В дни Курбан-байрама приятель
меня потряс откровением:
- Представляешь, - рассказал он с возмущением
при встрече, - вчера моя соседка, баба Настя, затеяла стирку. Я
ей говорю, что нельзя, мол, у татар сегодня праздник. А она ни в какую...
История, в общем-то, обычная, если бы не одно "но".
Приятель мой - русский, православный. Подумалось тогда: вот так вот,
в принципе, на основе взаимоуважения и должны строиться межнациональные
отношения. Но, увы... Лишенные права учиться на родном языке, за пределами
Татарстана мы жили и живем с вечным клеймом нацмена. Наверное, выражу
мнение многих татар, проживающих за пределами республики: в Казани мы
видим колыбель нации, хранительницу самобытности народа. На вас, живущих
в Татарстане, возлагаем надежды, что и интересы татар из других регионов
будут учтены и защищены. Ну, а как нам живется в российской глубинке,
постараюсь рассказать в этой публикации.
"После долгих поисков нашел тебя 6 мая 1982
года" - эту надпись рядом с другой, датированной 1936 годом,
на одном из ленинских томов сделал заслуженный учитель России, ныне
уже покойный З.Г.Сафи. Эта, другая, надпись - на арабском
языке - свидетельствует: он, Зайнаб Гатауллович, вместе
с односельчанином Нагимом Шакировым нашел на старом
кладбище села Асекеево надгробный камень, датированный 1496 годом...
Понятно, что в тридцатые годы не могло быть и речи об оспариваний даты
рождения села. И в чем-то даже символично, что эта надпись сделана до
лучших времен именно на томике В.И.Ленина. Но лучшие времена вроде бы
настали, а днем рождения села по-прежнему считается конец восемнадцатого
века. И это понятно: татары почему-то стали в устах некоторых официальных
лиц в Оренбурге "не коренным населением области".
А этот камень мог этот тезис опровергнуть, И то, что он не сохранился,
а на месте кладбища находятся сейчас школьные туалеты (!),-тоже по-своему
символично.
В Оренбургской области татарское село Асекеево, или
Асекеевка, по мнению чиновничьего люда, - та еще дыра. Однако многие
ссыльные русские остались здесь навсегда и отнюдь не пропали. Предки
наши знали, где селиться. Окруженный с севера, как стеной, холмами,
богатыми дубравами, с юга - степями, полями с тучным черноземом, для
области наш район и сейчас - лакомый кусочек...
В Оренбургской области, по последним данным, 7,3 процента
татар. В Асекеевском районе из 25-тысячного населения почти половина
- татары. В соседнем Абдулинском районе татар около 29 процентов, в
Бугурусланском - всего 10 процентов. Есть крупные татарские села.
Не так давно состоялась встреча нашего 10 "Б"
выпуска 1978 года. Так вот, я с удивлением заметил, что, как и двадцать
с лишним лет назад, разговариваю с нашим старостой по-татарски. А ведь
на переменах нас всех ругали за то, что мы разговариваем по-татарски,
а преподавание родного языка и литературы отменили "по просьбам
трудящихся" еще в пятидесятых. Когда же, казалось, все шлюзы открыли
- в начале девяностых - кое-кто стал ратовать за старые порядки. Да,
в Асекеевской средней школе родители учеников сами написали заявление
о том, что они отказываются от преподавания татарского языка... А еще
я помню, как инертны были люди при создании первого татарского общественного
центра и русские руководители чуть ли не силой нас туда вовлекали. В
чем же причина? Думаю, советская пропаганда была еще сильна: мы собирались
жить в мире без языковых и культурных различий. Но сейчас многие стали
понимать, что Иванов, Мухаметов, Ибрагимов, не помнящих родства, у нас
стало слишком много. И постепенно национальное самосознание росло. Вместо
татарского центра появилась национально-культурная автономия. Пробили
преподавание родного языка в начальных классах школы. Пошли татарские
концерты, спектакли в районном Доме культуры, но...
Межнациональные отношения - это вообще тонкая материя.
Определенный фон недоверия, неблагонадежности татар создают официальные
СМИ. Последний пример: в первом номере журнала "Оренбуржский край"
за 2001 год в статье "Пояс анаконды" говорится об угрозе афганских
талибов(!) Оренбуржью. А председатель Бугурусланского татарского общественного
центра Р.Каримов в областной газете "Яна вакыт"
рассказал, что в районе сначала были созданы благоприятные условия для
возрождения татарского самосознания (был открыт татарский класс, начали
работать факультативы, организованы радио- и телепередачи, художественная
самодеятельность. В местной газете появилась страничка "Туган тел"
и т.д.). Но, к сожалению, многое из начинаний встретило непонимание
у представителей низовых звеньев администрации города и управления образования.
"В школах с преобладанием детей-татар идет дискриминация национального
образования, - пишет он. - Часто даже депутаты горсовета заявляют:
"Изучайте татарский язык в Татарстане". У определенной части
ответственных работников всех уровней выработался синдром боязни влияния
Татарстана. Сегодня под видом воспитания патриотических чувств у русскоязычного
населения развивается шовинистский зуд..."
Действительно, в последнее время татары как-то неуютно
себя, чувствуют, идет какое-то кипение вокруг проблемы, скажем так,
нации и веры.
Ну, а обвинения в ваххабизме - это вообще тема для
большого разговора. В прошлом году в передаче ОРТ "Час пик"
муфтий Талгат Таджутдин среди рассадников ваххабизма
назвал и Асекеево. За что такие "почести" селу с населением
в несколько тысяч человек? Вера в наших людях жила при любой власти.
Всегда свершались в татарских семьях никахи и другие обряды. Читался,
пусть тайно, Коран. В селе всем миром построены уже две мечети (до революции
их было пять).
В нашей области сейчас сложилась уникальная ситуация:
образовалось два муфтията - Оренбургский и "раскольнический"
Бугурусланский. По сути, Оренбургский муфтият олицетворяет "старый"
традиционный ислам и подчиняется Уфе. А Бугурусланский, молодой и задорный,
смотрит на Москву. И это понятно: там, в столице страны, решаются все
вопросы, а не в Уфе. Бугуруслан нам ближе и географически. Там открыто
медресе, где преподают арабы и выходцы из арабских стран.
И вот уже несколько лет идет борьба муфтиятов за мечети,
в том числе и в Асекеево. В выражениях никто не стесняется, и слово
"ваххабиты" пришлось к месту. Вот почему асекеевцы прослыли
"ваххабитами"...
Откуда все-таки дуют эти ветры недоверия к татарам?
Может, всему виной зависть? Ведь татары у нас, например, довольно энергично
и успешно окунулись в бизнес... Но почему-то в 'эту причину не верится:
русский человек не опустится до таких страстей. Может, действительно,
нет дыма без огня? Но никогда в Асекеево не было националистических
выступлений. А может, все объясняется просто - обычной некомпетентностью
чиновников, их неумением и нежеланием ладить с новым? Скорее всего,
это именно так... Но обнадеживает то, что появляются и светлые головы,
которые понимают, что конфронтация ни к чему хорошему не приведет...
29 марта 2001 года в Оренбурге состоялось выездное
заседание Всемирного конгресса татар. Обсуждался вопрос о взаимодействии
автономии с властями. И хотя событие это, безусловно, оживило в области
"межнациональный вопрос", но, откровенно говоря, мы ждали
большего. Чувствовалось, что члены исполкома намеренно избегают острых.
вопросов. Хотя прозвучала интересная мысль: надо больше доверять татарам
как носителям классического ислама. Наши мечети как раз могут стать
заслоном для проникновения исламского экстремизма.
На форуме звучали предложения о необходимости создания
в районных и городских администрациях отделов по межнациональным и религиозным
вопросам. Была высказана идея создать в Татарстане министерство, которое
занималось бы проблемами татар, живущих за пределами республики. Бодро
прозвучало, что на северо-западе Оренбуржья началось вещание казанского
телевидения. Эту новость повторили почти все СМИ области... Увы, видимо,
новость эта была только для гостей из Татарстана. Телевизор молчит до
сих пор.
- Да, принимаем сигнал из Татарстана, - ответили на
асекеевском ретрансляторе, - но не передаем - нет аппаратуры.
- А где же специально закупленное для этого оборудование?
- По нему велено транслировать Оренбургское телевидение...