Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№35 (78)  19 марта 2004

Сибириада
Татары Тюмени и Тобольска считают себя аборигенами

   Повод для этой поездки был вполне официальным - 17 -18 мая в Тюмени проходила 5-я межрегиональная научно-практическая конференция "Сулеймановские чтения". Но надо знать, какое значение придают этому мероприятию местные татары. Конференция названа именем поэта Булата Сулейманова (умер в 1991 году), которого сибирские татары считают чуть ли не главным своим идеологом. Поэтому научный форум, который проводится в Тюменской областной научной библиотеке, как правило, выливается не только и не столько в анализ достоинств творчества Сулейманова и каких-то интересных фактов его биографии, а во всестороннее обсуждение проблем сибирских татар.
    Чем живут наши соплеменники в Сибири накануне всероссийской переписи населения? Собственно для того, чтобы узнать это, и был предпринят вояж татарстанцев, с которыми, к слову, отправилась в Тюмень и автор этих строк.
    Для начала - немного информации. Сибирских татар насчитывается в России приблизительно 150 тысяч человек, но в самой Тюменской области проживает около 100 тысяч. Сложность точного подсчета заключается в том, что очень много смешанных семей, созданных сибирскими татарами совместно с поволжскими. Наиболее активный процесс возрождения самосознания здесь начался в начале 90-х годов. Сибирские татары прошли и через конференцию, и через съезд, который принял специальную декларацию об этническом самоопределении татар Сибири. Здесь трезво осознают, что та форма, в какой существуют сейчас национальные автономии России, - фикция, фактически ни к чему не обязывающая федеральные власти. Тем не менее на сегодняшний день в области восемь татарских автономий, которые объединяет областная национально-культурная автономия татар. В Тюмени выходит газета "Янарыш" тиражом в 3,5 тысячи, причем на диалекте казанских татар.
    Мы побывали в редакции газеты. Ее редактор Азат Сагитов - настоящий энтузиаст своего дела, патриот, каких мало. Благодаря ему газета все же держится на плаву, чего бы это ни стоило. Кстати, именно в редакции газеты мы в первый раз узнали о позиции сибирских татар относительно приближающейся переписи населения. Ее изложил присутствовавший там Рифхат Насибуллин - ведущий специалист комитета по делам национальностей администрации Тюменской области: мол, сибирские татары хотят самоопределиться, надеясь, что после этого у них будет все.
    То, что полемический градус Сулеймановских чтений будет высоким, мои спутники прогнозировали сразу. Но как бы мы ни были готовы к этому, сама конференция стала открытием. Все происходившее на ней можно было сравнить с пружиной, которую на время придержали, но, распрямившись, она все же выстрелила...

    "Нам не интересна позиция Татарстана"
Уже во время первого выступления представителя из Татарстана (Дамир Исхаков сделал доклад на тему "Некоторые итоги этнополитической истории сибирского ханства в XV - XVII веках") из зала стали слышаться реплики. Еще громче они зазвучали, когда за трибуну встал Туфан Миннуллин, рассказавший о том, какие перипетии происходят вокруг изменений в Конституции РТ, а затем - Фарид Уразаев, давший полную информацию о проекте нового закона НКА. В кулуарах конференции говорили открыто: казанские татары приехали учить нас, хотя ни в одном из этих докладов не было открытого давления или предложения.
    Похоже, установка быть оппозицией гостям из Татарстана была дана, заранее, и сделано это было очень умело.
    Одна дама сидела сзади меня и постоянно выкрикивала: "Нам не интересна позиция Татарстана", "Кто вас вообще звал сюда?" В перерыве я разыскала ее. Оказывается, преподаватель Тюменского института культуры и искусств Валима Ташкалова - заместитель председателя НКА татар Тюменской области.
    - Меня поражает, извините, возня вокруг этого вопроса, которая наблюдается последние три-четыре месяца, - сказала она. - Получается, на сибирских татарах нужно поставить крест? Получается, мы - второй сорт? Сибирь - это моя родина, родина моих предков, я изучила свою генеалогию с 1618 года. Много лет мы добивались того, чтобы называться этносом. Сейчас мы добиваемся территориального статуса. Сотрудничество с вами - да, а называться единым словом "татары" - ну уж простите.
    Потом позицию НКА татар Тюменской области более четко изложил в докладе его председатель Файзулла Камалов.
    - Да, мы признаем за Татарстаном заслугу создания татарской республики, а Казань безусловно считается духовным центром татар, - сказал он. - Но сибирские татары должны сами решить для себя -считать себя сибирскими татарами или просто татарами.
    Что касается возможного территориального статуса, то Камалов напомнил: последние татарские волости (существовало девять мест, где компактно проживали татары) ликвидированы в Тобольской губернии еще в начале XX века. Значит, наиболее оптимальной формой самореализации может являться в настоящее время только культурная автономия.
    Еще один важный момент прозвучал в выступлении молодого лидера сибирских татар - необходимость открытия национальных школ. После определения статуса такие школы планируется создать в Тюмени, в Тобольске и в других районах области, где компактно проживают татары. Задача эта первостепенная, ибо темпы ассимиляции татар ужасающие и в Сибири. В 1959 году татарский язык назвали родным 96 процентов сибирских татар, в 89-м - всего лишь 83 процента. Скорее всего, нынче это количество сократится до 70 процентов...
    Из уст председателя НКА сибиряков прозвучала и критика в адрес своих земляков: мол, многие из нас страдают комплексом национальной неполноценности, а мы можем гордиться принадлежностью к своей нации, но важно, чтобы эта гордость не переросла в кичливость, национализм. И это касается отношений между сибирскими татарами и казанскими. Надо уметь слушать друг друга. В сегодняшней ситуации мы должны действовать вместе.
    О реальных делах на ниве национального самоопределения рассказал участникам конференции Сафиулла Ильясов - директор центра сибирско-татарской культуры Тобольска. Признаться, слушать его доклад были приятно - столько радующих фактов! Причем, поехав потом в Тобольск вместе с Туфаном Миннуллиным, чью пьесу "Зятья Гергери" играют в местном татарском театре, мы имели возможность убедиться, что сказанное Ильясовым - правда.
    Сколько желания сохранить свою культуру, горения у наших соплеменников, проживающих в Тобольске! Особенно отрадно - среди активистов татарского центра много молодежи. Они делают передачи на радио и телевидении, выступают с концертами и спектаклями.
    Муниципальному центру сибирско-татарской культуры на следующий год исполнится 15 лет. В нем работают одинаково хорошо и сибирские татары, и выходцы из казанских, и башкиры. В общей сложности трудятся более 130 человек, бюджет центра - около 5 миллионов рублей в год. В этнографическом музее, существующем при центре, - более тысячи экспонатов (для сравнения: в областном - 800). Здешние татарские ансамбли за эти годы дали более двух тысяч концертов, объездив всю Тюменскую область. В 1995 году создан драматический театр, в его репертуаре -много пьес татарских драматургов. Кроме того, в шести школах, десяти детсадах Тобольска детишки изучают татарский язык факультативно. В итоге более 700 детей знают родной язык. Это уже результат!
    Но и в оптимистическом докладе Ильясова прозвучала тревога:
    - По имеющейся у меня информации, сибирские татары будут исключены из переписи населения очень хитрым способом. У нас просто не будет своего кода. Поясню. Возможно, 90 процентов сибирских татар и напишут, что они сибирские татары. Но так как код не введут, мы будем значиться в графе "другие народы".
    Но лично меня шокировало следующее его заявление: татарстанцы сделают большую ошибку, если приложат к этому руку...

    Есть угроза - оказаться орудием в чужих руках
    На второй день состоялся "круглый стол" по проблеме статуса сибирских татар. Это был более спокойный и деловой разговор, на котором присутствовали представители администрации области, бизнесмены и лидеры национального движения. И главным итогом этого общения, как сказали потом его участники из Татарстана, можно назвать то, что они смогли высказать свою точку зрения и заставили серьезно задуматься сибирских татар.
    Естественный процесс этнического возрождения, который сейчас происходит практически везде, где проживают татары, получил в Тюменской области несколько другую окраску. Сибирские татары давно уже поднимают вопрос, что они - аборигены, коренное население Сибири. В связи с предстоящей переписью эти настроения оживились. Встал вопрос: каким образом все это легализовать?
    На "круглом столе" были предложены разные формулы. В частности, татарстанский этнограф Дамир Исхаков предложил сибирским татарам записаться под самостоятельным кодом, но в общем составе татар. На что один из здешних лидеров Анас Гаитов, кстати, автор вышедшей в газете буквально накануне нашего приезда статьи "Что это такое - единство и что такое - разъединение?" сказал: а ведь можно разделиться на 7 -8 групп, а потом механически записаться: итого столько-то татар.
    Сибиряки всерьез говорят о самостоятельном культурном развитии, например, о создании самостоятельного академического института сибирских татар, кажется, мало осознавая, что это им не по силам. Эту ситуацию Исхаков определил словами Амирхана Еники, сказанными о татарах и башкирах: "И татары, и башкиры - древний народ, но башкиры - молодая нация". Сибирские татары обладают внутренней энергией и пытаются сейчас эту нацию создать. В такие периоды активность бывает повышенной. И надежды повышенные.
    "Круглый стол" явственно показал, что ряд здешних лидеров все же осознают: главные сложности - впереди.
    Вообще во время выступлений участников Сулеймановских чтений и разговоров в кулуарах у меня создалось впечатление, что сибирские татары пребывают в некой иллюзии. Они уверены в том, что, добившись для себя территориального статуса, получат все блага для своего полноценного национального развития. И не берут в счет уже имеющийся опыт аналогичных этносов, чьи надежды уже разбились о стену полного бездействия и равнодушия федеральных властей.
    Еще одна иллюзия сибирских татар связана с частной собственностью на землю - тема, которая сейчас активно обсуждается в российском парламенте. До 17-го года татары Сибири имели ряд привилегий - земельных, охотничьих, рыболовных. Хотя большинство колхозов развалилось (мы проехали несколько деревень и видели это своими глазами), жители многих сельских районов и сейчас имеют свои озера, ловят там рыбу, что помогает им выжить. Многие сибирские татары, особенно молодые, считают: если иметь статус коренного народа, то можно заполучить эти ресурсы в частную собственность. Некоторые горожане надеются при разделе земли в селах, в которых они выросли и откуда уехали, получить свой пай. Но... Аналогичную ставку, причем более значительного масштаба, могут делать не только они. Как считает Дамир Исхаков, существует финансово-политическая группа, интересы которой - на юге Тюмени, и сейчас очень богатом природными ресурсами. Эти влиятельные люди могут просто использовать сибирских татар в своих целях, чтобы огородить там свою территорию на будущее. То есть сибирским татарам грозит стать орудием в чужих руках. Сценарий того, как это может произойти, можно сказать, уже апробирован в Ханты-Мансийске. Хорошо известно, кому на самом деле принадлежит этот округ...
    И на конференции, и на "круглом столе" выявилась четкая тенденция раскола между выходцами из поволжских татар и сибирскими татарами. У поволжских есть ощущение, что их каким-то образом вытесняют и делают второстепенными, хотя они по своей численности превосходят сибирских. По мнению экспертов, подавляющая их часть живет на севере Тюменской области, в нефтяных районах и городах. И это очень большая сила. Однако это совсем не улучшает положение газеты "Янарыш", которую выпускает Азат Сагитов (его корни - в Поволжье). Одно время ее даже хотели закрыть именно из-за того, что в ней используется не сибирско-татарский язык, а литературный татарский. Это противостояние как бы проецируется на взаимоотношения татар вообще и сибирских татар. Внешне это выглядит как взаимоотношение Татарстана и татар Сибири. - Отсутствие единства среди сибирских татар может привести впоследствии к более страшному внутреннему расколу, - считает Дамир Исхаков. - Уже сегодня в Тюменской области одновременно работают три муфтията. По сути, идет борьба за людские ресурсы, происходит консолидация отдельных групп. Пока они прибирают к рукам только бесхозные, но следующим этапом может быть война уже внутри этих самых групп. Обязательно найдется какой-нибудь Талгат Таджутдин, который тех, кто не с ним, назовет вахаббитами. И этого будет достаточно, чтобы имеющееся противостояние приобрело иной характер.
    Возникает вопрос: какую роль отводит себе во всей этой ситуации Татарстан? Бесспорно, он не может быть равнодушным наблюдателем. Но и активно вмешиваться в процессы, происходящие у сибирских татар, тоже не может.
    Вот что сказал Туфан Миннуллин в конце поездки:
    - Я пришел к выводу, что слишком стараться с нашей стороны не надо. Тем более вмешиваться в их разногласия. Надо дать им поразмышлять самим - что, как и куда идти. Даже наш приезд на Сулеймановские чтения вызвал у сибирских татар подозрение, будто мы приехали их уговаривать. Похоже, они до сих пор не понимают, что мы беспокоимся не из-за численности. Потеря сибирских татар не принесет татарам такого уж значительного урона. Что такое 100 тысяч человек для 7 - 8-миллионного народа?! А вот им может быть еще хуже. У меня сложилось впечатление, что у них нет инстинкта самосохранения, нет долгосрочной программы действий...
    - Если сибирские татары хотят записаться отдельной строкой, не стоит им мешать, - считает Дамир Исхаков. - Нам сейчас нужно все силы бросить на то, чтобы сохранить общенациональное объединение. Если мы сможем выдержать данную линию, то сибирские татары останутся в общих рамках с нами.. Это очень важный момент. В такой ситуации Татарстан должен активизировать свои усилия по налаживанию и укреплению контактов со своими соплеменниками, проживающими в других регионах. Мы выслушали много жалоб по поводу того, что республика ничего не делает в татарской Сибири. Тюменские татары жалуются, например, что у нас нет ни одной конкретной организации, в которую можно было им обратиться за помощью.
    - До сих пор регионы, где компактно проживают татары, мы обслуживали культурно, - сделал свои выводы ответственный секретарь ФНКА Фарид Уразаев, - но в Тюмени ярко выявилось, что культурного компонента на сегодняшний день недостаточно. Татарстану рано или поздно придется решать и экономический блок вопросов, и политический. Для этого, мне кажется, нужна отдельная государственная структура с четко сформулированными полномочиями - содействия и помощи татарам, живущим в других регионах. Они нуждаются в этом сегодня. А иначе местнические интересы будут формировать такое же местническое сознание.
    ...Сибирские татары серьезно полагают, что из центра для всех татар выделяются деньги, которые до них не доходят, потому что оседают в Татарстане. Пришлось объяснять им, что на самом деле этого нет...

    "Пардоньте! Татары живут по всей России!"
    На Сулеймановских чтениях прозвучало одно очень яркое выступление, вызвавшее, пожалуй, самый сильный всплеск эмоций. Было очевидно, что председатель тюменского отделения Союза российских писателей Николай Шамсутдинов находится в откровенной оппозиции ко многим присутствующим в зале. Ему поначалу даже не хотели давать слова, объясняя это его опозданием. Выступление достойно того, чтобы привести его почти полностью.
    - Большинство выступавших тут говорили громко, много, а на самом деле - ни о чем. То, что творится сейчас среди сибирских татар, поверьте мне, не имеет никакой перспективы, - сказал Шамсутдинов. - Потому что все это развивается в изолированном, герметически замкнутом мирке! Тенденция эта косная, дремучая! Мне в какой-то степени повезло - я пишу на русском языке, оставаясь при этом, безусловно, татарином. Мне повезло, что я представляю на международных форумах Россию, будучи татарином. И где бы я ни был, всегда начинаю свои выступления с заявления, что имею честь принадлежать к той нации, которая является одной из державообразующих в Российской империи. Меня спрашивают: а кто это? Отвечаю: татары. А-а-а, говорят мне, это - Казань, Татарстан. А я: пардоньте! Татары живут по всей России, в том числе очень долгое время и в Сибири, являясь исконными хозяевами этой земли. В октябре мне предложили прочитать курс лекций в Парижском институте западных языков и цивилизаций. И я уже знаю, о чем буду говорить французским студентам.
    Когда я переезжал из Сургута в Тюмень, ожидал встретить здесь поддержку, катализатор творчества, в конце концов. Ассоциация сибирских татар гремела в ту пору. И ошибся в своих предположениях, потому что нашел очень сильное противодействие. Татарам надо утверждаться, прежде всего, представлением в российском масштабе, а потом и в зарубежном. У меня пять лет лежит рукопись многострадальной антологии сибирско-татарской поэзии на русском языке. Я считаю, что наши поэты имеют полное основание быть услышанными и прочитанными русской аудиторией. Кстати, антология открывается большой подборкой стихов Булата Сулейманова, которому посвящена сегодняшняя конференция. Но сколько бы я ни обращался с этой антологией к нашим татарским лидерам, я так и ни получил никакой поддержки. О чем это говорит? О полном забвении принципов великого тюркского народа - взаимовыручки, поддержки. А иначе наши предки не завоевали бы полмира!
    Но не вам мне говорить, в каком жестоком мире мы живем, какой прессинг чувствует любой татарин. Почему у нас нет ни одного татарина в областной думе? Почему нет ни одного крупного руководителя-татарина среди хозяйственников, ни одного руководителя комитета или департамента? Где татарские фамилии? Их нет. А виноваты в этом мы с вами -распыляем силы, дробим их. Среди татар Сибири развито местничество, зависть. В большинстве своем они живут, как скорпионы в банке: жалят друг друга и поедают поедом. Это надо вытравлять. Я хочу призвать окунуться памятью в то историческое прошлое, когда татары были великим народом. Реабилитировать себя перед историей - в наших сипах...

    Вместо эпилога
    Возвращаясь из Тобольска, мы заехали в село Ембаево. На его кладбище похоронен Булат Сулейманов. Поездка туда значилась в программе Сулеймановских чтений, и участники конференции побывали на могиле поэта еще днем. Мы же попали сюда только к вечеру. Кладбище уже было закрыто, а бывший местный лидер, сославшись на усталость, вяло махнул рукой на дырку в заборе. Для меня пролезть в нее проблемой не было, а вот почти двухметровому редактору "Янарыша" Азату Сагитову и немаленькой комплекции уважаемому Туфану Миннуллину пришлось чуть-чуть попыхтеть.
    С трудом мы нашли могилу Сулейманова. Искали роскошный мраморный памятник, заваленный цветами, ведь на конференции сибирские татары говорили столько громких слов о своем лидере. А нашли - выцветшую "времянку", на которой не оказалось ни одного цветочка. Особенно расстроился Туфан Миннулин, лично знавший Булата Сулейманова. Всю дорогу молчал...


Резеда ДАУТОВА
Казань - Тюмень - Казань
"Восточный эскпресс" №21 (80), май, 2002г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz