Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 01-02' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№17 (60)  16 февраля 2004

В этом номере предлагаем следующие материалы:
- Сколько часов будет изучаться татарский язык в школах Татарстана
- В Набережных Челнах назревает скандал вокруг строительства Соборной мечети.
- ТОЦ накануне выборов
- Гуантанамо стало тюрьмой для троих челнинских парней
- Татарская слобода в Троицке
- В свет вышла книга о татарском шамаиле


Битва за часы
О колличестве времени, отведенного на изучение татарского языка в школах Татарстана

В последнее время в республике все други и недруги татарского языка говорят о возможном падении еще одного достижения Татарстана - равного количества часов в школьном расписании обоих государственных языков. Комментарии нашему корреспонденту дал начальник отдела национального образования Министерства образования РТ Радик ЗАРИПОВ.
- Радик Абдуллович, так будет сокращаться число часов татарского языка в школах или нет?
- Весь шум разгорелся вокруг проекта нового базисного учебного плана Минобразования РФ. Согласно ему распределяется число часов на каждый предмет во всех школах. В первоначальном проекте плана для предметов национально-регионального компонента (куда входит и татарский язык) было выделено недостаточно часов. К этому нужно добавить, что приняты новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, по которым нагрузка на детей не должна превышать 20 - 36 часов в неделю в зависимости от класса. В 1998 году у нас уже была подобная ситуация. Москва не выделила достаточно часов на родной язык. Тогда распоряжением Кабмина РТ была увеличена недельная нагрузка учащихся. Это сделано на основе российского закона "Об образовании". И сейчас мы нашли общий язык с МО РФ, поэтому для волнений нет причин.
- Но тем не менее в ряде школ происходит сокращение часов на изучение татарского языка...
- Ни одна школа не имеет права нарушать закон "О языках народов РТ". Но школы с углубленным изучением иностранного языка и школы с этнокультурным компонентом могут добавлять один-два часа на изучение языков по профилю этого учебного заведения. К примеру, в Казани - девять школ с русским этнокультурным компонентом и 15 школ с углубленным изучением иностранных языков.
- Какова динамика развития национального образования в республике?
- К 1991 году в РТ на родном языке обучалось 28,5 процента татарских детей. В Казани существовала только одна татарская школа -интернат №10. С принятием новой Конституции Татарстана и закона о языках РТ потребовалось увеличить число татарских школ. Если открывалась новая школа, то ее старались сделать татарской гимназией. Если рядом находились две школы, то одна из них становилась татарской. На базе русских школ открывались татарские классы. На сегодня количество татарских школ составляет половину всех школ -1132 общеобразовательные и 81 школа нового типа (гимназии), 51 процент детей татар обучаются на родном языке. Татарстан - единственный регион, где можно получить полное среднее образование на родном языке.
- Почему тогда русскоязычные дети не знают татарский язык?
- Я не совсем согласен с постановкой вопроса. Мы ежегодно проводим среди русскоязычных учащихся контрольные работы. По результатам этих работ 58 процентов учеников по республике получили в этом году оценки "хорошо" и "отлично" и только 3 процента - "неудовлетворительно". Почему дети плохо знают татарский язык? Здесь существует комплекс причин. На первом этапе у нас не было готовых пособий. Первые и одиннадцатые классы учились по одним учебникам. Когда в начале 90-х во всех школах начал вводиться татарский язык, не хватало педагогов. Мы готовы были тогда принять всех, кто имел педагогическое образование и владел татарским языком. Сегодня из 7313 учителей татарского языка и литературы 5160 - специалисты с высшим педагогическим образованием, 911 прошли профильную переподготовку. Еще одна причина - невостребованность татарского языка вне школы. Родители часто задают вопрос: "Ну хорошо, выучит мой ребенок татарский язык. А дальше что?". Приходится объяснять, что знание языка расширяет кругозор, что существует ряд профессий, требующих знания двух государственных языков...
Если все 90-е мы боролись за количество, то теперь нам предстоит битва за качество. Создана полноценная система национального образования, которую нужно совершенствовать.


Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


Торговля вместо храма?
в Набережных Челнах назревает скандал вокруг строительства Соборной мечети

В минувшую субботу в Набережных Челнах ТОЦ, возглавляемый Фаиком Тазиевым, собрал общественность, чтобы обсудить скандальную ситуацию, сложившуюся вокруг строительства знаковой для города Соборной мечети.
Начало этой истории уходит в 90-е годы. 23 августа 1992 года в Набережных Челнах со свойственной для автограда помпезностью была проведена закладка символического камня на месте строительства Соборной мечети. Место было выбрано лакомое: около здания мэрии. Участниками этого события стали гости из 40 исламских стран. Новое культовое учреждение мусульман по проекту должно было вмещать 3,5 тысячи человек. Руководство города тогда торжественно объявило о своем участии в строительстве. Проект мечети, выполненный архитектором Маркизом Басировым, был согласован с градостроительными советами Челнов и республики. Постановлениями мэра города отвели землю, выдали разрешение на строительство.
Строительство 99-метрового минарета "Азатлык" было начато в 1993 году. На объекте освоили около 12 млн. рублей. Через два года деньги кончились, и стройку пришлось остановить.
В связи с затруднениями по финансированию Маркиз Басиров выполнил новый проект, который удешевлял сооружение в шесть раз (вместо 600 млн. рублей 100). Он предусматривает уменьшение вместимости мечети с 3,5 тысячи до 700 человек. Для сравнения скажем, что если казанская мечеть Кул Шариф имеет размер 23 х 23 м, то челнинская - 22 х 22 м. Высота минаретов Кул Шарифа составляет 55 м, а высота минарета "Азатлык" по новому проекту - 77 м. Секрет относительной дешевизны Соборной мечети в том, что при ее строительстве не планируется использование дорогих облицовочных материалов. Конечно, наличие нового проекта ничего не гарантировало, и все эти планы так и могли остаться на бумаге, если бы... не прошлогодний скандал со строительством храма Святой Татианы. После бесконечных встреч и консультаций на прошлой неделе было принято окончательное решение строить храм возле спорткомплекса "Олимпийский". Помогать в строительстве будет КамАЗ. Понятно, что для соблюдения баланса горадминистрация должна была предпринять какие-то шаги и навстречу мусульманам. На празднике, посвященном окончанию священного месяца Рамадан, Ильдар Халиков многозначительно обронил, что администрация города изыщет средства для строительства Соборной мечети за счет дополнительных доходов бюджета.
Однако, на землю, выделенную челнинскому мухтасибату под строительство Соборной мечети, претендуют предприниматели. В последних числах ноября состоялась встреча челнинского имам-мухтасиба Альфас хазрата и архитектора Маркиза Басирова с гендиректором АПК "Кама" Азатом Габдуллиным. На ней г-н Габдуллин заявил, что горадминистрация поручила ему вести дальнейшие строительные работы на объекте. Он не скрывал, что намерен построить вместо минарета "Азатлык" и Соборной мечети другую, гораздо меньшего размера, стоимостью в 30 млн. руб., а на освободившейся территории построить торгово-деловой комплекс.
1 декабря прошлого года состоялось совместное заседание правления челнинского мухтасибата и совета имамов города. В нем принял участие председатель федерации кикбоксинга РТ челнинский предприниматель Фарид Шарипов, который настойчиво предлагал услуги своей фирмы в возведении мечети взамен на 1,5 га земли в торгово-деловой части комплекса.
Выяснилось, что оба предпринимателя - и Шарипов, и Габдуллин активно ведут переговоры с администрацией автограда.
Известие о том, что Соборной мечети и минарета "Азатлык" может и не быть, подействовало на челнинские татарские общественные "организации как холодный душ. Милли Шура, которая объединяет большинство из них, пытается достучаться до челнинских властей. Правда, пока безуспешно, но зато дошли до муфтия РТ. Похоже, что Гусман хазрат вплотную занялся назревшей проблемой. Недавно он встречался в Челнах с Ильдаром Халиковым, а в ближайшие дни снова намерен посетить автоград для встречи с имам-хатибами. Милли Шура уже распространила письмо, в котором говорится, что от нажима и давления бизнес-структур татарская общественность будет защищаться не только митингами и пикетами, но и через обращения к зарубежной мусульманской общественности и к главам государств.

Равиль САБИРОВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


ТОЦ накануне выборов

Рашит ЯГАФАРОВВ субботу в НКЦ "Казань" пройдет пленум Татарского общественного центра, приуроченный к 15-летию этой общественной организации.
В повестке дня - выборы в Госсовет, дальнейшая стратегия и перспективы, переизбрание председателя.
О предстоящем событии корреспонденту "Восточного экспресса" рассказал председатель Татарского общественного центра Рашит ЯГАФАРОВ.
- Какую стратегию изберет ТОЦ на выборах в Госсовет?
- Мы должны выжить и сохраниться как национальная политическая организация. Сегодня в политике не представлена ни одна татарская организация. "Иттифак", "Милли меджлис", комитет "Суверенитет" канули в Лету. ТОЦ должен проецировать идеи не власти, а народных масс. Наша цель - стать партией. Сейчас мы участвуем в выборах вместе с Российской коммунистической рабочей партией (РКРП). Что касается партии "Истинных патриотов России", то они опоздали. Сын председателя "ИПР" Заур Раджабов с предложением о помощи приехал, когда мы уже блокировались с РКПР.
- Рашит эфенди, как оцениваете шансы по своему переизбранию? Говорят, что определенные силы хотят вас сместить...
- Председателем ТОЦ меня избрали в октябре 1999 года. За эти четыре года мне пришлось пережить судебные разбирательства с двумя известными в национальной интеллигенции деятелями. Конфликт возник на почве одной газетной публикации. Увы, последнее разбирательство окончилось в пользу истцов. Скоро ко мне должен прийти судебный пристав и взыскать в их пользу по... 250 рублей. Кроме того, мне часто приходилось видеть провокационные документы, в которых говорилось о моем отстранении от должности и т.д. Так что за четыре года я устал от дрязг и свою кандидатуру без поддержки большинства выдвигать не буду. Если меня выдвинут, то встречное требование будет оградить меня от этих интриг и оказать безусловную поддержку.
- Какие кандидаты претендуют на ваше место?
- Точный список определится на заседании президиума. А вообще о своем желании участвовать заявили Заки Зайнуллин, Марс Шамсутдинов, Айрат Габдуллин, Юнус Камалетдинов. Впрочем, последние двое собирались снять свои кандидатуры. Что касается Заки Зайнуллина, то он с 1997 по 1999 годы был главой ТОЦ, Марс Шамсутдинов до того, как стать руководителем регионального отделения партии "Либеральная Россия", был сопредседателем, а два года назад стал моим замом.
- Правда, что у ТОЦ хотят забрать офис на улице Карла Маркса?
- Нет. У нас образовалась задолженность по коммунальным услугам и аренде. За аренду мы уже заплатили 110 тысяч рублей, сейчас собираем остальные средства.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


Гуантанамо стало тюрьмой для троих челнинских парней
Ждет ли их в дальнейшем российская тюрьма?

Власти США согласны выдать России ее граждан, содержащихся на базе в Гуантанамо. Генпрокуратура РФ на днях сообщила, что американцы передали около 100 страниц документов, касающихся участия арестованных в незаконных вооруженных формированиях. Как известно, на Кубе содержатся восемь российских граждан. Трое из них - челнинцы. Это Айрат Вахитов, Равиль Гумаров и Равиль Мингазов.
Кто же они такие? Как попали, в американскую тюрьму? Что думают об их возвращении на родину родные? Журналисту "Восточного экспресса" удалось найти ответы на эти вопросы. Причем если о Вахитове и Гумарове до этого кое-какая информация проскальзывала, то Равиль Мингазов до сих пор оставался самой загадочной фигурой. Сообщалось только, что он родом из Татарстана.

Равиль Мингазов
Мать Равиля Зухра ханум до последнего времени категорически отказывалась от общения с журналистами, считая, что от этого ее сыну не будет никакой пользы. Однако нашему корреспонденту удалось не только разыскать ее, но и разговорить.
Равилю 36 лет. В Челнах, кроме матери, проживают его жена Диляра, сын Юсуф и брат Рамиль с семьей. Мингазов покинул Челны в декабре 1999 года. Причем уехал не один, а с женой и сыном в Таджикистан, "в настоящее исламское государство". Через два года жена с сыном вернулись, поскольку Равиль был в числе тех, кого должны были отправить в Афганистан на войну. Прощаясь с женой, Равиль сообщил ей, что его новое имя в отряде будет Якуб. Поэтому когда мать Айрата Вахитова Амина ханум пришла к Зухре ханум и Диляре с французской газетой "Ле Монд", в которой Вахитов рассказывал о том, что на его глазах талибы перерезали горло его товарищу, они подумали, что это был Равиль. На самом деле речь шла о другом Якубе, спутнике Айрата, но об этом женщины узнали позже.
"Я решила, что мой сын погиб на службе Аллаху, стал шахидом, а значит, ему уготована прямая дорога в рай", - говорит Зухра ханум.
В юности Равиль служил в военном ансамбле в Читинской области, после этого работал в Министерстве культуры Республики Тыва. Но Зухра ханум скучала по сыну и звала его к себе в Челны. Он вернулся. Устроился на работу в отряд МЧС в поселке Новый. Заведовал продовольственным складом. Мать давала ему исламскую литературу, учила читать молитвы. Учась в медресе, Равиль познакомился с будущей женой Дилярой.

Только в российскую тюрьму
Известие о возможном возвращении сыновей в Россию сильно напугало матерей челнинских талибов.
- Я бы, конечно, сильно обрадовалась, если бы Айрат вернулся, но ведь его опять бросят в тюрьму, а хуже этого нет, - сказала Амина Хасанова, мать Вахитова, нашему журналисту. В подтверждение своих слов она показала письмо сына, написанное в 1999 году из Мензелинской тюрьмы. Айрат пишет: "Каждый день на нас оказывается физическое и психологическое давление. Обыскивают по три раза в день. Во время одного из обысков из камеры пропали 700 рублей, 200 из которых были моими. Мы всей камерой объявили голодовку, а один мусульманин вскрыл себе вены и зашил рот. Но деньги нам не вернули. Тому человеку никакой медпомощи не оказали. Раны начали гноиться, появилась опасность гангрены на обеих руках".
Кстати, в последнем письме из Гуантанамо Вахитов высказал свое отношение к возвращению на родину. "Говорят, что нас без нашего согласия собираются выдавать домой. Но я полагаюсь на Аллаха и особо не боюсь. Он своих рабов не бросит. (Далее несколько строк зачеркнуто цензором.) Я знаю, сейчас на воле тоже нелегко, идет борьба добра и зла. Но добро сильнее по воле Аллаха".
Напомним, что на родине российским "талибам" вменяется в вину участие в преступном сообществе, незаконное пересечение границы, а также наемничество. За совершение всех этих преступлений предусмотрено лишение свободы от 2 до 10 лет.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


Татарская слобода в Троицке

В воскресенье исполнится 87 лет со дня смерти известного татарского богослова Зайнуллы Расулева.
За 25 дней до победы февральской буржуазной революции в окружении близких и родных в городе Троицке, расположенном недалеко от казахской границы, из жизни ушел человек, которого татарская "Таймс" - газета "Вакыт" назвала "духовным королем" мусульман России. Летом прошлого года группа ученых Казанского института историко-культурного наследия при Институте истории АН РТ впервые за много лет посетила вторую родину татарского святого.
Подробно об экспедиции корреспонденту "Восточного экспресса" рассказали директор КИИКН Рамиль ХАЙРУТДИНОВ и его заместитель Радик САЛИХОВ.
- Насколько я знаю, Троицк в последние годы не был избалован вниманием ученых Татарстана и мало кто знает о современном его состоянии. Каким этот город предстал перед вами?
Р.Х.
: Открытием года для нашей экспедиции стал этот город в Челябинской области. Основанный как форпост империи на границе с казахской степью в 1743 году, он практически со дня основания стал активно заселяться татарами. В советское время архитектурный ансамбль города не пострадал. Поэтому перед нами предстал хорошо сохранившийся уездный город XIX века. Когда-то половину занимала слобода, которую называли "Татарским краем", поэтому Троицк является ярчайшим памятником мусульманской городской культуры. Ни теперь остались только несколько десятков объектов татарского исторического наследия: здания мечети, мектебов и медресе, жилые усадьбы троицких предпринимателей, торговые и промышленные заведения. К сожалению, не сохранились мечеть и дом самого известного человека Троицка - Зайнуллы Расулева. Но мусульманская община города особенно трепетно относится к могиле этого суфийского шейха и содержит ее в порядке (на снимке). Сегодня из семи дореволюционных мечетей действуют две, работает татаро-башкирская библиотека. К сожалению, в Троицке сильны, как и по всей России, процессы ассимиляции.
- А что из себя представляла татарская слобода Троицка?
Р.С.
: Она состояла из двух частей. Первая - Амурия (или Мамурия, как ее переиначили на свой лад татары) располагалась за рекой Уйи, здесь жили в основном "небогатые мусульмане (именно ее и выбрал для проживания Расулев). Вторую часть города населяли богатые аристократические татарские семьи - Яушевы, Бакировы, Ирисовы, Валеевы, Гафуровы (Агафуровы)... Особенно выделяются особняки Яушевых и принадлежавший им пассаж. С Яушевыми также связано появление в городе первого автомобиля. В годы Гражданской войны потомки этих семей были вынуждены бежать в Китай, Японию, Среднюю Азию.
Продолжателем дела татарских благотворителей в Троицке является Рафаэль Габбасов. Он активно помогает мечетям города. Именно его предок во второй половине XIX века пригласил в Троицк Зайнуллу Расулева и построил для него медресе, мечеть.
- Вы уже 13 лет изучаете архитектурные памятники татарского народа. Неужели Троицк стал первой сенсационной находкой?
Р.Х.
: Конечно, нет. В принципе каждый населенный пункт уникален, но наиболее ярким нашим открытием последних лет стали Каргалы. Это было единственное чисто татарское городское поселение, которое появилось как колония поволжских мусульман в Оренбуржье. Каргалы являлись одновременно торговым и образовательным центром края с девятью мечетями и многочисленными медресе. Получить образование и в Каргалах до конца XIX века считалось так же престижно, как и в казанских медресе. Еще одна интересная находка в Саратовской области: в чувашской деревне, которая до этого была немецкой, сохранился булгарский могильный камень XIII века. Сейчас мы работаем над его расшифровкой. Особый интерес вызывает архитектурный комплекс татарской слободы города Касимова в Рязанской области, где до сих пор проживают представители династии сеидов.
- А где еще планируете искать татарские жемчужины?
Р.С.
: Это в первую очередь Урал и особенно Сибирь. Памятники этих регионов убедительно свидетельствуют о единстве материальной и духовной культуры всего татарского народа. А что касается зарубежья, то большое количество татарских памятников находится в Казахстане, Узбекистане, Китае, но это перспективы дальнейших исследований. Конечным итогом работы должна стать публикация многотомного "Свода памятников истории и культуры татарского народа на территории РФ".

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


В свет вышла книга о татарском шамаиле

Завтра в доме-музее Горького закрывается выставка работ арабской каллиграфии, которая была приурочена к выходу в Татарском книжном издательстве первой книги об искусстве татарского шамаиля. Автором "Слова и образа в татарском шамаиле" является молодой сотрудник Института языка, литературы и искусства Рустем Шамсутов. В своей книге он попытался описать видимую часть айсберга, называемого шамаилем, который, с одной стороны, связан с традицией османской Турции, с другой - с персидским Востоком. Школа татарского шамаиля после 1552 года возродилась только к XIX веку после прихода в казанский университет Али Махмудова. Здесь он преподавал арабскую каллиграфию. К началу XX века появляется целая плеяда мастеров - Гусман Салиев, братья Ахметовы, Мухаматджан Хо-джасаитов. Тиражи татарских шамаилей достигают десятков тысяч и расходятся не только по России, но и по всей Центральной Азии. Революция чуть было не уничтожила все достижения татарского возрождения. Тогда экспериментировать с арабскими знаками позволял себе Баки Урманче. Поэтому если в Турции искусство "джаалты" (так шамаиль называется в Анатолии) в первую очередь связано с непрерывной многовековой традицией цепочки учителей, уходящих в далекие столетия, то в Казани школа шамаиля представлена группой любителей-самоучек или учеников немногих мастеров советского времени. - Но в этом и есть огромный плюс. Турецкие мастера зажаты канонами классической школы и занимаются бесконечными интерпретациями предшественников. Татарские каллиграфы создают очень оригинальные работы. Так, Рустем Мухаметзянов творит в жанре народного лубка, Владимир Попов смело экспериментирует с формой, Раиф Марданов создает миниатюрные шамаили в самом сложном арабском почерке - дивани, Салават Гилязетдинов творит на бумаге ручного литья, - объясняет Рустем Шамсутов.
К особенностям татарского шамаиля автор относит информационность (он выполнял роль стенгазеты), использование имен семи эфесских отроков, вписанных в шестиугольник ("звезда Давида").

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №6 (160) 13.02.2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz