Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№42 (85)  25 апреля 2004

Габдулла Тукай глазами немецкого ученого

    В понедельник исполняется 118 лет со дня рождения одного из основоположников татарского литературного языка - Габдуллы Тукая.
    Преподаватель Института тюркологии Вамбергского университета Михаэль Фридрих - единственный западный ученый, посвятивший свою научную работу поволжскому поэту. Герр Фридрих написал оригинальную монографию, название которой в переводе с немецкого звучит приблизительно так: "Габдулла Тукай: человек, который был идеализирован за служение татарской нации и советскому социализму".
    Корреспондент "Восточного экспресса" воспользовался недавним визитом ученого в Казань и побеседовал с зарубежным гостем.
   - Почему вас интересует тема идеализации Тукая?
    - Я изучал взгляды и мнение о Тукае, которые существовали при его жизни и после смерти. И все. Пытался понять, если при жизни взгляды на Габдуллу Тукая были очень неоднозначными, то почему к 20 - 30-м годам он стал вдруг великим? При этом причины, по которым считают его таковым, у всех разные. Ответ простои возродил национальную идею, национальное самосознание. К тому же национально-освободительной борьбе нужны свои герои. И если сегодня в политике кумирами татар стали Гаяз Исхаки, Садри Максуди, то в поэзии им мог стать только Тукай. Маджит Гафури стал башкирским поэтом, Сагит Рамиев - фигура неравнозначная ему, а Дэрдменд практически не писал о национальной и народной идее.
    - Но Тукай стал для татар больше чем символом национального языка и литературы. Его идеализация порой сравнима с культом Мао или Ильича...
    - Даже сам Тукай не мог объяснить своей популярности при жизни и даже вопрошал: "Как я из маленького Апуша стал Тукаем?" На мой взгляд, у него есть одно преимущество перед всеми остальными современниками -он рано умер. Революция тогда еще не свершилась, и никто не мог сказать, что подумал бы Тукай о новой власти. Биография, которую дала ему советская власть, - это вычищенная анкета о социальном происхождении. В воспоминаниях современников он упоминается как человек, который не был вхож в круги казанской элиты и интеллигенции, так как не был эрудированным и образованным. Много времени проводил в пивных и кофейнях и даже переживал, что не дай Бог подхватит сифилис...
   - А как новый кумир эволюционировал?
   - Со дня его смерти в газетах вышло много статей, что надо поставить памятник, учредить стипендию Тукая. Ни одно из этих предложений не было воплощено в жизнь. До начала 30-х годов советская литературная критика в лице Гумера Тулумбайского отказывалась признавать Тукая, считая его буржуазным поэтом. Первый памятник поэту появился только после Второй мировой войны.
    В 1937 -1938 годы, когда была уничтожена вся возможная оппозиция "султангалиевцев" и "троцкистов", Тукая можно было возвышать. Он стал пролетарским поэтом. С началом Великой Отечественной войны каждому народу нужны были свои национальные герои. Тогда стихи Тукая появились не только в республиканских, но и во всех фронтовых татарских газетах. На следующем этапе - 60 - 80-е годы - наступает время дружбы народов и интернационального долга. Тогда было принято говорить о влиянии русской литературы на творчество Тукая. И только с середины 80-х годов начинается обращение к гуманистическим взглядам Тукая.
    - Получается, популярность Тукая - это всего лишь советский миф?
    - Ни в коем случае. Тукай был настоящим народным поэтом. Он жил тем, чем жили простые люди. Поэтому его любил народ, настолько любил, что в последний путь Апуша провожали тысячи людей, которые несли венки, фотографии, и кадимисты ничего поделать с этим не могли.
    - Говорят, что в конце жизни Тукай пересмотрел некоторые свои взгляды?
    - Когда он доживал последние дни, то отрекался от 95 процентов своих произведений. "Если бы у меня было время, то я написал бы все по-другому", - говорил он. Главная причина этого кроется в том, что поэзия - была его единственным заработком. Поэтому он был вынужден много писать на заказ, что сказывалось на качестве и идеях.
    - Какое место занимает Тукай в тюркской литературе?
    - Тукай, к сожалению, проигрывает таким среднеазиатским поэтам, как Абай, Фитрат или Чулпан, из-за того, что не смог получить хорошего образования. Но татарская литература стала эталоном и для других тюркских народов России. Даже идеализация Абая или Гафура Гуляма строилась с оглядкой на Тукая. Тюркские народы Средней Азии и Китая познавали русскую и западную литературу через татар...

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №16 (170) 23.04.2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz