Когда общаешься с уроженцем Востока, то создается впечатление,
что аромат азиатских специй, которыми славится восточная кухня, передается
и в речи. Живая мимика, необычные жесты, междометия и самое главное
- интонация, которая скажет часто больше, чем сами слова.
Уроженец Китая, а ныне гражданин Казахстана Рабин
Сафаргалиев за долгие годы жизни на Востоке впитал многие традиции этого
края. Зажиточная семья Сафаргалиевых после революции бежала из России
в Кульджу. В 1955 году они вместе с другими семьями (по некоторым источникам,
тогда в Союз вернулось до ста тысяч выходцев из Китая, в основном это
были казахи, уйгуры, русские, татары) переехали в Кыргызстан. После
окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта
Рабин эфенди обосновался в Алма-Ате и является одним из активистов
татарской общины Казахстана.
Он рассказал о жизни татарской общины не только в Казахстане,
но и в Китае.
- Как сегодня живет татарская община в Казахстане?
- В конце 80-х - начале 90-х мы переживали период бурного
расцвета. В1989 году самым первым среди национальных центров в Казахстане
открывается алма-атинский татарский городской культурный центр. На собственные
средства мы начали издавать газету "Фикер". Получили
здание для центра. В одном из алма-атинских детских садиков открылась
татарская группа, в школе - татарский класс. Но сегодня мы потеряли
практически все. Только вместо одной головной организации появилось
три - городской центр, татаро-башкирский культурный центр, общество
"Илдэш".
- Почему произошел такой резкий спад?
- Будучи уроженцем Китая, помню, как татарская община
тогда выживала. Существовал татарский вакф - некий прообраз
благотворительного общественного фонда, который пополнялся за счет милостыни
и пожертвований как бизнесменов, так и простых людей. На эти деньги
в Кульдже содержали две татарские мечети и школы.
И тогда между уважаемыми татарами могли быть разногласия
и споры, но во главе общины стоял аксакал - старейшина общины. Его слово
было законом для всех. Потому что все понимали, что он блюдет общественные
интересы.
В Казахстане мы попытались создать материальную базу.
Конец 80-х - начало 90-х - это было время кооперативов. Татарские предприниматели
предложили зарегистрировать свои кооперативы при татарском культурном
центре, а десять процентов прибыли перечислять на нужды татарской общины.
Мурат Каримов, возглавлявший тогда центр, затребовал
50 процентов от прибыли, при этом добавил, что "нам, татарам,
негоже заниматься спекуляцией". Тогда два министра в Казахстане
были татарами, и они помогали нам. С 1991 года у нас начались серьезные
проблемы.
Я считаю, что раздоры между татарами возникли благодаря
нашей же неопытности. Мурат Каримов втайне от всех продал на аукционе
здание нашего центра. За это время он успел перессориться со всеми татарами
Казахстана. Сейчас возглавляет полпредство РТ в Казахстане. И когда
к нему за советом приходят татары, которые хотят переехать в Татарстан,
он встречает их словами: "Ты знаешь татарский? Нет. Поэтому
тебе там делать нечего".
- Судя по вашим словам, татары Казахстана как община
просто не существуют...
- В 1993 -1994 годах образовалась Ассоциация татарских
общественных и культурных центров, включающая национальные организации
в семи областях Казахстана. Общество "Илдэш" на всенародные
пожертвования восстановило в Алма-Ате на старом месте татарскую мечеть.
В Казахстане у нас около двадцати татарских бизнесменов.
Так, например, Турсунтай Габитов и Фаридун
Батыров активно развивают ресторанный бизнес.
Сегодня в Казахстане особую популярность завоевала
певица Майра (Махира) - она наполовину
татарка, наполовину казашка.
- А вы поддерживаете связь с китайскими татарами?
- Да, конечно. В Казань я привез список 25 татар из
Китая, которые хотят продолжить свое образование в РТ.
После того, как в Среднюю Азию в 50-е годы хлынул поток
переселенцев из Китая, она сильно изменилась. Я думаю, что если к вам
переедут китайские татары, то и Татарстан изменится. В Казани нет ни
одного татарского ресторана. Я думаю, что эту нишу скоро займут приезжие
татары. Ведь они сохранили многие забытые здесь блюда национальной кухни.