Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 01-02' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№20 (63)  23 февраля 2004

23 февраля исполняется 60 лет со дня депортации чеченского и ингушского народов. До сих пор продолжается трагедия чеченского народа. Идет война, гибнут тысячи, десятки тысяч людей. Сотни тысячи потеряли кров и имущество, стали беженцами. Нарушаются права человека, право на жизнь.
Не поддерживайте на выборах силы, настроенные вести войну дальше. Прикрываясь борьбой с терроризмом, они сами становятся государственными террористами. Проявите свою гражданскую позицию, действуйте так как вам подсказывает сердце, а не официальные телеканалы. Остановим войну. Мы можем спасти еще много жизней.

В этом номере предлагаю следующие материалы:
- Пять причин гибели нации. Гаяз Исхаки назвал их в своей известной повести.
- Ассимиляция сибирских татар идет полным ходом.- интервью с ученым Ханисой Алишиной.
- Для женщины главное - не карьера, а дети, считает Резеда Галиева


Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Пять причин гибели нации
Гаяз Исхаки назвал их в своей известной повести

23 февраля исполняется 126 лет со дня рождения выдающегося татарского писателя и общественного деятеля Гаяза Исхаки.

Гаяз ИсхакиВ последние годы вокруг его имени идут бесконечные споры. Наследие великого татарского писателя, к сожалению, стало объектом раздора среди татарской интеллигенции. Между тем и сделано немало: по его творчеству защищено несколько диссертаций, написаны монографии, издаются книги самого Исхаки. Чтобы четче понять ситуацию, можно обратиться к следующей аллегории - представьте, что нежданно-негаданно в самом конце XX века вы обнаружили такого писателя, как Лев Толстой. То же самое произошло и с Исхаки. 70 лет его имя было под строжайшим запретом, и не одно поколение татар выросло, никогда не слышав имени этого гиганта татарской литературы.
Сейчас Гаяз Исхаки стал не только известным, но и модным писателем. Татарские газеты и журналы из номера в номер печатают одну и ту же фотографию -побывавший в Стамбуле высокопоставленный имярек на фоне могилы Исхаки на кладбище "Эдирнекапы". Также повсеместно стали упоминать по случаю и без случая известную повесть Исхаки "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Гибель через 200 лет"), в которой он описывает кончину татар как нации. В этом году исполняется сто лет со дня написания этого произведения. О чем же оно и почему именно "Инкыйраз..." привлекает внимание исследователей творчества писателя?
Говорят, что на написание этой повести Исхаки вдохновил социально-утопический роман американского писателя Беллами "Через 200 лет" (1888 г.). Конечно, приятно думать, что Гаяз Исхаки был знаком с общемировой литературой, но все-таки, по нашему мнению, на его мировоззрение больше влияли татаро-турецкая и русская литература. Не надо забывать, что кумиром Исхаки был Гаспринский, который еще в 1887 году начал публиковать на страницах "Тарджемана" свой роман "Дару-р-Рахат мусульманнары" ("Мусульмане страны благоденствия"). Главный герой этого произведения - 27-летний Молла Аббас совершает путешествие в испанскую Андалусию и, оставшись на ночь в одной из бывших мечетей, оказывается в прекрасной неизвестной "Стране благоденствия". О существовании своей страны ее жители собираются объявить миру лишь в 2079 году. Через различные аллегории и образы Гаспринский раскрывает судьбу своего народа. Кроме этого, Гаспринский написал романы "2000 год" и "100 лет спустя", но они были опубликованы после выхода футуристического произведения Исхаки.
В повести "Инкыйраз..." Исхаки прямым текстом говорит о проблемах татар (в книге он избегает этого названия и употребляет слово "булгары"). По его мнению, вымирание татар начнется из-за их нежелания идти за прогрессом и оставлять свои многовековые привычки. Как напишет позже Джамал Валиди, Исхаки свалил в этом произведении на голову татар все возможные человеческие грехи.
Свой "Инкыйраз..." Исхаки начал писать еще во время учебы в русско-татарской учительской школе, но закончил его сразу же после того, как его уволили из оренбургского медресе "Хусаиния". Исхаки выдвинул пять причин, которые, по его мнению, ведут к вымиранию татарской нации. Это, во-первых, незаслуженно большая роль в татарском обществе мулл-кадимистов и ишанов, во-вторых, недостаточность учебных заведений и бесполезность многих преподаваемых там предметов, в-третьих, бедность татарской интеллигенции, которая вынуждена думать о хлебе насущном, а не о просвещении народа, в-четвертых, нежелание татар учиться в русских школах, и, наконец, в-пятых, неспособность татар довести начатое дело до конца. Причем Исхаки наиболее выпукло выделяет нежелание татар учиться по-русски, страх перед всем русским, глубокий скептицизм относительно благих намерений царского правительства.
Просвещение, прогресс и все передовое, по мнению Исхаки, идет от России. Оказывается, чтобы спастись от вымирания, надо немедленно поступать в русские школы. Писатель рисует страшные картины "беспросветного" будущего татар. Варясь в своем собственном соку, татары начинают испытывать глубокую депрессию -мужчин губит алкоголь, женщин -проституция. С каждым годом нация все больше и больше разрушается, деградирует. Появляются болезни, которые косят исключительно татар-мусульман. В итоге, во время переписи 2097 года выясняется, что татар осталось всего 3800 человек. Среди оставшихся татар разгорается свара по дележу оставленного умершими имущества. Суды завалены тысячами жалобами и заявлениями, что приводит к коллапсу судебной системы. В результате некому стало торговать, некому ходить в мечети, которые превратили в музеи, больницы и даже рестораны. Наступает XXII век. Русские организуют крупные праздничные мероприятия, и именно в это время у них возникает интерес к погибшей татарской культуре. Изучаются татарская литература и музыка, восстанавливаются рецепты татарских блюд. Большой популярностью пользуется "последний из могикан" - татарский писатель Джагфар. Его приглашают в Петербург читать лекции и рассказывать о традициях татарского народа. Но все это впустую - в газетах появляются сообщения, что в Оренбурге при смерти находится последний татарин. Джагфар, бросив все, мчится туда, но не застает его в живых. В конце концов, в живых из татар остаются сам Джагфар и его беременная жена Сююмбика. Джагфар едет на празднества в Петербург и только там узнает страшную новость - его жена умерла во время родов, а сын, которого они хотели назвать Тухтамышем, родился мертвым. Вне себя от горя, Джагфар возвращается в Казань, потом едет в Булгар поклониться праху предков. В то время, когда он поднимается на один из минаретов, башня не выдерживает нагрузки и рушится -Джагфар погибает под ее обломками. Так, по Исхаки, заканчивается история татар...

Азат АХУНОВ

"Восточный экспресс" №7-8 (108-109) 21.02.2003

Обсудить в форуме


"Все мы из Монголии"
Ассимиляция сибирских татар идет полным ходом

Стихия истории разбросала татар по белому свету. Неприхотливые, закаленные в походах и боях, талантливые и трудолюбивые, они врастали корнями тут и там, удивительным образом обретая самобытность, присущую только конкретному краю, но при этом сохраняя национальное лицо. Увлекательный, многокрасочный калейдоскоп! Недавно в редакции "Восточного экспресса" побывала Ханиса АЛИШИНА - доктор филологических наук, специалист по говорам сибирских татар, преподаватель Тюменского университета. Как живется сегодня татарам в Сибири, что их волнует, как они видят свое будущее - об этом наше интервью.
- Сколько татар проживает в Сибири? И сколько из них помнят, что они татары?
- По численности мы занимаем третье место после русских и украинцев. 230 тысяч человек записали себя татарами. Самое большое их количество (в основном выходцы из Поволжья) проживает в Тюмени. В Тобольске сосредоточились сибирские татары. Есть еще шесть районов компактного проживания.
- А ваш новый губернатор Собянин случайно не татарин? Очень уж похож...
- Да, все говорят. Он принадлежит к одной из северных малочисленных народностей. Кстати, во время предвыборной кампании его оппоненты в качестве первого упрека написали, что он - манси. Как будто это может быть слабым местом.
- Коли заговорили о власти, скажите, пожалуйста, какое место занимают татары в сибирской злите?
- Мне это тоже было интересно. И я взяла для сравнения состав правительства Татарстана и администрации нашей области. У вас из 19 министров девять - не татары. У нас же на высшем уровне не было татарина. Да что говорить, вы не найдете ни в одном департаменте руководителя - татарина...
Зато в духовенстве фактически двоевластие - два управления, одно подчиняется москвичу Аширову -председателю ДУМа Азиатской части России, другое - Бикмуллину, который работает сам по себе, но по происхождению - казанский татарин. Между собой эти управления, понятно, не дружат... Что касается предпринимательства, то на рынке торгуют одни татары. И торгуют весьма успешно.
- Насколько культура сибирских татар отличается от культуры нашей, казанской?
- Культура сибирских татар - довольно разнородное явление. Например, фольклор тюменских татар отличается от фольклора томских. Но существует ряд общих элементов, которые можно встретить, начиная с Приуралья и включая Сибирь. По содержанию они абсолютно идентичны, а называются по-разному. Что касается новейшей культуры, то здесь общенациональное является как бы крышкой над всеми этими группами, так что отделить сибирских татар от поволжских довольно трудно. Но существует проблема сохранения языка - местные диалекты в деревнях еще неплохо сохранились, а в городе постепенно исчезают. Отсутствует методика обучения на местных диалектах. Некоторые татары-сибиряки обвиняют в своей ассимиляции казанских татар. Когда в 1994 году я написала статью "Боль моя и радость - язык сибирских татар" и принесла ее в "Тюменскую правду", один одиозный журналист, который специализировался на том, что постоянно ругал Татарстан и Казань, заявил мне: "Все казанские татары - из Монголии, и вы никакая не сибирская татарка. Ваша статья в нашей газете не пройдет". Шла домой и глотала слезы: так было обидно. Этой болью - болью о языке сибирских татар - я болела несколько лет, потом стала доктором наук. Написала книгу. А сейчас меня упрекают: мол, у вас даже книга такая есть, а вы предали сибирских татар, повернулись лицом к Казани. Пытаюсь объяснить: язык сибирских татар никуда от меня не денется, он во мне, он родной язык...
- Да-а, сложная ситуация. Но, думается, истоки этого противостояния надо искать гораздо глубже.
- Первые татары появились в Сибири еще во времена Золотой Орды и до XYI века составляли правящую элиту. Вот их можно было бы называть коренными сибирскими татарами. Но во время присоединения Сибири было перебито около 30 тысяч татар. Вторая мощная волна -это поволжские татары - пришла в Сибирь с открытием железной дороги. В настоящее время они живут примерно в 38 пунктах обособленно, довольно много их в смешанных населенных пунктах. В итоге из татар сформировалось три различных слоя - торговое сословие, которое концентрировалось испокон веков вокруг городов и областного центра, служивые, любящие командовать, и простые ясачные татары.
- А сами сибирские татары знают свою историю?
- Сейчас остро назрела проблема - как преподавать историю сибирских татар? Она еще толком не написана, но вопрос уже стоит. Фактически сибирские татары и другие группы, проживающие за пределами Татарстана, остались как бы вне национальной татарской истории. Но как написать такой учебник, если нет кадров? До сих пор те, кто уезжал в Казань, как бы пропадали для сибирских татар. В Тюмени очень много ученых, профессуры, но нет организации, вокруг которой они бы концентрировались.
- А разве национально-культурная автономия сибирских татар не могла быть таким центром?
- Это очень сложный вопрос. В данный момент у нас зарегистрировано две автономии - отдельно сибирских татар и отдельно казанских. Казанцы создали свою автономию сравнительно недавно. Самый главный их аргумент - сибирские татары получают из областного бюджета большие деньги, а мы -ничего. И эти разногласия очень ранят мою душу, потому что коснулись и меня. Дело в том, что в последние годы был выдвинут лозунг - даешь букварь сибирских татар, даешь грамматику языка сибирских татар. И под эту идею шли довольно большие отчисления из областной казны. Люди делали на этих деньгах состояние, мне же сказали: мы в ваших услугах не нуждаемся. А сейчас, когда пришло время собирать камни, крайней оказалась я. Как специалист. Но по большому счету эти разногласия между автономиями мало волнуют народ. Это проблемы политизированных слоев интеллигенции. Народ не различает, где коренные сибиряки, а где казанские, поволжские. Например, в деревне живут пять-шесть казанских татар - учителя. К ним, как правило, очень хорошо относятся, потому что они воспитали не одно поколение местных жителей. Они уже смешались с коренными, благодаря смешанным бракам. И тоже считают себя сибирскими татарами, хотя прекрасно помнят, откуда их предки.
- А других попыток создать центр, консолидирующий сибирских татар, не было?
- В свое время в Тюмени существовал так называемый областной центр татарской культуры, который возглавлял Фарид Хакимов. Работал очень успешно, располагался в довольно солидном здании. Это была полугосударственная структура, которая получала средства из областного бюджета. Но как это обычно бывает, татарские национальные организации, находящиеся около культуры и подкармливающиеся у областной администрации, выращивают свою элиту, которая постепенно потом развращается, начиная использовать эти деньги по своему усмотрению. И наш центр оказался не исключением. Центр разгромили, но с ним исчезло и методическое ядро.
- Поговорим о будущем сибирских татар. Какая-нибудь система татарского образования в Сибири существует?
- Очень важный вопрос. Чтобы понять, насколько он актуален, надо обратить внимание на одну вещь - у сибирских татар довольно высокая рождаемость. Летом мы своих детей отправляем в деревни. Идешь по такой татарской деревне и видишь: масса городских детей и все говорят по-русски. Одним словом, ассимиляция идет полным ходом. Последние десять лет этот процесс усилился. Мы думаем, что сохраняем язык, а на самом деле чем больше мы нагнетаем татаризацию, тем больше происходит русификация. Потому что родители ищут какие-то защитные формы. Вы спросите: от кого и зачем им защищаться? Местные татары очень послушны русским и боязливы. Страх - это черта всех северных татар. Родители, записывая своих детей русскими, хотят предохранить их от будущих осложнений. По одному часу в неделю на радио и телевидении идут татарские передачи. И это кажется многим сибирякам очень много. Татарская газета выходит тиражом 2,5 тысячи экземпляров. Русские школы с преподаванием татарского языка есть, в основном, в деревнях. Но в изучении татарского языка нет интереса еще и потому, что нет возможности получить высшее образование на татарском языке.
В нашем университете уже девятый год существует специальность "татарский язык". 53 человека получают профессию учителя русского языка, но будут работать в татарских школах и факультативно преподавать там татарский язык. В университете обучение платное, а эти студенты учатся бесплатно, в группы их набирают по особым спискам - за счет областного бюджета. С этого учебного года вводим специальность "татарский язык и литература". Надеемся на помощь Татарстана. Хотя пока в этом направлении движения нет никакого.
- В чем конкретно вам могут помочь татарстанцы?
- Моя головная боль - учебники. Нам говорят: пишите заявки, мы вам отправим все через почто-коллектор. Но до нас ничего не доходит. Наши учителя плачут: на пять детей - одна книга. К тому же двадцатилетней давности. Я вынуждена делать ксерокопии "Татарского букваря". Будучи в Казани, ходила тут на "Книгу - почтой" - хотела заказать учебники, но там только художественная литература. Мне приходится самой ежегодно отсюда отправлять посылки в Тюмень. А сейчас и в Казани нет в свободной продаже учебников, оказывается, все раздают по школам.
- Вернемся к молодежи. Чувствуете ли вы себе смену?
- Я могу судить по вузовской молодежи. Год за годом присматриваюсь к студентам: кто бы мог пойти потом в аспирантуру. Увы! Интеллектуально развитые дети-татары, как правило, идут в финансовые или коммерческие вузы. И надо, наверное, нам самим искать одаренную молодежь. Утешает одно - сейчас в Тюмени пытаются создать молодежную организацию. Все понимают, что потребность такая есть, но организационный механизм никак не нащупают.

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №28, июль 2001

Обсудить в форуме


Феномен многодетности
Для женщины главное - не карьера, а дети, считает Резеда Галиева

Честно говоря, не знаю, как относиться к феномену многодетности. Эти редкие для города семьи, куда привычнее выглядят на фоне деревенских улиц. В Казани прохожие удивленно оглядываются на мать с тремя детьми. А уж если их семеро! В семье Галиевых именно такое, немыслимое с точки зрения горожанина, количество детей...
У многодетной мамы Резеды Габдулхатиповны - внимательные, чуть уставшие глаза, быстрые движения, кроткая и скромная речь и вместе с тем удивительно оптимистическая улыбка. Первое, что от нее слышу: еще с детства Резеда мечтала минимум о четырех детях. С будущим мужем Николаем она познакомилась в девятом классе. Оказалось, представления о семье были у обоих одинаковые. Поэтому через три года, едва закончив школу, влюбленные поженились. Через год появился первый сын, потом, с перерывами в 2 - 4 года, и все остальные маленькие Галиевы: пятеро сыновей и две дочки.
- Но полноценной матерью я почувствовала себя, только когда родила девочку, - говорит многодетная мама. - Помните присказку: "Один ребенок - не ребенок, два ребенка - полребенка, три ребенка - ребенок".
Она мечтала о театральном училище, но когда поняла, что, если выберет сцену, то не сможет иметь столько детей, сколько задумала, подала документы в медучилище. Закончила его с красным дипломом, но в мединститут не пошла. По словам Резеды, карьера и дети - понятия несовместимые. Если сказать, что жили молодые трудно, значит, не сказать ничего. Доходы семьи, в которой практически через год появлялся очередной малыш, - зарплата медсестры и плотника да пособие на детей - сейчас это 70 рублей на каждого! Было время, жили Галиевы исключительно на детские чеки (как и многим другим казанцам, зарплату Николаю постоянно задерживали). Но их, как говорит Резеда Габдулхатиповна, дают только для того, чтобы многодетные не умерли от голода.
- Хотя материально тяжело, просить в долг я не люблю, - продолжает она. - Мы с мужем стараемся рассчитывать только на себя. Конечно, было очень приятно, когда два года назад в числе других тридцати лучших многодетных матерей республики я получила из рук президента Минтимера Шаймиева медаль "За материнскую славу" и деньги в конверте. Немного подкопили - приобрели стиральную машину. И так всегда живем от цели до цели, от покупки до покупки: холодильник, компьютер... Сейчас мечтаем о ремонте.
2001 год стал для Галиевых вдвойне счастливым. По президентской программе ликвидации ветхого жилья семье, которая ютилась в трущобе на Жилплощадке, дали на Квартале новую шестикомнатную квартиру. Теперь, для того, чтобы отремонтировать ее, супругам приходится жить экономно, отказывая во многом и детям, и, конечно, себе.
- Недавно пошли мы с младшим сыном по магазинам, - вспоминает мать. - Сынишка полюбовался на шоколадки, спросил, как они называются. Ну все, говорю, по музею прошелся, теперь домой пора. Одна женщина просто поразилась: ваш без капризов отошел от витрины? А моего, говорит, не оттащишь, пока не купишь.
Младшие Галиевы никогда не упрекают родителей за то, что они им чего-то не додают. Мать считает, это потому, что она смогла привить детям главное: материальное однодневно, преходяще. Неисчерпаемо духовное... Она воспитывает своих детей в Вере. Рада, что они любят читать, растут добрыми, отзывчивыми и во всем помогают родителям. А мать с их помощью учит арабский язык. Резеда Габдулхатиповна в разговоре постоянно цитирует строки из Корана. Я заметила, что и мама, и дочки (даже самая младшенькая!) ходят, как положено в мусульманской семье, с покрытыми платками головами. В просторной квартире скромно, но очень чисто. Мебели немного. А та, что есть, - разнокалиберная, купленная явно не сразу. Многодетным гарнитуры не по карману! Вместо стульев, как бы это точнее выразиться, баки, что ли, или перевернутые вверх дном бочонки, на которых, впрочем, дети учат уроки с превеликим удовольствием. Зато в каждой комнате - непременно книжные полки, письменные столы и, как оазис посреди пустыни, - компьютер. Это голубая мечта старшего сына. Чтобы воплотить ее в жизнь, старшеклассник работал ночами.
Нужную сумму скопил практически сам, родители добавили совсем немного. Старший сын - предмет особой гордости матери.
- Дети у меня все самостоятельные. На мужскую и женскую домашнюю работу не делят. Мальчишки с удовольствием моют полы. Хотя я считаю, что мужчина обязан кормить и содержать семью, а женщина -поддерживать домашний очаг и воспитывать детей.
В этот момент раздается громкий детский плач. Но мать не двигается с места.
- Игрушку, наверное, не поделили, - спокойно замечает женщина. - На крики я стараюсь не обращать внимания. Считаю, детям не нужно потакать и с ними сюсюкать - от этого только характер портится. Что касается наказаний... Придерживаюсь мнения, если ребенок провинился, раз-два по попе можно шлепнуть. Но ни в коем случае не браться за ремень! Это страшно унижает маленькую личность.

Юлия АГЗАМОВА
P.S. В Союзе многодетных матерей Московского района, в котором до сих пор состоят Галиевы, -397 многодетных семей. Но только 9 из них растят пять и более детей. 29 - крайне неблагополучные. А образцово-показательных, таких, как Галиевы, совсем немного.

"Восточный экспресс" №10 (111) 7.03.2003

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz