Здесь проходил
Камский, или Северный, пушной путь -ответвление от Великого Волжского
пути. Вдоль его и возникают поселения булгар... Здесь жили умелые торговцы,
хорошие ремесленники. Елабуга была и военной крепостью, и торговой факторией,
кроме того, играла роль культового и административного центра. Хотя
занимала территорию небольшую - всего три гектара, а потом разрослась
за счет пригорода. Как считают историки, город существовал и в эпоху
Золотой Орды, а захирел после завоевания Иваном Грозным. Постепенно
Елабужское городище стало разрушаться (до нас сохранилась лишь одна
его башня). Но само место, почтительно называемое в народе Ак мечеть
- Белая мечеть, долгое время притягивало мусульманских паломников. Пока
не появился здесь Троицкий мужской монастырь. В прошлом году археологами
были выявлены места массового захоронения христианского типа...
Одним словом, сегодня у историков достаточно доказательств
1000-летнего возраста Елабуги. Казалось бы, местному населению остается
только радоваться. Однако, по словам заместителя директора Института
истории АН РТ Рамиля Хайрутдинова, ученым и администрации
города пришлось сильно поработать, чтобы переломить укоренившееся здесь
мнение, что Елабуга - российский уездный центр, основанный Екатериной
II. Последние полтора года ушло на то, чтобы елабужане узнали как можно
больше об истории своего города: проводились различные конференции,
выпущена книга, снят фильм.
А буквально на днях ученые Татарстана вернулись из
Москвы - отвезли в Институт археологии Российской академии наук материалы
по Елабуге. После получения окончательного заключения президиум Академии
наук РТ решит вопрос о конкретных сроках празднования 1000-летнего юбилея
древней Алабуги. И начнется для города новый виток истории - развитие
реконструкции и реставрации, городских инфраструктур, привнесение инвестиций
в гостиничный и туристский бизнес.
Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №10(17) 16 марта 2001 года