Российская Федерация
Оренбургская обл.

Главная страница > Регионы > Фарит Нугуманов
Фарит Нугуманов
Номенклатурный националпатриотизм.

 

Национальное движение понятие не однозначное. Существует формальные, неформальные движения, на энтузиазме отдельной диссидентствующей личностей, с правозащитным оттенком. В общем, это может стать предметом глубоких аналитических исследований, если конечно кому –то это интересно. Я хочу рассказать о появлении в так называемых диаспорах номенклатурного националпатриотизма.(Название чисто условное). По моему мнению, явление очень опасное. А дело вот в чем. Возьмем компактно проживающих татар в городе, районе в каком - нибудь регионе России. В начале девяностых не просто было найти настоящего национального лидера, который бы взял на себя смелость возглавить движение татар. Как правило, таковыми становились энтузиасты, которым нечего было терять или которые были относительно независимы от местных властей. Теперь же, кое – где наблюдается даже определенная борьба за лидерство. «Первыми татарами» желают стать обеспеченные люди, директора предприятий, предприниматели, чиновники. Желание кажется похвальным. Как не крути, денег у них больше и «опыта руководящей работы», значит, можно надеется на более эффективную работу по возрождению языка, культуры и так далее. Но не торопитесь. Деловой человек, назовем его условно «Саттар Саттаровичем», за редким исключением, никогда не возьмется за то, что не приносило бы дивиденды. Какие они? Первое, он может рассчитывать на голоса национального электората проживающего в этой местности, во время различных выборов. Причем использовать их не только для себя, но и продать другу «Ивану Ивановичу», который по его словам «обожает татар», а подручные СМИ будут этому вторить. Второе, национальное самодеятельное образование это «крыша». При возникновении каких трудностей с правоохранительными и налоговыми органами «по месту основной работы», разговор можно легко перевести в плоскость преследований по национальным мотивам. Поднять в шум в газетах, что «лидера» преследуют не из –за каких –то финансовых, допустим, махинаций, а за то, что он «национальный лидер». Очень даже эффективно. Третье, заручившись формально поддержкой народа, Саттар Саттарович получает как бы от них « доверенность» участвовать в социально политической жизни региона. Это эффективно, если татар в процентном отношении много. Вот он уже открывает двери администраций ногой. Что интересно, и региональную власть такое положение устраивает. Когда в главе движение непредсказуемый диссидент, от него много хлопот. Он все время недоволен, что –то требует, будоражит народ. А Саттар Саттаровичем всегда можно договориться. Подкинуть ему в крайнем случае должность или хороший кредит. А чтобы население молчало, какую - нибудь подачку в виде разрешения преподавать язык в школе.(Все равно пришлось бы разрешить). И все это раскручивается в местных СМИ, как понимание властями нужд народа при «кропотливой работе лидеров татарской общины».

Таким образом, получается, что национальное движение в регионе как бы существует. Более того, накапливается «опыт межнациональной работы» у властей региона, с которым они делиться с коллегами из других областей. Идет похвала из Москвы. Опять же должности, звания. Красота!

Приходиться слышать и такое мнение: а что, мол, в этом плохого? Все же лучше, чем совсем ничего. Уж лучше ничего. И подтверждением тому возникновение в этих же регионах альтернативных движений. Ведь проблемы все равно остаются. А официальные движения украшают лишь фасад. Только вот с настоящими лидерами борются и власти и Саттар Саттарович со своей командой, который очень радеет «за стабильность в обществе». (Он ведь уже считает себя знатоком, экспертом). Вот это лицемерие способно загубить все. Где лицемерие, не может быть добра.

Фарит Нугуманов.

Hosted by uCoz