Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№41 (84)  17 апреля 2004

Кадры решают все

    Четыре года назад Ильдар Ягафаров, студент ВГИКа, снял свою дипломную работу "Бэхеткэй", прекрасно принятую на родине и за рубежом. Фильм получил диплом Дней тюркского кино в 2001 году в Стамбуле, а в 2002-м стал лучшим в номинации "Иностранный студенческий фильм" на фестивале, посвященном культурам мира, в Хьюстоне, США. Сейчас он в Москве, монтирует новую картину "Куктау" ('Небесная гора"). Очень хотел привезти ее на Всемирный конгресс татар, но заканчивает, увы, в сентябре. В главной роли снялся Фарид Бикчентаев. Кроме него в фильме заняты сын Фарида Юсуф, артисты Ринат Тазетдинов, Равиль Шарафиев, Гузель Валиахметова - всего 60 человек. Оператор - Рафик Галеев. Режиссер благодарен Управлению по кинематографии Министерства культуры РТ и лично заместителю министра культуры "по кино" Зуфару Бухараеву, тянущему воз проблем татарского кинематографа. Это первый законченный национальный проект, который полностью финансирует государство. Как полагает Ильдар, кино получается интересное. Несколько немецкое по стилистике, спокойное, "вообще нетатарское. В то же время в нем много татарской души". Мы попросили практика, обладающего свежим взглядом на проблемы кино, поделиться мыслями о настоящем и будущем татарского кинематографа и татарской культуры в целом.

    У татарского киноискусства не было школы советского кино, через которую прошли грузинский, киргизский, прибалтийский кинематографы. Поэтому сегодня по ряду параметров оно в зачаточном положении. Случайные самодеятельные выпады, студенческие работы, хотя бы и сделанные с большим желанием, разрозненны и направления в национальном кинематографе не составляют. К сожалению, сейчас, по прошествии десяти благоприятных лет, приходится говорить, что татарское кино надо еще только создавать.
    Кинематограф, с одной стороны, мощный политический инструмент, с другой - некий образ высокой культуры, такой же, скажем, как балет. А кинематограф национальный - выражение национального достоинства. Поэтому о кино принято серьезно думать на уровне государства.
    Винить Булата Мансурова, как это принято делать, не совсем правильно. Он представляет собой некую частную структуру, которая получила от Татарстана деньги и делает кино. Да, средств, отпущенных на производство "Теплых ветров древних Булгар", хватало на то, чтобы было что показать. Это колоссальные деньги -по некоторым сведениям, 20 млн. долларов (моя новая картина, для сравнения, стоит 100 тысяч долларов). На них можно создать целую киноиндустрию. Но для этого необходимо набрать профессиональную команду, умеющую грамотно распорядиться финансами. Этого не произошло, и средства куда-то утекли. Походило на эйфорию, в которой пребывает человек, когда напивается и не сознает, сколько и на что тратит.
    Для скорейшего создания национального кино была сделана попытка призвать "легионеров" из Москвы. Но татарское кино должен делать в первую очередь татарин. И сценарий писать, и ставить фильм должен татарин в душе. Ведь то, где родился человек, в какой деревне жил, какая бабушка его воспитала, с кем он общался, кого любил - все это складывается в нечто цельное и у творческого человека ищет выхода.
    Нельзя допускать, чтобы наше кино делали люди со стороны, полагая, что они умнее или солиднее. Такого нигде не было и не будет. Французский кинематограф всегда держался на французских режиссерах, итальянский - на итальянских и так далее.
    Происходящее сейчас вокруг кино в Москве политизировано и "русифицировано". К национальным кинематографистам относятся так, словно те занимаются самодеятельностью, их просто не замечают. Поневоле задумаешься об имперской политике даже в отношении кинематографа. Ужасно, что в России отметают огромный слой национальной культуры. Русский кинематограф (как и американский) выдыхается, но толкает и толкает свой продукт. Московская тусовка снимается, снимается, снимается. В какой-то момент тусовка закончится, и выяснится, что снимать нечего.
    Остаются два пути создания национального кинематографа. Во-первых, делать фильмы исключительно за счет государственных денег. Все остальные источники превращают кинематограф в бизнес. Люди просто ссорятся, начинают делить деньги и т.д. При таком подходе национальным кинематографом должна заниматься солидная государственная организация.
    Второй выход - не попрошайничать, относиться к кино как к бизнесу и снимать фильмы, рассчитанные на успех хотя бы на видеокассетах. В этом случае некий цикл шоу-бизнеса должен присутствовать и в национальном кинематографе: сделал фильм, получил деньги и снова снимаешь на те деньги, которые этот фильм заработал. То есть ставишь цель сделать фильм так, чтобы люди его покупали, ходили в кинотеатры. Правда, последнее - сложная задача. Психологически зритель пока совсем не готов ходить на национальное кино. А видеокассеты татарское население готово купить.
    С чего начинать? В татарское кино должен прийти человек с европейским мышлением, оставивший мысли о том, что в Казани, скажем, в Институте культуры, можно научить человека делать кино. Нет смысла создавать здесь факультет, который будет выпускать суперрежиссеров. Это невозможно. Новый руководитель должен понимать, что необходимо отправить человек тридцать наших ребят на учебу в Польшу, в Германию, в Москву. Туда, где все самое лучшее. Из них вернутся, может быть, трое или четверо, но это надо сделать.
    Когда я работал на телевидении в Москве и снимал по всей стране, попал на подводную лодку. Помню, капитан сказал: "Эту лодку - с космической навигацией, с прочими "наворотами" - можно построить за 3 года. А чтобы набрать состав, надо учить людей 15 лет". Набирать придется не только режиссеров и операторов. Для меня огромная проблема - второй состав. У нас нет осветителей, звукорежиссеров, светотехников. Другая проблема - нет камер. Да, хорошая камера стоит больше ста тысяч долларов. Но она служит 15-20 лет и выдает прекрасную картинку. На такие траты способен пойти только тот самый европейски мыслящий человек, у которого нет установки на то, чтобы выкрутиться подешевле: здесь подучить, там своих подтянуть. Так получается кустарное производство.
    Конечно, всегда есть надежда, что появится личность, самородок, который пробьется сам, несмотря ни на что. Может быть, по-другому болото вокруг нашего кинематографа и не осилить. Оно посерьезнее, чем болото вокруг других творческих Союзов. Эти люди ничего не снимают, они обсуждают проблемы. И никто не поможет тому, кто делает свое дело. Это ведь по-нашему: у нас всегда появлялись самородки, которые что-то творили, куда-то уходили, пропадали и потом все плакали по ним и гордились ими. Если появится такой самородок, ему надо хоть чуть-чуть помочь. Но появится ли?
    В первую очередь надо обучить людей, во вторую - набрать техническую базу, в-третьих, создать систему директоров, которая работает с творческими, порой сложного характера, людьми (подобную той, что работает в театре имени Г.Камала).
    Чтобы рассчитывать на настоящий успех, татарское кино обязано ставить перед собой высокие цели. Оно должно быть авторским. Да, первая задача кинематографа - понравиться своему зрителю. Уважая себя, режиссер не может себе позволить, чтобы зритель, выходя из зала, сказал: "Плохое кино". Но вторая и самая главная задача - снимать кино для себя. Иначе есть вероятность, что фильм не получится. Зритель разный, каждому не угодишь.
    Я не ставлю себе задачей понравиться нашей татарской аудитории. Хотелось бы ориентироваться на мирового зрителя. Только тогда есть шанс, что кино получится качественное, настоящее, национальное. Хорошей породы. Татарская жизнь должна быть материалом для создания художественных произведений.
    Судя по массовому творчеству, татарская культура замыкается в себе. В ней засело какое-то топорное, цветочно-березовое настроение и нет ощущения листочка, который бьется на ветру и вот-вот сорвется. У нас пока все прибито гвоздями. Нельзя сказать, что в этом вина деревенского потребителя. Напротив, вся наша культура рухнула бы, если бы не было человека из деревни. По большому счету, деревенским надо ставить памятники. Они хоть как-то питают город, приезжают и говорят здесь по-татарски. Мы, городские, язык уже забыли. А чтобы культура переехала в город, надо делать модным свой язык, свое искусство.
    Может быть, рано еще судить о нашей культуре. Она все же очень молодая. Татары начали поднимать голову только в начале XX века. Давайте найдем себя.
    Говорят, что у нас была великая культура...

Ильдар ЯГАФАРОВ.
журнал "Татарстан" № 8-9, 2002

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz