Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№34 (77)  16 марта 2004

Казанские скачки

    В математике существует правило трех точек. Динамика любого процесса, будь он физический, химический, социальный и даже психический, оценивается по этому правилу. Меняться может лишь ось оценки. Например, исторический процесс оценивается на временной оси. А по правилу трех точек это означает, что мы историю познаем по фактам прошлого, настоящего и будущего. Для восстановления какой-то утерянной точки тоже потребуется наличие как минимум трех точек. В общефилософском смысле этим трем точкам соответствуют точка накопления, или потенциала, точка взрыва, или действия, и точка распространения, или результата.
    Процесс национального возрождения татар в Казани, к великому сожалению, развивается не совсем по этому правилу, хотя начался он именно так. Вначале акцент был сделан на истории татарского народа, первой точкой которой является прошлое татар в виде определенной даты. Об этом свидетельствовал самый высокий конкурс на исторические специальности вузов Казани, повальное увлечение татарских писателей и интеллигенции историей в начале 90-х годов. После основания исторического фундамента, так сказать, "резервуара", началось его языковое наполнение. Весь поток усилий хлынул на возрождение татарского языка. Резко возросло число татарских школ, специалистов. Специальностью № 1 для татар стала "Татарская филология". Но это все еще лишь первая точка вышеуказанного правила. Только акцент сменился с исторического на национальный, на основе которого стоит язык. Сегодня можно констатировать, что "резервуар" наполнен. . Уже имеется минимально необходимое число специалистов татарского языка и других, создана и отработана технология их подготовки, произведено несколько полноценных выпусков в татарских школах, более 5 выпусков в вузах. Казалось бы, сегодня самое время переходить ко второй точке правила, или к действию: создавать работающие на татарском языке учреждения, открывать государственные национальные центры. Но, за исключением школьно-образовательных, в Казани нет ни одного работающего на татарском языке государственного учреждения, включающего в себя делопроизводство, администрирование, прием и обслуживание на татарском языке. Более того, до сих пор нет даже перевода слова "учреждение" на татарский язык. Увидев образовавшуюся провальную дыру вместо должной там быть жирной второй точки правила в виде действия уже открывшихся татарских учреждений и центров, стратеги и тактики идеи национального возрождения решили поскорее ретироваться от этой проблемы. Притом не плавно, а в стиле "прыг-скок", используя при этом близкую татарской душе традиционную конную и цивильную железноконную тягу таким образом, что татары Казани и не заметили, как вдруг с ипподромов и автодромов перекочевали на широкие майданы и стадионы, но уже не на митинги и демонстрации, а как пожинатели плодов суверенитета наравне с общероссийским населением города. Что же в результате мы имеем, так сказать, с гуся на Булаке? Определенно, с него мы имеем "вода". Разные годовщины, юбилеи, им и другим значимым событиям посвященные конференции, симпозиумы могут порадовать глаза, язык, уши, а также душу людей лишь при наличии истинных плодов, или результатов. Сложившаяся ситуация в Казани может радовать разве что маргиналов да озабоченных всемирными, планетарными, а то и вовсе вселенскими проблемами обеспеченных личностей, но никак не имеющих ни своих учреждений, своего радио и телевидения, своих недр и ресурсов, своей государственности, наконец. Нужно констатировать также, что татары Казани сегодня вошли в фазу депрессии, поскольку планы начала 90-х годов оказались нереализованными. Так, за десятилетие образовалась целая армия специалистов (не только учителей), готовых работать на татарском языке, но не имеющих возможностей для этого из-за отсутствия татарских учреждений. Ведь не секрет, что в школах и вузах учатся для будущего. Во время обучения цели обучающихся значительно отдаляются от действительности. А в психологии величина расстояния между целью и действительностью есть фактор стресса. Если цель достигается, происходит положительное подкрепление, т.е. стресс служит развитию личности человека в своих глазах и перед другими. Но если цель не достигается, то это ведет к дистрессу, результатом чего является депрессия. По патриотическому рвению татар к обучению и работе на своем языке в начале 90-х сегодня можно судить о величине и знаке стресса, следовательно, депрессии. Сегодня в Казани мы повсюду наблюдаем аморфность и нереализованность татарской идеи. Начиная с "Макдоналдса" и питейных заведений вместо "Чайханы" и кончая Советами вместо Шуры, или Джиен. Беда в том, что эта ситуация еще усугубляется из-за постоянно навязываемого праздничного настроения, нескончаемых дней с большой буквы и международного значения. Смех сквозь слезы, точнее не скажешь. Такая ситуация лишь подбрасывает дров в огонь депрессии. Если при классической депрессии психосоматический удар наносится по самому жизненно важному органу печени (liver происходит от слова live, т.е. жизнь), то постоянная радость на лице при кислой мине (читай, печени) лишь усиливает угнетение печени, или жизни. В среде специалистов этот синдром можно было бы назвать неврозом депрессии, а в просторечии - убийством, или в данном случае - самоубийством.
    Итак, отсутствие собственного действия и лишь только исполнительность татарских руководителей и народа в целом в Казани в сложившихся обстоятельствах, когда накоплен необходимый потенциал, является большой ошибкой и бьет по самим же татарам. Проведение таких грандиозных праздников, как сабантуи, День суверенитета, День города, и т.п. мероприятий глобально-человеческого масштаба есть, пожалуй, роковая ошибка. Кстати, сабан туе есть древний обычай деревни, а никак не городской праздник, и связан он с людьми, работающими на земле, а не с теми, кто безвозмездно пользуется ее благами (зерном, овощами, фруктами, мясом, молоком, шерстью). Стало быть, праздник сабантуй вызывает уже второе радостное лицо, или маску поверх первого, у казанца. Последнее состояние уже не ограничивается на горожанине, хотя и он от этого не получает удовлетворения, а вампиризирует деревенского жителя и отучает его от работы, приучает к тунеядству, от чего впоследствии он тоже впадает в депрессию. Поэтому не лучше ли было бы нам, проживающим в Казани татарам, поискать городские обычаи, байрамы. Может быть, и не искать их вовсе, а нужно лишь возвратиться к злополучной второй точке в соответствии с правилом трех точек в математике, или высшей философии как мудрости жизни. Будет действие - вспомнятся, и возродятся обычаи, традиции. И тогда уже лица татар Казани будут гореть истинной радостью без кислоты и желчи в душе.

Малик САБИРЖАН,
политический психолог.
"Звезда Поволжья" №27 (131)26.07.2002

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz