Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№35 (78)  19 марта 2004

Женщина номер один татарского языкознания

   В личной библиотеке академика Диляры ТУМАШЕВОЙ - десятки книг со словами сердечной благодарности и автографами от людей, которые сегодня стали историей татарской культуры. С нее писал свои картины Баки Урманче, а знаменитые режиссеры, видя в ней образ Галии-бану, сожалели, что она не актриса. Ее имя олицетворяет целую эпоху в отечественном языкознании.
    - Диляра Гарифовна, почему, на ваш взгляд, так медленно решается проблема реального двуязычия в Татарстане? Может быть, правы те, кто считает нереальной саму задачу?
    - Будучи в Москве я однажды познакомилась с нашим бывшим соотечественником Роальдом Сагдеевым. Известный физик сказал мне: "Ваша песенка спета, поезд уже ушел", имея в виду и татарстанский суверенитет, и наши усилия по сохранению татарского языка. А я ответила: "Это ваш поезд ушел, а наш только еще набирает ход". Разговор у нас получился очень интересный. Кстати, я старалась с ним разговаривать на татарском языке. Что я поняла -он прожил довольно приличное время в Америке, в результате его мировоззрение мало отличается от мировоззрения средних американцев - он также, как они, верит в космополитизм, глобализацию мира и считает, что в конечном счете все люди будут представлять одну человеческую расу. Мне кажется, я смогла заставить его засомневаться в этом. Понимаете, проблему двуязычия каждый человек должен прежде всего решить для себя сам. Я, например, приехала сюда без знания татарского языка. Да-да, не удивляйтесь. До 3 - 4 часов ночи писала лекции по словарям. На бытовом уровне, знала татарский от родителей. Но ведь образование получила в русской школе, затем окончила Московский университет, там же аспирантуру. И когда приехала в Казань, для меня первоочередной задачей было выучить в совершенстве язык: Мне кажется, сейчас в нашем обществе как раз и зреет осознание такой необходимости. И если все усилия направить только на эту проблему, а не отвлекаться, например, на вопрос перехода татарской графики на латинский алфавит, то наши достижения будут более ощутимыми.
    - Я правильно поняла вас - вы против перехода на латиницу?
    - Мы потратили на обсуждение нюансов будущего алфавита десять лет. Как же мы расточительны! Я несколько раз была экспертом, анализировала - какой вариант латиницы выбрать. Основа - латинская, а для тех татарских звуков, которых нет в этом алфавите, взяли написание из турецкого языка. Разве так можно?! По сути - изобретаем велосипед. Во всем мире признано, что самая экономная графика - это кириллица. Вспомним нашу историю. Несколько десятилетий ушло на то, чтобы татары приспособили кириллицу к себе. И это для наших предков было мучительно. То есть мы это уже проходили. И вот второй раз входим в ту же самую реку, не думая, что целое поколение может остаться неграмотным. Посмотрите, сколько у нас литературы. Поверьте человеку, который был причастен к судьбе многих татарских писателей, - они учились у меня, многим я помогала. Они достойны того, чтобы их читали. Мы можем лишиться этого наследия. Чтобы перевести все книги на латиницу, нужны годы и большие деньги. До этого ли нам сейчас!? Мне кажется, есть дела поважнее.
    - Диляра Гарифовна, вы, наверное, застали еще и яналиф?
    - У меня мама была очень образованным человеком. В свое время закончила знаменитое Биш-Бубинское медресе. Она и учила меня - показывала буквы яналифа-1. Странное воспоминание осталось - это были какие-то страшные, очень трудные буквы.
    - Академик Диляра Тумашева известна в научном мире как специалист по языку сибирских татар. Причем не будет, наверное, преувеличением сказать, что вы стали своего рода первооткрывателем в этой области отечественной науки. Сибирские татары должны быть вам благодарны...
    - О! Сколько я от них натерпелась! Во-первых, меня упрекали, что я не исконно сибирская татарка. Дело в том, что корни моих родителей - здесь, в Татарстане. Они вынуждены были уехать в Тюменский край в смутное время. Во-вторых, мне говорили, что я - вообще не татарка, неверная. Сибирские татары считают татарами только себя, а нас называют казанлы. Сама не знаю, как я вынесла все это! Меня спасло то, что я всегда была занята больше наукой, а не интригами. Кстати, и здесь, в Казани, изрядно доставалось. Даже заклеймили как-то меньшевичкой, последовательницей народника Михайловского. А это в эпоху марксизма-ленинизма было равносильно политической измене. Так что, как видите, татарское языкознание всегда было областью закулисных передряг. Вот и сейчас в Академии наук пытаются диктовать неспециалисты: кому и за что давать премии. Я сказала: "Раз так - значит, языкознание в Татарстане умерло!"
    - Не кажется ли вам, что сейчас происходит повсеместное старение науки - как академической, так и вузовской? В том числе и у нас в республике. Что делать?
    - Вы имеете в виду, что мало молодых? Конечно, можно просто увеличить ученым зарплату. Объективность безрадостная: большинство - нищие! Вынуждены работать в нескольких местах. Но вот о чем я думаю в последнее время: ведь раньше, как бы мы плохо ни жили, никогда не думали о зарплате. Как мы были плохо одеты! Мне кажется, надо еще в школе давать материал так, чтобы наука манила детей, влекла. Поощрять каждое открытие, пусть махонькое. Дети должны светиться от сознания, что они для будущего своей страны смогут что-то сделать. Познавать мир должно быть воспитанной с ранних лет потребностью. На днях я перебирала свои записи лекций и наткнулась на лекцию 1947 года. Потрясающий материал - клинописи древнетюркской, рунической письменности! Сейчас такого студентам не дают. Завтра буду рассказывать об этом на татарском языке первокурсникам для того, чтобы заинтересовать лингвистикой, чтобы увлечь их.
    - Но согласитесь, чтобы увлечь наших детишек, нужны очень хорошие учителя. Где их взять?
    - Меня этот вопрос очень волнует. Нашим школам сейчас, как воздух, нужны квалифицированные учителя. И такие, чтобы... надан тугелляр. Когда-то существовали курсы повышения квалификации учителей. Сейчас их нет. А жаль. Школьный материал должен постоянно совершенствоваться. И учителям очень полезны контакты с учеными. В середине 90-х годов я как председатель научного совета по языкознанию проделала вместе с учителями татарских школ интересную работу - так называемую экспертизу всех учебников татарского языка с 1 по 10 класс. Если бы вы знали, как были довольны педагоги! К тому же я сама была автором учебников для 4 - 6-х классов. Считаю: лучшего пока еще никто не написал. Так вот, мне кажется, если мы хотим добиться серьезных изменений в вопросе о статусе татарского языка в республике, мы должны задуматься об уровне наших школьных учителей. Если хотите, это вопрос политической важности.
    - Вы много лет были деканом историко-филологического факультета Казанского университета. Как вы оцениваете уровень сегодняшних выпускников, кандидатов и докторов наук?
    - Они разные. Есть очень увлеченные, самоотверженные люди, а есть - карьеристы. Но такие были во все времена. Другое дело, что сейчас ученые звания стали более доступными. Столько докторов наук! В наше время ведь не было такого. Но все-таки я склонна думать, что среди них немало настоящих ученых, за которыми - свои научные школы. У меня сейчас "внучатые" профессора. Например, Наиля Хасановна Салихова имеет своих учеников, создала целую школу. Вот это я и считаю главным критерием состоятельности ученого. Время обычно все расставляет по. своим местам.
    - А теперь, Диляра Гарифовна, представьте: приходит к вам какой-нибудь ваш "внучатый" профессор посоветоваться: мол, зовут меня работать в татарский университет, пойти или не пойти? Что вы ему скажете?
    - А у нас есть преподаватели вузов, одинаково (подчеркиваю - одинаково!) хорошо знающие и татарский, и русский языки? Боюсь, что нет. Нет у нас пока аппарата терминов для физики, юриспруденции, вычислительной математики, медицины. Я не имею в виду область татарского языкознания. Ведь в этом университете будут, видимо, разные факультеты. Я думаю, рост количества учебных заведений сегодня -очень тревожная тенденция, как и рост количества докторов наук. Сейчас организуются разного рода колледжи, которые потом называют университетами. Для чего они? Пусть их будет меньше, но настоящие. Боюсь, что татарский университет - из этого разряда. Да, туда смогут поступать выпускники татарских школ, сельчане, но опять же уровень преподавания там значительно ниже уровня городских школ. Что же получится в результате?! Опять мы вернулись к необходимости подготовки квалифицированных школьных учителей.
    - Ваш прогноз на ближайшие десятилетия XXI века.
    - Я верю, что ассимиляция нас не поглотит. Русь возникла и развивалась как русско-татарское государство. Значит, это в крови каждого из нас - осознаем мы или не осознаем. Не может богатейшая культура исчезнуть в никуда, поэтому я смотрю в будущее оптимистично. Но для этого очень важно нам, татарам, быть вместе. Лучше единый, монолитный, сплоченный, дружественный народ. Понять бы это сейчас, накануне очередной переписи населения России. Всякое дробление на сибирских, крымских, астраханских татар ограничит возможности развития нашего языка, культуры, литературы. У маленького народа, если он будет изолироваться, больше опасности исчезнуть. Те же сибирские татары, которыми я занимаюсь всю жизнь, не могут и шагу сделать без наших писателей и поэтов, без наших учебников. Конечно, мне тревожно. Мои внуки, например, уже не видят необходимости знать татарский язык. У них нет потребности слушать татарскую музыку, читать татарские стихи. И все-таки рано или поздно, мне кажется, они придут к этому... Я часто вспоминаю такую картину из прошлого. Вот в этой комнате мы с Флерой Вагаповной, молодой женой Урманче, составили столы, накрыли их. К нам в гости пришли Гумер Баширов, Хасан Туфан, Баки Урманче, Шайхи Маннур. Титаны! Мы все приготовили, чтобы они наговорились досыта. Мы передвигались тихо, как тени, боясь помешать им. Они говорили о судьбе татарского народа. Сейчас их давно уже нет, а на дворе XXI век. Но я знаю, вопрос этот по-прежнему волнует людей. Сегодня - с новой силой. И я вижу в этом знак времени.

Резеда ДАУТОВА

"Восточный эскпресс"

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz