Главная страница > Татарский мир > Политика

Политика\Татарский мир\Tatarica
Р.М.МИННУЛЛИН \ Материалы научной конференции АН РТ "Цивилилационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации"

ЕДИНСТВО ТАТАРСКОЙ НАЦИИ

 

Уважаемые участники конференции!

Международный и отечественный опыт свидетельствует, что межнациональные отношения не только самые сложные и тонкие, - они задевают глубинные основы любого общества. В этом смысле национальный вопрос для России не случайный и не привнесенный, а лежит в самой ее природе. Наша страна исторически формировалась как многонациональное государство. И вопрос обустройства его народов, их самочувствия и перспективы развития традиционно был одним из центральных.

Скажу более, национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем и интересов этноса на определенном этапе развития государства. На конкретном содержании национального вопроса отдельного народа отражаются особенности исторического развития как всей страны, так и народов, проживающих рядом, специфика социально-экономического и политического устройства регионов, их национального состава, история взаимоотношений народов и ряд других факторов.

В этом отношении Татарстан является уникальной и самобытной республикой. Однако в начале третьего тысячелетия перед татарским народом остро встал вопрос - сохранится он как самостоятельная нация или бурное развитие цивилизации приведет к тому, что он растворится, ассимилирует среди других народов? В какой мере внутренний потенциал нации сегодня может быть использован для ее самосохранения и дальнейшего развития?

В продолжение этих вопросов логически вытекает еще один: можно ли этничность и культуру отделить от политики? Безусловно, нет: в основе любой политики присутствуют интересы конкретной этнокультурной общности, и политика, как таковая, не может стоять вне конкретного культурно-языкового пространства. В этом смысле также встает проблема единства и целостности татар как этноса.

Хочу подчеркнуть, сохранение и развитие национально-самобытной жизни народа - это, в первую очередь, обеспечение его субкультуры. Национальная культура в условиях полиэтнического сообщества может быть многообразной по форме и содержанию. Ей должны быть присущи взаимодействие на уровне наций и государств, не отвергающее сохранение принципов самобытности и взаимообогащения, повышения уровня культуры национально-этнической жизни каждого народа с опорой на всестороннюю помощь национального государства.

Конституция России принималась от имени многонационального народа, в ней закреплено, что она основана на «равноправии и самоопределении народов». Но реальная национальная политика России объективно строится так, будто страна моноэтническая. В самом деле, Государственная Дума может рассматривать любой закон, ущемляющий права нерусских народов, и нет механизма, чтобы остановить его принятие. Даже в советское время существовала Палата национальностей. Сегодня все решает математическое большинство.
По Конституции РФ, как, впрочем, и по международному праву, народы самостоятельно определяют развитие своих языков. Тем не менее, Государственная Дума приняла постановление об угрозе безопасности страны, исходящей якобы от латинизированного татарского алфавита. Такая постановка вопроса просто абсурдна. Мало того, фактически принято решение об обязательном использовании народами России кириллицы, которое противоречит Конституции РФ. В то же время Республика Татарстан много лет безуспешно ставит вопрос о теле- и радиопередачах на татарском языке в масштабах России, который так и не нашел пока своего адекватного решения... Накануне переписи встал вопрос о фактическом расчленении единого татарского народа на ряд обособленных групп...

Все эти факты нельзя объяснить случайностью или простым стечением обстоятельств! В складывающейся ситуации как от политиков, так и от ученых требуется четкая, ясная и понятная обществу позиция по всему спектру проблем, затрагивающих настоящее и будущее татарской нации.

Нельзя игнорировать тот факт, что Россия - это многонациональное государство, и федерализм должен обеспечивать этнонациональные интересы в регионах. Культурное и этническое многообразие, скрепленное политическим единством, - это единственно реальная формула поступательного развития России. Нам не подходит некогда популярная теория «плавильного котла», признающая только граждан без национальных особенностей. Стабильность в обществе обеспечивается не унификацией всех и вся, а через учет многообразия интересов: национальных, религиозных и региональных. Причем культурное развитие народов России обеспечивается прежде всего республиками, а потому на них падает особая миссия.

Развитие федерализма в России - это объективная закономерность, наиболее оптимальная форма государственного устройства, которая позволяет, сохраняя единство страны, удовлетворять все разнообразие интересов, существующих в стране. За прошедшие годы Россия сделала огромный шаг в направлении федерализма и демократии, обеспечения личных свобод и прав народов. Но с точки зрения развитых государств она находится только в начале пути.

Сегодня в российском обществе неоднозначно воспринимаются требования обеспечения прав отдельных народов, расширения полномочий субъектов федерации. В массовое сознание время от времени вбрасывается идея о необходимости перекройки границ регионов, замены республик национально-культурными автономиями. Хотя вполне очевидно, что эта активно насаждаемая идея не отвечает интересам народов, имеющих свою государственность. Вся история России доказывает, что без политических, экономических прав, без наличия государственности всякие разговоры о решении этнокультурных задач превращаются в пустой звук. Суждения сторонников «национально-культурной автономии» о демократичном, гражданском обществе, где исчезнет национальный вопрос, -это миф, рассчитанный на наивных людей.

Стремление отмахнуться от национальных проблем, отказаться от национально-государственных образований подрывает устои федерализма, поскольку федеративное устройство России основано на самоопределении народов. Вопрос о том, в каких правах нуждается субъект федерации, каким образом он будет их реализовывать, должен решаться предметно с учетом всего комплекса обстоятельств. А это можно сделать, если субъект обладает достаточной самостоятельностью. Поэтому существование и укрепление национально-государственных образований в России есть важнейший механизм и стратегия национальной политики. Их наличие является гарантом сохранения и развития культурно-языковой целостности наций.

С принятием Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан много было сделано для развития всех национальностей, проживающих в республике, для их этнического самовыражения и самоутверждения. Создание самостоятельной правовой базы позволило, исходя из потребностей республики, формировать бюджет и принимать государственные программы по решению назревших этнокультурных проблем. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, многие из них требуют более вдумчивого подхода. Речь, в частности, идет о важнейшей проблеме, вынесенной в название нашей конференции.

Современный этап развития человеческого сообщества характеризуется бурным и значительным ростом этнического самосознания, что является общемировой тенденцией. В этом аспекте важнейшим фактором развития народа становится стремление сохранить и утвердить этнокуль-туру на личностном, коллективном, региональном уровнях. Кроме того, с усилением урбанизации, влияния массовой культуры, межрегиональных контактов изменяется и этнокультурное многообразие социума, что, в свою очередь, усиливает и феномен этничности.

Однако самосознание приобретает национальное своеобразие лишь тогда, когда появляется способность народа к сознательному отношению к своим национальным особенностям, к осознанию и пониманию своих отличительных черт. Более того, национальное единство народа предопределяется степенью развитости его этнического сознания. Оно формируется в течение жизни многих поколений и содержит в себе огромную этническую информацию. Эта информация, передаваемая из поколения в поколение, помогает членам этноса идентифицировать себя с той или иной общностью. А такие явления, как культура, язык, этническая история, традиции и обычаи, создают основу для формирования этнического сознания.

Укрепление единства татарской нации предполагает приложение решительных усилий прежде всего со стороны самого этноса. При этом способность этноса действовать в нужном направлении зависит от многих обстоятельств, среди которых, пожалуй, важнейшим является уровень национального самосознания. Чем выше его уровень, тем прочнее жизненные силы этноса и способность нации к саморазвитию. Развитие национального самосознания обеспечивается укреплением национального духа, сопереживанием чувства гордости за свой народ, формированием и проявлением национального достоинства. Татарскому народу, имеющему многовековую историю, уникальную культуру, есть чем гордиться.

К сожалению, сегодня приходится признать, что немалая часть татар пока далека от ясного осознания сложившихся проблем своей нации, необходимости сохранения и развития ее самобытности. Круг интересов людей ограничен, главным образом, нуждами повседневной жизни. И этому есть объективные причины. Но верно также и то, что в такой ситуации важнейшая задача - повернуться лицом к реальным проблемам своего народа. Надо укреплять у людей духовность, нравственность, довести до их сознания существо подлинных интересов этноса, необходимо формировать ответственность татар перед собой, нацией и республикой. Динамично развивающаяся действительность привносит определенные изменения в мировоззрение как отдельного человека, так и нации в целом. С течением времени все больше начинают проявлять себя ценности этнического плана, основу которых составляет нечто более глубинное, более существенное, чем каждодневные проблемы людей.

Это, прежде всего, чувство «малой родины», самобытная культура, история края, национальный менталитет. Это самосознание раскрывается в осмыслении прошлого и настоящего своего народа, в представлениях о принадлежности к родной земле, к родному языку, к этнической общности.

Однако развитие этнического в личности ни в коей мере не должно рассматриваться как попытка замены общественного. Личность становится носителем этнического, обретая и качества, говоря словами Маркса, социального человека. Другими словами, процессы этнизации и социализации идут параллельно, оказывая взаимовлияние и дополняя друг друга.

о если предположить, что идущие глобальные процессы интернационализации окажутся доминирующими, то в дальнейшем индивид вряд ли будет способен обрести этничность в какой-либо форме. Он превратится в маргинала и потеряет (как и его потомки) связь с нацией. А процесс утери этнических качеств ведет к разрушению самой общности, к ее исчезновению. (В этом одна из проблем и угроз процессов глобализации. И к ним тоже надо быть готовым.)

Однако есть и оборотная сторона медали. В полиэтническом обществе, каковым является Российская Федерация, где частота контактов между представителями разных этносов чрезвычайно высока, чувствительность этнического сознания и самосознания резко возрастает. Поэтому попытки сокращения или урезания прав и свобод этносов, порой неосторожные высказывания по поводу особенностей их национального развития, невнимательное отношение к их нуждам и многое другое могут приводить к всплескам эмоций, приобретающих политический оттенок. Поэтому крайне важно выработать эффективные механизмы превентивного воздействия на возможные негативные процессы в сфере межэтнического взаимодействия и проводить на всех уровнях взвешенную национальную политику.

Успешная реализация государственной национальной политики в России и строительство истинного федеративного государства возможно только при соблюдении следующих условий:

  • целостность многонационального государства на основе этнотерри-ториального федерализма;
  • ответственность федеральных и региональных органов власти в обеспечении исконных прав народов, удовлетворении их духовных запросов;
  • незыблемость конституционного статуса субъектов федерации;
  • многовариантность национальной политики и федеративных связей;
  • равноправие народов при различных формах их конституционного самоопределения.

Уважаемые участники конференции!

Мы сегодня будем обсуждать чрезвычайно важный вопрос, значение которого для судеб нации и республики трудно преувеличить. Обеспечение единства татарской нации - это сложная общественно-политическая проблема, требующая к себе взвешенных и обоснованных подходов.

Я желаю успехов в вашей работе и выражаю надежду, что конференция, проводимая Академией наук Татарстана, станет значимым шагом в направлении выработки конкретных практических рекомендаций для органов государственной власти и управления республики.

Hosted by uCoz