|
Сююмбике Элибай
(Sevimbike Elibay) |
Весна всегда богата на сюрпризы. И неважно, какими они могут быть: из
области науки или культуры, политики или образования. Берлин – город,
живущий кипучей жизнью. Вот и эта весна преподнесла Берлину массу сюрпризов:
подорожали билеты в транспорте, повысилась квартплата, приехал
Том
Круз... на фоне этой пестрой картины одно событие стало праздником
для любителей классической музыки.
В один из вечеров в конце марта в центре Берлина перед
Палаццо Фарнезе можно было наблюдать элегантную публику, спешившую на
концерт с участием блестящей пианистки Сююмбике Элибай (Sevimbike
Elibay), американки с татарскими корнями, вот уже без малого
два десятка лет живущей в Берлине. Ей, ученице знаменитых педагогов
– Розины Левиной в Джульярдской школе Нью-Йорка и Ганса
Лейнграфа в Высшей школе музыки Ганновера –, лауреату международных
конкурсов в США и Италии, подвластны едва ли не все стили и жанры. Сегодня
она солирует в Берлинской филармонии с графически строгим 3-м концертом
Бетховена, завтра – вовлекает слушателя в карнавал красок Мефисто-вальса;
в камерном зале нью-йоркского Карнеги-Холла Сююмбике очаровывает поклонников
Новой музыки произведениями Чарльза Айвза и Джона
Корильяно, а вернувшись в Берлин – блистает с друзьями в Патетическом
трио Чайковского.
Сююмбике никогда прежде не приходилось бывать на родине
своего отца в Татарстане и на родине матери, татарки из Харькова. Но
музыкальная культура своей исторической родины исподволь всегда влекла,
манила, волновала её воображение. В родительском доме Сююмбике особенно
часто звучала лирическая песня Джаудата Файзи "Урман
кызы" ("Лесная девушка"), которую пианистка любит напевать
и теперь. В прошлом году Сююмбике Элибай покорила берлинскую публику
исполнением произведений Рустема Яхина (ох, не прав
был Шамиль Гимаев, берлинский художник, когда в интервью
«Татарским краям» сказал, что имена татарских композиторов «ничего не
говорят ей» – ещё как говорят!).
А на сей раз берлинские меломаны имели возможность
насладиться произведениями чехов – Леоша Яначека и
Антонина Дворжака в исполнении Сююмбике Элибай, Бернгарда
Хартога (первая скрипка Немецкого симфонического оркестра)
и Петера Манна (виолончелист этого же оркестра). Искушенной
публике были представлены не просто произведения славянских композиторов,
но именно те, которые так или иначе были связаны с той далёкой страной,
где жили и живут вместе славяне и тюрки, и вся история их так переплетена,
что и не разберёшь порой, где заканчивается славянская, а где начинается
тюркская культура. На это же обратила внимание и сама пианистка, заметив
после концерта с улыбкой, что в исполненных на вечере сочинениях есть
пентатонные музыкальные обороты, с которыми обычно ассоциируется музыка
Азии: "Наверняка, и здесь не обошлось без татар!"
|
Смолкли шорохи в зале, и полились мелодии, навеянные
«Сказкой о царе Берендее» Жуковского и «Крейцеровой
сонаты» Толстого; за изысканными "Романтическими
пьесами" следовали яркие «Думки» на темы украинской народной музыки...
Люди слушали, боясь лишний раз выдохнуть. В темноте зала неслышно скользнула
тёмная тень и, за неимением свободных мест, примостилась на ступеньке
лесенки. Когда музыка смолкла и зал взорвался овациями, криками «Браво»,
взгляд, брошенный в сторону, открыл занятную картину: места не хватило
самому Кенту Нагано! Кент Нагано, один из авторитетнейших
музыкантов мира, японец, выросший, как и Сююмбике Элибай, в США, главный
дирижёр Немецкого симфонического оркестра... Сам факт того, что Нагано
пришёл на этот концерт, нашёл время в своём плотнейшем графике работы,
говорит о многом.
После концерта мы подошли к музыкантам, поздравили
их с успешным выступлением и выразили надежду, что когда-нибудь и ценителям
музыки в Татарстане выпадет удача послушать музыку в исполнении Сююмбике
Элибай. Сююмбике улыбнулась и сказала, что это была мечта её и её отца
– выступать в Казани. Надеемся, эта мечта станет реальностью.
Венера Вагизова, Ильдар Харисов