Закон о государственном языке, его реализация — это
отношение общества к решению национальных проблем, что связано не только
удовлетворением национально-культурных потребностей народов, но и улучшением
социальных условий их жизни. Практически претворение всего этого могло
идти, главным образом, через огосударствление родного языка. Первый
декрет ЦИК и Совнаркома Татарии о признании татарского языка государственным
был издан 25 июня 1921 г. В вводной части декрета отмечено: "Учитывая,
создавшуюся впервые после долголетних обострений гражданской войны,
возможность мирного культурного строительства Татарской республики,
Татарский Центральный исполнительный комитет и Совнарком постановляют
ввести во всех государственных советских учреждениях татарский язык
обязательным"1. Учитывая высокий процент русского населения в Казани
и районах, для которого исключительное введение татарского языка могло
явиться большим затруднением — наравне с татарским, на правах государственного
был определен и русский язык.
Примечательно то, что, еще до принятия Декрета практическая
работа — подготовка по введению татарского языка в делопроизводство
уже велась. Так, этот вопрос обсуждался еще 14 февраля 1921 года на
заседании Президиума ЦИК ТАССР. Совнарком Татарстана своим постановлением
от 24 мая 1924 г. поручает Наркомпросу к 15 июня 1921 г. открыть курсы
татарского языка в Казани, кантонах и волостях. Курсы должны были в
первую очередь обслуживать "ответственных работников", а во
вторую — "советских служащих", в-третьих — "всех желающих"2.
Вскоре такие курсы были открыты. И с момента организации курсов в 1922
г. выпущено 1500 финансово-налоговых и счетно-бухгалтерских работников.
Особое внимание обращалось госаппарату. В то время
он не был приспособлен к обслуживанию татар. На 1 января 1921 г. в Центральных
учреждениях Татарстана было всего лишь 7-8 процента служащих татар .
Не лучше обстояло дело в волостных учреждениях. Положение требовало
решительного улучшения, однако голодные 1921-22-е годы не дали возможности
реализовать татарский язык в нужных масштабах. В 1922 году Тат. ЦИК
вновь возвращается к этому вопросу своим постановлением от 13 мая 1922
года утвердил положение о кантонных комиссиях. На них возлагалось руководство
работой всех советских учреждений в пределах кантона по введению татарского
языка в делопроизводство.
Начиная с 1923 года по изжитии последствий голода,
правительство республики и Комиссия по реализации языка приступают к
более решительному разрешению этого вопроса. В периодической печати
открыта специальная рубрика по освещению мероприятий реализации языка.
Такие материалы, например, опубликованы в газете "Красная Татария"
в 1924 году от 11, 13 мая, 18, 19, 20, 27 июня, и в каждой из них несколько
сообщений. Так, постановлением Тат. ЦИКа от 11 мая 1924 года деловая
переписка с районами, имеющими большинство татарского населения, устанавливалась
на татарском языке. Учреждения и предприятия должны были заменять своих
служащих, владеющих только одним языком в тех должностях, замещение
которых требовало знание обоих языков, как для обеспечения приема и
исполнения устных и письменных обращений на обоих языках, так и вообще
для полного проведения в жизнь постановлений ЦИК ТССР в области реализации
татарского языка. Увольняемым предусматривалось предоставление компенсации.
При сокращении штатов в первую очередь должны были сокращаться лица,
не владеющие обоими языками. Учреждениям имеющим в своем составе аппарата
служащих татар менее чем на 50 процентов было предложено установить
институт практикантов из татар в объеме 10 процентов всех служащих данного
учреждения или предприятия. Этим же постановлением были приняты конкретные
меры по укомплектованию состава милиции в татарских районах из лиц,
владеющих татарским языком, и по проведению судебных дел на родном татарском
языке. В целях контроля органам Рабоче-Крестьянской инспекции было поручено
при обследовании учреждений обращать внимание на выполнение Инструкции
по реализации татарского языка и на приспособление аппарата учреждения
для работы в условиях реализации татарского языка. Буквально через день
та же газета "Красная Татария" опубликовала материал о введении
института практикантов, о том, что свыше 40 чел., окончивших курсы были
размещены в сельсоветах, 25 финансовых и 35 судебно-правовых работников
в центральных учреждениях. В 15-ти районах республики организованы участки
судопроизводства на татарском языке. Также было введено делопроизводство
на татарском языке в Главном суде, когда слушались дела татар5.
В июне 1924 года состоялась 2-я сессия ЦИК Советов
Татарской республики, которая специально заслушивает доклад о состоянии
дела. Материалы сессии выявили такую картину: к 1-му января 1921 г.
ответственных работников татар было — 10,4 процента, к этому сроку 1922
г. — 11,5 процента, к 1-му мая 1923 года — 15,6 процента, к 1-му июня
1924 года — 19,5 процента. По этим данным рост за 4 года — на 9,1 процента.
Выборы в волостные исполнительные комитеты осенью 1921 г. дали 30 процентов
татар, в 1922 г. — 39 процентов, и в 1923 г. — 46 процентов. Сельсоветов
в Татарстане составляло 46 процентов, реализован татарский язык в 1000
сельсоветах, т.е. 82 процента В такой ситуации 11-я сессия принимает
резолюцию, в которой были намечены конкретные меры. В частности, прием
в профтехнические учебные заведения, рабфаки и вузы в ближайшие годы
должен был производиться главным образом из татар, не сокращая при этом
прием представителей национальных меньшинств. Учитывая отсутствие в
ближайшее время реальных результатов по изучению татарского языка не
татарскими служащими, Центральной комиссии по реализации татарского
языка было поручено обратить первоочередное внимание на подготовку и
вовлечение татар в аппараты учреждений и организаций, одновременно продолжая
работу по обучению татарскому языку служащих не татар.
В 1924-25 гг. правительство Татарской республики в
целях форсирования этого процесса разработало план, по которому намечалось
провести "полное огосударствление татарского языка в течение 5
лет" 7. Пленум обкома своим решением от 2 февраля 1926 г. обязался
включить расходы по "реализации языка" в бюджет и сметы ведомств.
В марте 1927 г. 3-я сессия ЦИК ТАССР VI созыва принимает специальное
постановление о переводе этого дела на систему функциональной ко-ренизации,
расчитанной на действительное обеспечение обслуживания татарского населения
на родном языке. На основе этих директив сессией Тат. ЦИК'а составляются
номенклатурные списки должностей, подлежащих замещению в определенные
сроки лицами, владеющими обоими государственными языками. Особое внимание
обращается на улучшение качества подготовки кадров из татар и обучение
русских работников татарскому языку. На основе постановления Президиума
Тат. ЦИК'а изданного в октябре 1924 г. намечалось увеличение зарплаты
на 10 процентов служащим, владеющим обоими гос. языками, предусматривалось
также привлечение к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении
Постановления. Эти меры дали свои результаты. По источникам наблюдается
все больший рост работников татар в учреждениях всех звеньев. В составе
выборных лиц Советов и Исполкомов республики в 1926 г. было 47,9 процента
татар, в 1930 соответственно 74,4 процента . На 1 ноября 1930 года среди
кредитно-финансовых работников татары составляют 85,7 процента, культурно-пропагандистских
— 60 процентов, советско-административных — 66,7 процента, судебно-правовых
— 30 процентов и почтовотелег-рафных — 33,3 процента . Определенные
успехи были. Однако процесс претворения в жизнь закона в жизнь шел сложными
путями. Были такие преграды как нигилистическое отношение со стороны
татар, нежелание русских обучаться татарскому языку, отсутствие достаточно
квалифицированных сил среды татар, недостаток материальных ресурсов.
Вопросы реализации языка и коренизации аппарата увязывались с введением
яналифа — латинизированного алфавита. Уже с середины 1924 года латинизация
алфавита дискуссируется на страницах печати. Но это лишь усложняющие
факторы. Главная причина неосуществления закона о языке в 20-е годы
— это сталинская национальная политика. Решение проблем национально-языкового
строительства в республике в дальнейшем заглохло. В заключение необходимо
заметить, что в 20-е годы в реализации закона о языке правительством
республики было взято правильное направление. Ему было ясно, что успехи
хозяйственно-культурного строительства, развитие Татарстана целиком
зависели от полноты реализации татарского языка. В практику начало вводиться
обучение татарскому языку учащихся не татар наряду с обучением русскому
языку учащихся татар как в учебных заведениях Казани, так и сел. Журнал
"Советское строительство" во 2-м номере 1930 года отметил
положительный опыт Казани в реализации татарского языка. Целый ряд комплексных
мер, принятых по осуществлению закона о языке фактически представлял
программу реализации языка.
1. Культурное строительство в Татарии. 1927-1941. Документы и материалы.
— Казань, 1971. — с. 169.
2. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д.6, л.45; Ф.3682, оп.З, д.436, л.44..
3. Резолюция по докладу о реализации татарского языка.
— Красная Татария, 1924, 19 июня.
4. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д.2, л.136.
5. Национальный вопрос в Татарской республике. — Красная Татария, 1924,
13 мая.
6. Об итогах и перспективах реализации татарского языка.
— Красная Татария, 1924, 18 июня.
7. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР.
— Казань, 1960. — с.ЗОО.
8. Габидуллин X. Татарстан за семь лет. — Казань, 1927, с.ЗО; Бодреев
С. Татарская АССР. — М., 1932, с.102.
9. Бодреев С. Указ, работа. — с. 104.