Узбекистан г.Ташкент |
Главная страница > Регионы > Абухамид Шариф Кашаев |
«Казань. Времён связующая нить»
|
Первое, что делают туристы и гости, вновь прибывающие в незнакомый город, - приобретают путеводитель по городу со схемами его улиц и площадей. Недавно и мне привезли книгу на русском языке «Казань. Времён связующая нить.» с надписью «1000 лет» на суперобложке, выпущенную РИЦ «Титул» в 2000 году. Судя по оформлению, книга претендует на подарочное издание к юбилею
города. Первый недоуменный вопрос я услышал от своей невестки Ильнуры, выросшей и получившей образование уже в суверенном Узбекистане,: «А почему в Казани так мало улиц с татарскими именами? Почему уважены Маркс и Энгельс, Бауман и Свердлов, Карл Либкнехт, Клара Цеткин и Роза Люксембург?». «Неужели они тоже были татарами?»- добавила она с улыбкой. Я же, кроме этого, сам обратил внимание на то, например, что улица Кул Гали, названная в честь основоположника булгаро-татарской литературы, расположена на самой окраине города и напоминает какой-то Кривоколенный переулок на Арбате в Москве. Но при этом улицы Шатурская, Беломорская, Магистральная и Техническая, Модельная (?!) и Фрезерная (?!) прямые как стрелы гордо красуются неуместностью своего названия на карте столицы Татарстана. Нет паритета татарских, еврейских и русских названий улиц татарской столицы. Я уверен, что в Тель-Авиве днём с огнём не сыщешь улиц с именами видных татарских революционеров Ямашева или Саид-Галеева. Они, евреи, до этого не доросли. И не дорастут никогда. В Казани есть улица Тбилисская, но нет Биляр урамы, есть улица Соликамская, но нет Сувар урамы, есть 2-я (!) Армавирская, но нет Булгар урамы. Есть Оренбургский тракт, но нет Ногай юлы, по которому когда-то приехала в Казань ханбике Сююмбике. Казань до сих пор не обзавелась своей Ордынкой, пусть даже Средней. Хотя в Москве, на которую принято равняться из Казани, есть аж две Ордынки, Большая и Малая, по которым русские князья наперегонки ездили в Орду за ярлыками на великокняжение. А ведь с Золотой Ордой Казань связана более тесными узами. Эти несуразицы можно продолжать и продолжать. Хочу лишь подчеркнуть, что 1000 лет исполняется городу, основанному предками нынешних татар, а не евреев или какого-либо другого народа. Опять-таки почему - то в столице Татарстана есть улицы Клары Цеткин и Розы Люксембург, пусть славных еврейских женщин, но не имеющих отношения к татарской истории. Однако нет ни одной улицы, названной в честь не менее славных татарских женщин. Куда смотрят татарские феминистки, известные всем близживущим народам своими раскрепощёнными взглядами. Обе наши ханши, и Сююмбике, и Нурсолтан, своими трагически-прекрасными судьбами навечно связанные с Казанью и татарской историей – самые достойные кандидаты для увековечивания в названиях не самых окраинных улиц. Сююмбике, вместе со своим малолетним сыном Утямешем «сданная» казанцами в полон, должна, нет просто обязана быть возвращенной в Казань теперь уже в бронзе. Душа её на небесах только возрадовалась бы такому возвращению. Присвоением же одной из улиц имени Нурсолтан можно было бы порадовать заодно и братский казахский народ! Если улицы Казани, по которым мы выше «проехались», являются «кровеносными сосудами» города, то Казанский Кремль – его сердце. Ведь здесь, помимо прочего, находиться резиденция президента Республики Татарстан. Гостям города в дни его 1000 – летия обязательно покажут в Кремле и башню Сююмбеки, на шпиле которой только в начале 90-х годов гордо засиял полумесяц. Однако любопытные и любознательные гости, слегка повернув головы, увидят и другие полумесяцы, но уже грустно поблёскивающие под православными золочёными крестами соседствующего с башней собора. Это символ победы православия над исламом, знак унижения и попрания ислама. Поверьте, гости, которые приедут на юбилей города, прежде всего из мусульманских стран, будут просто ошарашены этим символом межконфессионального «равенства и братства». Любопытно, но эти «полумесячные» православные кресты ежедневно лицезреют из окон резиденции президента. Без всяких видимых эмоций и последствий. Хочется верить, что хоть у руководителей Казанской епархии достанет ума, духовных и нравственных сил убрать полумесяцы с крестов и, тем самым, сделать реальный и веками ожидаемый шаг на пути достижения реального межконфессионального мира и согласия, о котором всегда с волнением говорит предстоятель Русской православной церкви Алексий Второй. В конце концов это нужно в первую очередь самим православным. «Привычка свыше нам дана - замена счастию она»- писал русский Поэт. Казанцы привыкли принимать свой любимый город таким каким его сформировала прошлая эпоха. В суете добывания хлеба насущного им недосуг подняться над обыденностью и взглянуть на свой город со стороны, глазами неравнодушного, но стороннего к Казани человека. Я отнюдь не претендую ни на лавры Ленина, ни на лавры Герцена, - мастеров эпистолярного жанра, но если мои «записки» или, если хотите, «письма издалека» хоть в какой-то форме помогут Казани и казанцам достойно предстать перед миром в дни своего первого миллениума, то я буду только счастлив! А если после юбилейных торжеств 2005 года, татары из Ташкента, да и из других городов и стран, побывавшие в эти дни в Казани, по возвращении с воодушевлением будут описывать его хотя бы ещё по меньшей мере как «полутатарский» город, то я буду счастлив вдвойне! С уважением и любовью к казанцам и
Казани, моей исторической родине, |