Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№37 (80)  28 марта 2004

О будущей идеологии ислама

    В Казани с лекциями побывал заведующий сектором Ближнего Востока Института Азии и Африки при МГУ, специалист по Пакистану и политолог Вячеслав БЕЛОКРИНИЦКИЙ.
О джадидизме, тюрках Индии, перспективах Татарстана в Пакистане, будущем Ирака с гостем беседовал корреспондент "ВЭ".
    - Сегодня в Татарстане особенно популярна тема джадидизма - татарского реформизма. Наряду с этим среди местных ученых бытует точка зрения, что джадидизм - исключительно татарское открытие...
    - Самая крупная эпоха ревизии ислама началась в XIX - XX веках во всем мусульманском мире. Первая волна исламского реформизма основывалась на западном либерализме. Она и совпадала по времени с джадидизмом в Татарстане. Затем татары распространили это явление по многим мусульманским регионам Российской империи. Татары в Средней Азии выполняли многие полномочия центрального правительства, они со времен Кауфмана были проводниками колониальных властей. Султан-Галиева также можно назвать последователем этого возрождения.
    Видными представителями либерального реформизма были Афгани, Абдо, Рида в Египте, Саид Ахмет-хан, Мухаммад Икбал в Пакистане. За волной панисламизма на либеральных основах в конце 20-х годов возникает консервативный реформизм. В 1929 году Хасан аль-Банна создает организацию "Братья мусульмане" ("Ихван-уль-муслимин").
    Эти два реформаторских движения отличаются друг от друга степенью взаимодействия с Западом. Если либерал Саид Ахмет-хан в Индии ратовал за учет европейских ценностей, предлагал обогатиться за счет Запада, то представитель консервативного реформизма Абул-Аля Маудуди, признавая техническое превосходство Запада, пропагандировал исламскую модель государственности.
    В дальнейшем каждое из движений переживало взлет и падение и сменяло друг друга. В итоге либеральный модернизм прижился в Турции, в Иране во времена шаха, в Пакистане при Аюб-хане. Ко второй модели ближе всего стоит Иран. Мы на одном из наших семинаров обсуждали возможность реформирования Ирана и пришли к выводу, что корпорация богословов не допустит этого.
    - Есть точка зрения, что реформизм был инспирирован Западом и преследовал цель проведения политики колониализма...
    - В нашем секторе есть ученый, который говорит: почему вы считаете, что колониализм - это плохо? Действительно, если взять, к примеру, неколонизированный Афганистан и малоколонизированный Пакистан. Экономическое развитие и влияние обоих не сопоставимы.
Воздействие внешних сил всегда есть, но надо оценивать с позиций хорошо это или плохо. Например, на деньги Сороса в Казань приезжают московские востоковеды. Это хорошо? Хорошо, что идет учебный процесс, но плохо, что не из внутренних источников.
    - Что же тогда должно объединить мусульманский мир? Реформизм, панисламизм, национализм, ваххабизм...
    - Всех объединить невозможно. Всегда будут частные, региональные, локальные группировки. Сегодня предлагаются различные модели объединения. Есть так называемый фундаменталистский ислам, который еще называют джихадизмом, который стоит на традициях возвращения к золотому веку Пророка Мухаммада (мир ему), он строится на идеалах прошлого. Этот проект может объединить часть исламского мира, в основном разочарованную молодежь. Существует проект либерального интернационального современного ислама, совместимый с европейским образом жизни. Это крайне светский ислам и уготавливает религии то же место, которое занимает христианство в западном обществе. Религия в этом случае - частная жизнь каждого. Государство, как в Турции, может открывать религиозные курсы, школы, готовить имам-хатыбов, но не более... Третий проект - это создание исламизированных политических режимов. В английском его обозначают словами islamity. Это ослабленные исламские режимы, которые лишены радикализма и которые совместимы с мировым сообществом. Этот проект сохраняет национальную самобытность и связан с региональной традицией - с этнической, государственно-этнической, государственно-территориальной.
    Мусульманский мир - это не единый массив. Даже арабский мир делится в языковом плане, существует множество диалектов.
    - Ислам и национализм - это совместимые понятия?
    - Да. Для фундаменталистского, пуританского типа ислама, о котором мы говорили выше, существует единая умма, единое пространство, единая нация мусульман. К таким мы можем отнести движение "Хизби тахрир" в Средней Азии. В нашей литературе в связи с Чечней существует два взгляда: ислам может быть воинственным (ваххабизм) и невоинственным (евроислам). В то же время существует третий путь, когда происходит совмещение исламской культуры и национальной. Получается так называемый культурно-религиозный национализм, который имеет будущее. В Турции - это исламо-турецкий национализм, в Пакистане, где нет преобладания этнического компонента, существует исламский, пакистанский национализм.
    - Во многих мусульманских странах общество восприняло войну в Ираке, как крестовый поход...
    - Американцы постарались сделать все, чтобы это не выглядело, как крестовый поход. Они всеми силами доказывали, что идет война не с исламом, а с такими язвами, как Саддам Хусейн, с которыми они расправились хирургическим путем. Они раскололи исламский и неисламский миры... Государственные структуры мусульманских стран тесно сотрудничают с Западом и заинтересованы сохранить мировую систему экономики. Никто не заинтересован в ее развале. Например, Саудовская Аравия, которая известна своей радикальной внутренней политикой, не оставила своих союзников-американцев и сегодня. Раскол мог быть более серьезными, если бы война в Ираке вызвала гуманитарную катастрофу или если бы было огромное количество жертв среди мирного населения. Но война закончилась неожиданно быстро. Почему? Пока мы не знаем всех деталей, но тоталитарный режим - это колосс на глиняных ногах, который держался на страхе.
    - Один из языков Пакистана - урду - происходит от тюркского слова "орда". А какие еще следы, напоминающие о тюрках, сохранились в том регионе?
    - В зрелом средневековье на территории Северной Индии возникло два княжества - Гурийское и Газнийское, которые основали тюрки. В истории наиболее известен султан второго княжества - Махмут Газнави. В 1022 году он совершил ряд кровопролитных походов в Индию и разорил индусскую святыню Санднахт. Индусы до сих пор с содроганием вспоминают об этом. В конце XII века образуется Делийский султанат, в Индии утвердилось господство мусульман. На протяжении семи веков общее название всех мусульман в этом регионе было "тюрк". С XIV века сюда приходят среднеазиатские тюрки. При последнем великом монгольском императоре Аурангзебе один из его полководцев возглавил Хайдарабское княжество в самом центре Индии. Одно время между среднеазиатскими тюрками и тюрками, которые жили здесь с домонгольских времен, случались противоречия. Я всегда удивлялся, как пакистанцы сохраняли свои духовные родословные - силсиля, которых доводили до XII, а то и VII веков. В Пакистане известны такие тюркские фамилии, как Чуктай, Чагатаи. Так, из рода Чуктай вышел самый известный художник Пакистана.
    Пакистанцы сегодня очень хотят наладить контакты с Россией. И именно как центр ислама в России Татарстан сейчас имеет хорошие возможности для сотрудничества с Пакистаном.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный эскпресс" №21 (122) 16 мая, 2003г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz