Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№34 (77)  16 марта 2004

Эби-патша, бабай-патша... кому верить, кодача?!
(Экскурс в религиозное сознание волжан)

    На Руси, а впоследствии и на территории Российской империи с православным христианством как официально принятой государственной религией представителям других конфессий всегда жилось несладко. Конфликты особенно обострились во времена царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Если конфликты католиков с православными носили скрытый характер, противостояние мусульман с православными было открытым.
    Ярким свидетельством этого был Пугачевский бунт (1773 -1775 гг.), где восставшими были в основном крестьяне-инородцы, т.е. мусульмане и сочувствующие им язычники. В условиях жесткой экспансии православием сознания склонных в то время к страху и верованиям людей сильно усилилось влияние ислама на православных неофитов, на нерусское население Российской империи, особенно Среднего Поволжья. Начался быстрый процесс отпадения православных в ислам. Тогда православных делили на "старокрещеных" и "новокрещеных". Под первыми подразумевали лиц, принявших православие в конце XVI века, во времена казанского архиепископа Гурия. К "новокрещеным" же относили волжан, принявших христианство в XVIII веке, большинство которых впоследствии отпало в ислам.
    Подробные сведения об отпадении православных в ислам имеются в представлении занимающего тогда должность казанского губернатора вице-губернатора Е.А. Розова от 5 декабря 1866 г. за № 5505. После подробного изложения отступнического движения в целом ряде селений Казанской губернии Е.А. Розов делает следующие общие выводы.
    "Не ограничиваясь только объявлением всем помянутым отступникам на поданные ими прошения Высочайшей воли (тогда обратный переход в ислам осуществлялся через прошение - М.С.), я старался раскрыть причины, вследствие которых возникло стремление крещеных татар к переходу в магометанство. Причины эти следующие:
    1) племенное родство крещеных татар с магометанами, единство языка и всестороннее на них влияние магометанства;
    2) совершенное равнодушие русского православного духовенства к религиозному образованию крещеных татар;
    3) деятельная пропаганда магометан в распространении исламизма.
    В Казанской губернии всех вообще татар считается 446556 душ обоего пола, в т.ч. - 44000 крещеных...
    Крещеные татары Казанской губернии разделяются на старокрещеных и новокрещеных; первых считается 27901, а последних - 16099 душ...
    Считаю необходимым при этом присовокупить, что магометанская пропаганда сильно действует на здешних инородцев: чувашей, черемис и вотяков. Примером этому служит отпадение в магометанство крещеных чувашей Тетюшского уезда деревень Кукшума, Белой Волошки и Утеевой. По частным сведениям известно, что в Мамадышском уезде некоторые остающиеся в язычестве черемисы и вотяки мало-помалу переходят в магометанство. Этот процесс совершается очень просто по причине лингвистической близости финских языков к татарскому. Финские инородцы очень легко усваивают татарский язык, как это видно в уездах: Чистопольском, Спасском, Тетюшском и других, где они соседят с татарами-магометанами".
    Если первой причиной усиления влияния ислама в Среднем Поволжье, как указано выше, была экспансия религиозного сознания людей православием, то второй, может быть, и более значимой причиной была завоевательная политика Российской империи за пределами своих владений. Так, разгорелась первая Турецкая воина (1768 - 1774 гг.), к России был присоединен Крым (1783 г.). Затем вспыхнула вторая Турецкая война (1787 - 1791 гг.). Таким образом, православная империя вела борьбу с исламом на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Конечно, в годы войны приоритет отдавался фронту внешнему. Поэтому в отношении инородного населения России со стороны русского правительства применялся принцип "кнута и пряника". Для тех мусульман, кто был благосклонным к воюющей русской армии, а то и вовсе воевал на ее стороне, ослаблялось давление преследования. Принцип "кнута и пряника" в какой-то степени сослужил службу и в деле развития ислама на территории России. По иронии судьбы Екатерина II в сознании татар осталась самой доброй царицей - татары ее даже нежно называли и продолжают называть эби-патша (бабушка-царица). Правда, были и объективно положительные изменения в государстве. После раздела России на 50 губерний и уездов в 1775 г. царица позаботилась о просвещении, создала комиссии народных училищ, открыла закрытые учебные заведения, воспитательные дома. Все это говорит о том, что государством впервые был взят серьезный курс на обработку сознания всего населения.
    В конце XVIII века Екатерина II учредила Уфимское муфтийство (муфтият), которое дало мусульманскому духовенству крепкую организацию и объединило весь приволжский мусульманский мир. Муфтийство стало центральной властью для мусульман, правда, по образцу архиерейской, т.е. под контролем православного государства. При муфтийстве было духовное собрание, опять же по аналогии с православной, консисторией. Был напечатан Коран на средства русского правительства, начала создаваться и развиваться мусульманская печать. Создавались мусульманские учебные заведения на татарском языке - мектеб и медресе. Такие изменения в мусульманском мире на территории России привели к втягиванию в этот мир косных, шатких в своих верованиях племен крещеных и язычествующих инородцев, т.е. нехристиан. Приволжский край быстро стал покрываться частой сетью мечетей, мектебов и медресе. При этом все учреждения мусульман создавались и развивались по самому дешевому варианту в смысле вложения денежных средств. В отличие от роскошных православных соборов и церквей, мусульмане строили небольшие, но уютные и теплые молельные дома - мечети.
    Так продолжалось до восшествия на престол Павла I (1796 -1801 гг.). В 1797 г. установилась цензура, закрылись частные типографии, прекратился ввоз книг из-за границы.
    Век спустя, во времена царствования Николая II, снова наблюдался разительный рост мусульманского религиозного сознания по сравнению с православным. Этот рост приходится на время открытия Сибирского великого пути и утверждения русского владычества на Дальнем Востоке (Квантунская область).
    Например, по переписи 1897 г. в Уфимской губернии оказалось 2220590 душ (русских - 784000, инородцев - 1436590), из них мусульман - 1181939 человек. По сведениям 1899 г. ("Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии Рыбакова". СПб. 1900), в Уфимской губернии православных церквей - 349, а мечетей -1555, православных священников - 360, а татарских мулл - 4655, медресе и мектебов - 6220, а церковных школ - всего 231.
    К тому времени мусульмане по образованию стояли выше русских. Например, по сведениям всеподданнейшего отчета казанского губернатора ("Известия по народному образованию", часть XIV, сентябрь, 1907), в Казанской губернии в 1898 г. было медресе и мектебов 656 (28648 мальчиков и 17054 девочки), в 1900 г. - 814 (30902 и 18186). А всевозможных русских учебных заведений в 1898 г. было 1579 (60249 мальчиков и 19951 девочка), в 1900 г. - 1607 (63220 и 21182).
    Таким образом, число мусульманских учебных заведений возросло за два года на 158, или 24%, а русских - лишь на 28, или 1,1%. При общем населении в губернии 2263000 мусульманское население, равное 671000, составляло 28%, а шакирды-мусульмане составляли не 28, а 40% от общего числа учащихся, и это несмотря на то, что в число русских учебных заведений были включены университет, духовная академия, юнкерское училище и прочие средние учебные заведения, существующие почти целиком на казенные ассигнования, а все татарские учебные заведения создавались частной мусульманской инициативой и не только не получали ни копейки от казны, но ничего не получали ни от земств, ни от городов. Из приведенных цифр видно, что в русском населении один учащийся приходился на 14 человек мужского населения и одна учащаяся - на 55 женского; у мусульман же один учащийся - на 9 мусульман и одна учащаяся - на 12 мусульманок, т.е. мусульманских девочек училось больше, чем русских мальчиков. Эти цифры, бесспорно, свидетельствуют о сильнейшем самобытном религиозно-национальном движении среди мусульман того времени. Несомненно, что в мусульманском мире тогда существовал значительный интерес к учебному делу. Мусульмане так много писали о преподавании, что главное управление по делам печати требовало отзыва по вопросу о том, дозволять ли к печатанию сочинения на татарском языке, посвященные полемике о методах преподавания. Таких сочинений было представлено в цензуру несколько десятков. Из-за незнания или плохого знания татарского языка контролирующими русскими мусульманские школы оказались совершенно свободными и бесконтрольными в деле преподавания.
    О темпах роста религиозно-национального сознания в начале XX века говорит и обилие книг, журналов и газет. Даже сегодня современные издания на татарском языке в республике уступают по числу и тиражу татарским изданиям вековой давности.
    Как же обстоит дело формирования и расширения религиозного сознания в начале XXI века? После 70-летнего запрета на религию в Советском Союзе сегодня правильнее было бы говорить о возрождении религиозного сознания людей. К 1986 г. на территории Татарстана было всего 18 мусульманских и 15 православных общин в виде мечетей и церквей да еще 5 общин других конфессий. Говоря языком математики, налицо задача определения роста религиозного сознания при почти нулевых начальных условиях. По данным Совета по делам религий при Кабмине РТ, уже к 1998 г. и 2001 г. (июль) число зарегистрированных мусульманских общин достигло соответственно 802 и 892 (рост на 784 и 90 к 1998 г.), а православных -171. 172 (156 и 1). Число мечетей - 758 и 891 (740 и 133), церквей -133 и 152 (118 и 19). После объявления президентом России Б. Ельциным (Борис-патша) "взять суверенитета столько, сколько проглотите" в Татарстане наблюдается резкий рост числа общин мусульман. При этом видно, что и 200 лет назад, и 100 лет назад, и сегодня, когда несколько ослабляются факторы, сдерживающие рост, число мусульманских общин увеличивается в 5 - 7 раз быстрее православных: 158/28=5,6 в 1900 г.; 740/118=6,2 в 1998 г.; 133/19=7,0 в 2001 г.
    Все это еще раз подтверждает мысль о том, что Среднее Поволжье по религиозному сознанию проживающих здесь людей является мусульманским регионом. Всякие домыслы о том, что решающим фактором в быстром росте числа мусульманских общин в Татарстане сегодня явились административные ресурсы татар, не имеют никакого основания, поскольку два века назад такие ресурсы не то что иметь, а даже невозможно было представить. В этой связи достаточно лишь упомянуть о том, что еще век назад татарам, как и собакам, было запрещено входить и гулять в городских парках. Быстрый рост общин мусульман по сравнению с общинами христиан, скорее всего, объясняется близостью мусульманского мировоззрения к менталитету в целом волжан.
    Издревле сохранившие традиции тенгрианства со способностью к интегрированию разных мировоззрений и их синтезу волжане и вчера, и сегодня находятся как бы между водой в виде купели православия и огнем в виде зороастрического ислама. Образно или буквально, как хотите, но мы, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва и другие народы Поволжья, кипим в одном казане, стоящем на огне и переполненном водой. Какое нужно иметь терпение и искусство жить вместе в таких условиях. Уверен, что это возможно лишь благодаря мирному исламу, принятому нашими предками из Великой Булгарии более 10 веков назад. Кстати, Великая Булгария - единственное в мире добровольно принявшее ислам государство. Именно мирный ислам как очередное чудо света Среднее Поволжье может предложить человечеству в качестве своего накопленного за много веков ресурса. Низкосортные нефть, автомобили, самолеты, зерно, наука, культура, спорт не идут ни в какое сравнение с этим ресурсом. Хотя разные там эби-патша, бабай-патша со своими идеями, идеологиями, революциями, реформами, в т.ч. религии в виде объединения всех конфессий на принципах и традициях православия, и пытаются изменить, а то и повернуть вспять течение времени, но сознание народа остается верным традициям тенгрианства и ислама с единым Всевышним подобно участникам сабантуя на майдане, подсознательно привязанным к самому высокому, гладкому, острому и чистому столбу в самом его центре.

Малик САБИРЖАН,
политический психолог.
"Звезда Поволжья" №26 (130) 18.07.2002

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz