Эби-патша, бабай-патша... кому верить, кодача?! (Экскурс в религиозное сознание волжан)
На Руси, а впоследствии и на территории Российской империи с православным христианством
как официально принятой государственной религией представителям других конфессий
всегда жилось несладко. Конфликты особенно обострились во времена царствования
Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Если конфликты католиков с православными носили
скрытый характер, противостояние мусульман с православными было открытым.
Ярким свидетельством этого был Пугачевский бунт (1773 -1775 гг.), где восставшими
были в основном крестьяне-инородцы, т.е. мусульмане и сочувствующие им язычники.
В условиях жесткой экспансии православием сознания склонных в то время к страху
и верованиям людей сильно усилилось влияние ислама на православных неофитов,
на нерусское население Российской империи, особенно Среднего Поволжья. Начался
быстрый процесс отпадения православных в ислам. Тогда православных делили на
"старокрещеных" и "новокрещеных". Под первыми подразумевали
лиц, принявших православие в конце XVI века, во времена казанского архиепископа
Гурия. К "новокрещеным" же относили волжан, принявших христианство
в XVIII веке, большинство которых впоследствии отпало в ислам.
Подробные сведения об отпадении православных в ислам имеются в представлении
занимающего тогда должность казанского губернатора вице-губернатора Е.А. Розова
от 5 декабря 1866 г. за № 5505. После подробного изложения отступнического движения
в целом ряде селений Казанской губернии Е.А. Розов делает следующие общие выводы.
"Не ограничиваясь только объявлением всем помянутым отступникам на поданные
ими прошения Высочайшей воли (тогда обратный переход в ислам осуществлялся через
прошение - М.С.), я старался раскрыть причины, вследствие которых возникло стремление
крещеных татар к переходу в магометанство. Причины эти следующие:
1) племенное родство крещеных татар с магометанами, единство языка и всестороннее
на них влияние магометанства;
2) совершенное равнодушие русского православного духовенства к религиозному
образованию крещеных татар;
3) деятельная пропаганда магометан в распространении исламизма.
В Казанской губернии всех вообще татар считается 446556 душ обоего пола, в т.ч.
- 44000 крещеных...
Крещеные татары Казанской губернии разделяются на старокрещеных и новокрещеных;
первых считается 27901, а последних - 16099 душ...
Считаю необходимым при этом присовокупить, что магометанская пропаганда сильно
действует на здешних инородцев: чувашей, черемис и вотяков. Примером этому служит
отпадение в магометанство крещеных чувашей Тетюшского уезда деревень Кукшума,
Белой Волошки и Утеевой. По частным сведениям известно, что в Мамадышском уезде
некоторые остающиеся в язычестве черемисы и вотяки мало-помалу переходят в магометанство.
Этот процесс совершается очень просто по причине лингвистической близости финских
языков к татарскому. Финские инородцы очень легко усваивают татарский язык,
как это видно в уездах: Чистопольском, Спасском, Тетюшском и других, где они
соседят с татарами-магометанами".
Если первой причиной усиления влияния ислама в Среднем Поволжье, как указано
выше, была экспансия религиозного сознания людей православием, то второй, может
быть, и более значимой причиной была завоевательная политика Российской империи
за пределами своих владений. Так, разгорелась первая Турецкая воина (1768 -
1774 гг.), к России был присоединен Крым (1783 г.). Затем вспыхнула вторая Турецкая
война (1787 - 1791 гг.). Таким образом, православная империя вела борьбу с исламом
на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Конечно, в годы войны приоритет отдавался
фронту внешнему. Поэтому в отношении инородного населения России со стороны
русского правительства применялся принцип "кнута и пряника". Для тех
мусульман, кто был благосклонным к воюющей русской армии, а то и вовсе воевал
на ее стороне, ослаблялось давление преследования. Принцип "кнута и пряника"
в какой-то степени сослужил службу и в деле развития ислама на территории России.
По иронии судьбы Екатерина II в сознании татар осталась самой доброй царицей
- татары ее даже нежно называли и продолжают называть эби-патша (бабушка-царица).
Правда, были и объективно положительные изменения в государстве. После раздела
России на 50 губерний и уездов в 1775 г. царица позаботилась о просвещении,
создала комиссии народных училищ, открыла закрытые учебные заведения, воспитательные
дома. Все это говорит о том, что государством впервые был взят серьезный курс
на обработку сознания всего населения.
В конце XVIII века Екатерина II учредила Уфимское
муфтийство (муфтият), которое дало мусульманскому духовенству крепкую
организацию и объединило весь приволжский мусульманский мир. Муфтийство
стало центральной властью для мусульман, правда, по образцу архиерейской,
т.е. под контролем православного государства. При муфтийстве было
духовное собрание, опять же по аналогии с православной, консисторией.
Был напечатан Коран на средства русского правительства, начала создаваться
и развиваться мусульманская печать. Создавались мусульманские учебные
заведения на татарском языке - мектеб и медресе. Такие изменения
в мусульманском мире на территории России привели к втягиванию в
этот мир косных, шатких в своих верованиях племен крещеных и язычествующих
инородцев, т.е. нехристиан. Приволжский край быстро стал покрываться
частой сетью мечетей, мектебов и медресе. При этом все учреждения
мусульман создавались и развивались по самому дешевому варианту
в смысле вложения денежных средств. В отличие от роскошных православных
соборов и церквей, мусульмане строили небольшие, но уютные и теплые
молельные дома - мечети.
Так продолжалось до восшествия на престол Павла I (1796 -1801 гг.). В 1797 г.
установилась цензура, закрылись частные типографии, прекратился ввоз книг из-за
границы.
Век спустя, во времена царствования Николая II, снова наблюдался разительный
рост мусульманского религиозного сознания по сравнению с православным. Этот
рост приходится на время открытия Сибирского великого пути и утверждения русского
владычества на Дальнем Востоке (Квантунская область).
Например, по переписи 1897 г. в Уфимской губернии оказалось 2220590 душ (русских
- 784000, инородцев - 1436590), из них мусульман - 1181939 человек. По сведениям
1899 г. ("Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии Рыбакова".
СПб. 1900), в Уфимской губернии православных церквей - 349, а мечетей -1555,
православных священников - 360, а татарских мулл - 4655, медресе и мектебов
- 6220, а церковных школ - всего 231.
К тому времени мусульмане по образованию стояли выше русских. Например, по сведениям
всеподданнейшего отчета казанского губернатора ("Известия по
народному образованию", часть XIV, сентябрь, 1907), в Казанской губернии
в 1898 г. было медресе и мектебов 656 (28648 мальчиков и 17054 девочки), в 1900
г. - 814 (30902 и 18186). А всевозможных русских учебных заведений в 1898 г.
было 1579 (60249 мальчиков и 19951 девочка), в 1900 г. - 1607 (63220 и 21182).
Таким образом, число мусульманских учебных заведений возросло за два года на
158, или 24%, а русских - лишь на 28, или 1,1%. При общем населении в губернии
2263000 мусульманское население, равное 671000, составляло 28%, а шакирды-мусульмане
составляли не 28, а 40% от общего числа учащихся, и это несмотря на то, что
в число русских учебных заведений были включены университет, духовная академия,
юнкерское училище и прочие средние учебные заведения, существующие почти целиком
на казенные ассигнования, а все татарские учебные заведения создавались частной
мусульманской инициативой и не только не получали ни копейки от казны, но ничего
не получали ни от земств, ни от городов. Из приведенных цифр видно, что в русском
населении один учащийся приходился на 14 человек мужского населения и одна учащаяся
- на 55 женского; у мусульман же один учащийся - на 9 мусульман и одна учащаяся
- на 12 мусульманок, т.е. мусульманских девочек училось больше, чем русских
мальчиков. Эти цифры, бесспорно, свидетельствуют о сильнейшем самобытном религиозно-национальном
движении среди мусульман того времени. Несомненно, что в мусульманском мире
тогда существовал значительный интерес к учебному делу. Мусульмане так много
писали о преподавании, что главное управление по делам печати требовало отзыва
по вопросу о том, дозволять ли к печатанию сочинения на татарском языке, посвященные
полемике о методах преподавания. Таких сочинений было представлено в цензуру
несколько десятков. Из-за незнания или плохого знания татарского языка контролирующими
русскими мусульманские школы оказались совершенно свободными и бесконтрольными
в деле преподавания.
О темпах роста религиозно-национального сознания в начале XX века говорит и
обилие книг, журналов и газет. Даже сегодня современные издания на татарском
языке в республике уступают по числу и тиражу татарским изданиям вековой давности.
Как же обстоит дело формирования и расширения религиозного сознания в начале
XXI века? После 70-летнего запрета на религию в Советском Союзе сегодня правильнее
было бы говорить о возрождении религиозного сознания людей. К 1986 г. на территории
Татарстана было всего 18 мусульманских и 15 православных общин в виде мечетей
и церквей да еще 5 общин других конфессий. Говоря языком математики, налицо
задача определения роста религиозного сознания при почти нулевых начальных условиях.
По данным Совета по делам религий при Кабмине РТ, уже к 1998 г. и 2001 г. (июль)
число зарегистрированных мусульманских общин достигло соответственно 802 и 892
(рост на 784 и 90 к 1998 г.), а православных -171. 172 (156 и 1). Число мечетей
- 758 и 891 (740 и 133), церквей -133 и 152 (118 и 19). После объявления президентом
России Б. Ельциным (Борис-патша) "взять суверенитета столько, сколько проглотите"
в Татарстане наблюдается резкий рост числа общин мусульман. При этом видно,
что и 200 лет назад, и 100 лет назад, и сегодня, когда несколько ослабляются
факторы, сдерживающие рост, число мусульманских общин увеличивается в 5 - 7
раз быстрее православных: 158/28=5,6 в 1900 г.; 740/118=6,2 в 1998 г.; 133/19=7,0
в 2001 г.
Все это еще раз подтверждает мысль о том, что Среднее Поволжье по религиозному
сознанию проживающих здесь людей является мусульманским регионом. Всякие домыслы
о том, что решающим фактором в быстром росте числа мусульманских общин в Татарстане
сегодня явились административные ресурсы татар, не имеют никакого основания,
поскольку два века назад такие ресурсы не то что иметь, а даже невозможно было
представить. В этой связи достаточно лишь упомянуть о том, что еще век назад
татарам, как и собакам, было запрещено входить и гулять в городских парках.
Быстрый рост общин мусульман по сравнению с общинами христиан, скорее всего,
объясняется близостью мусульманского мировоззрения к менталитету в целом волжан.
Издревле сохранившие традиции тенгрианства со способностью к интегрированию
разных мировоззрений и их синтезу волжане и вчера, и сегодня находятся как бы
между водой в виде купели православия и огнем в виде зороастрического ислама.
Образно или буквально, как хотите, но мы, татары, русские, чуваши, марийцы,
мордва и другие народы Поволжья, кипим в одном казане, стоящем на огне и переполненном
водой. Какое нужно иметь терпение и искусство жить вместе в таких условиях.
Уверен, что это возможно лишь благодаря мирному исламу, принятому нашими предками
из Великой Булгарии более 10 веков назад. Кстати, Великая Булгария - единственное
в мире добровольно принявшее ислам государство. Именно мирный ислам как очередное
чудо света Среднее Поволжье может предложить человечеству в качестве своего
накопленного за много веков ресурса. Низкосортные нефть, автомобили, самолеты,
зерно, наука, культура, спорт не идут ни в какое сравнение с этим ресурсом.
Хотя разные там эби-патша, бабай-патша со своими идеями, идеологиями, революциями,
реформами, в т.ч. религии в виде объединения всех конфессий на принципах и традициях
православия, и пытаются изменить, а то и повернуть вспять течение времени, но
сознание народа остается верным традициям тенгрианства и ислама с единым Всевышним
подобно участникам сабантуя на майдане, подсознательно привязанным к самому
высокому, гладкому, острому и чистому столбу в самом его центре.
Малик САБИРЖАН, политический психолог.
"Звезда Поволжья" №26 (130) 18.07.2002
Обсудить
в форуме
|