Сейчас, когда в республике идёт
усиленная полемика на тему: нужен ли нам татарский язык, и, если да,
то в какой мере, нелишне было бы подумать, с чего же начинается наша
самоидентификация как татар. Я в принципе далека от мысли пропагандировать
оголтелый национализм, но наша самореализация, самоосуществление, как
отдельно взятых личностей, так и всего народа, определяется тем, насколько
татарами или нетатарами мы себя ощущаем. Ведь никто не будет обвинять
в национализме русских, украинцев, казахов или эстонцев только за то,
что они поют свои песни, говорят на своём языке, читают детям свои сказки
и рассказывают о своей истории. Национализм начинается там, где нация
(неважно, какая) возносится над другими нациями, именно её история становится
якобы определяющей в мировой истории, нежелание сосуществовать с другими,
живущими рядом народами, и признавать их право на подобное же существование
(пример тому мы наблюдаем в сегодняшней Латвии, когда у русскоговорящего
населения, десятилетиями, если не больше, жившего там, отбирают право
учиться на своём языке - пример, не достойный подражания). А мы нередко
добровольно отказываемся от этого права, держа в руках такое сокровище
- свой язык - и не пользуясь им, отталкивая подарок судьбы: иметь возможность
в естественной среде реализовать себя как татарский народ и заботиться
о своём языке. Но язык - это лишь одно из проявлений того, что называется
национальное (не путать с националистическим) самосознание и воспитание.
Национальность человека определяется не его волей,
а укладом его инстинкта, его внутреннего творчества, его бессознательной
духовности. Сыном или дочерью какого народа является человек зависит
от того, как у него проявляются чувство чести, долга, доброта, как и
что он поёт, пляшет, как он читает стихи, как любит свою семью, кто
его любимые герои сказок, народные герои. И всё это не есть продукт
его воли и сознания сегодняшнего, но продукт его подсознательного духовного
уклада.
Бороться с национальным обезличеньем наших детей мы
должны именно на этом пути. Но возможным это будет только в том случае,
если каждый поймёт и проникнется мыслью, что в его семье никто другой
кроме него самого этого не совершит: надо сделать так, чтобы все прекрасные
предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём восхищение,
чувство красоты, чести, любознательности, великодушие, жажду подвига,
были национальными. Чтобы дети думали по-татарски, чтобы они почуяли
в себе кровь и дух своих булгарских и татарских предков и всей душой
приняли бы историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы имена
и дела народных героев, просветителей, сказителей трепетом отзывались
в их душах. Имея в семье источник таких настроений (а смешанные семьи
- не исключение) и получив такой духовный заряд ещё в дошкольном возрасте,
наши дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных
патриотов своего народа. Пример тому - татарские диаспоры по всей России
и по всему миру, потому что они состоят из людей, получивших подобную
закалку в детстве; те, кто её, увы, не получил, даже при наличии татарской
родословной, имени и фамилии, духовно перестают быть татарами, нередко
стесняясь своей национальной принадлежности, и не вступают в контакт
с соплеменниками.
Есть несколько фундаментальных камней, на которых
покоится воспитание и обогащение национального самосознания: язык,
песня, сказка,
рассказы
о героях, поэзия,
история...
Язык - это первейшее и важнейшее сокровище, через
него открывается путь к другим кладезям народной мудрости. Язык вмещает
в себя таинственным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад,
творческий потенциал и замысел народа. Всё это ребёнок должен буквально
получить с молоком матери. Наиважнейший момент: нужно, чтобы пробуждение
самосознания и личностной памяти ребёнка (это происходит на третьем,
четвёртом году жизни) совершалось на татарском языке. При этом важно
не то, на каком языке могут говорить в присутствии ребёнка - это могут
быть самые различные языки, - а то, на каком языке говорят непосредственно
с ребенком, обращаются к нему, побуждая его выражать собственное состояние
именно на этом языке.
Поэтому пусть умерят свой пыл те родители, которые
вознамерились учить ребёнка языкам чуть ли не с пелёнок. Бесспорно,
раннее обучение - хорошо, но во всём должна быть мера. И очередь другого
языка придёт тогда, когда ребёнок серьёзно заговорить на родном языке.
Пусть и в дальнейшем в семье царит культ родного языка: чтение детям
перед сном вслух, беседы о родном языке - его красоте, богатстве, величии,
выразительности, творческой неисчерпаемости.
Музыка, песня - это дитя должно слышать ещё до рождения,
а затем - в колыбели. Пение матери принесёт ему первый душевный вздох.
Татарская песня прекрасна, переливчата, искренна. Она несёт в себе отпечаток
всей великой и глубокой истории народа, любовь, утешение. Пусть дома
всегда звучат татарские мелодии.
Сказания, предания, баиты, сказки - они будят и пленяют
мечту. Они дают ребёнку первое ощущение героического - чувство испытания,
опасности, призвания, подвига, победы. Они учат мужеству и верности,
учат отличать доброе от плохого, правду от лжи. Воспитание национального
самосознания неполно без национальной сказки. Ребёнок, никогда не грезивший,
слушая сказки своего народа, легко поддаётся ассимиляции и утрачивает
свою национальную самоидентификацию в духовном смысле.
Рассказы о национальных героях (будь то защитники
Булгар, Казани или герои Великой Отечественной), образы героизма пробудят
в ребёнке волю к доблести, жажду подвига и служения, готовность терпеть
и бороться; принадлежность героев к его народу даст ему непоколебимую
веру в духовные силы своей нации, а национальный герой ведёт свой народ
даже после смерти. Вот это и есть школа национального характера.
Книги, труды писателей и поэтов: самый яркий пример
- это наша национальная гордость Габдулла
Тукай, певец татарского народа. Его поэзия - это мудрость,
нашедшая отражение в прекрасных образах, ставших музыкой. Ребёнок, выросший
на поэзии Тукая, никогда не сможет перестать быть татарином. По мере
взросления ребёнка надо приобщать к другим видам национального творчества:
музыке, живописи, прикладному искусству, орнаменту ( и уж тут наши тюбетейки,
калфаки, сапожки держат пальму первенства), театру, архитектуре, а то
и религиозной культуре (не надо бояться этого слова, но и не стоит впадать
в крайности исступлённого религиозного фанатизма; религия
- тоже часть народной культуры; жаль, что некоторые амбициозные и недобросовестные
люди используют религию как козырную карту в своих политических устремлениях,
а между тем религия - это тоже кладезь мудрости, музыки, поэзии, традиций
и культуры).
Что касается истории, нужно уметь дать ребёнку понять,
что он - татарин, сын великого татарского народа, потомок не менее великого
булгарского народа; за его плечами - величавая и трагическая история,
расцвет, страдания и крушения и - вновь стремление к подъёму. Необходимо
дать ребёнку почувствовать, что история его народа есть источник живой
мудрости и силы.
При этом - и это самое важное - национальное самочувствие
ребёнка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического
самомнения и от самоунижения. Изучая историю, не стоит избегать слабых
сторон национального характера, но в то же время указывать на источники
национальной силы и славы. История учит духовному преемству, а историк,
становясь между прошлым и будущим своего народа, должен сам видеть его
судьбу, понимать его путь, любить его и верить в его призвание.
И конечно, достойное сосуществование с другими народами,
взаимное уважение - всё это поднимает на высоту любой народ, не опускающийся
до деления на перво- и второсортные народы, дающего другим также свободно
самореализовываться и поддерживая их в этих устремлениях. Такой должна
быть идея национального воспитания, необходимая каждому духовно здоровому
народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этой идеи,
и при том в форме возрастающей одухотворенности, национального благородства
и межнациональной справедливости. Только так возможно сохранить священное
начало Родины и одолеть такие пороки как больной национализм и всеразлагающая
ассимиляция.
Венера Вагизова