30
августа - День Республики Татарстан. Поздравляю Вас
всех!
Kaderle duslar! Barigiznida bu zur beyrem belen kotlym! Yeshen Tatarstan,
Yeshesen Ana telebez! Yeshesen Milletebez! Мы дети
твои, Татарстан! Ты всегда в нашем сердце!
Новости:
30 августа в Берлине открылись Дни татарской культуры. О этом событии Вы
можете прочитать на http://www.geocities.com/kharissov/tatarmk.html
( на татарском языке)
Татары в России хотят перемен!
Модарис
АБАКИРОВ,
вице-президент Татарской национально-культурной
автономии Новосибирской области.
Прошел третий
Всемирный конгресс татар, невольно хочется подвести какие-то итоги и определиться
с новой линией стратегии в татарском движении.
Как делегат третьего Всемирного конгресса татар и член исполкома ВКТ считаю
себя обязанным, находясь там, внести свои предложения в целях развития
татарской культуры и становления татарской нации. Предыдущие съезды, встречи,
конференции очень часто вызывали чувство неудовлетворенности. Традиционная
форма проведения складывалась следующим образом: от каждого региона по
очереди выступали руководители общественных организаций и докладывали
ситуацию на местах. Представителей приезжало много, и выступления занимали
такой большой объем времени, что не оставалось пространства для работы,
обсуждения, выработки эффективной резолюции, технологии деятельности.
Иногда эти мероприятия снимались на видеокамеру, и люди на местах, просматривая
эти встречи, говорили о том, что в них царит дух компартии. Создавалось
впечатление, что руководители организаций приехали с отчетом, стараются
высветить положительные стороны своей деятельности, и если нет проблем,
значит, обсуждать нечего. Уровень проблематизации никогда не достигал
своей критической точки, и вообще, наверное, делать это не считалось этичным.
Затем снова возвращались в свои родные края и разгребали накопившиеся
дела и проблемы. При этом сами не ощущали, как медленно формируется двойная
мораль.
Пожалуй, самое отрицательное в нашей деятельности - это ощущение отсутствия
стратегии. Спросите у любого руководителя национальной организации, он
затруднится назвать, какие стратегические задачи осуществляются в нашем
движении. Если эти стратегические задачи не знают отдельные руководители
в исполкоме ВКТ, то вряд ли можно рассчитывать на реализацию этих задач.
Ведь их можно решить только сообща. Кстати, по поводу духа компартии и
технологии проведения съездов. Уже несколько лет как идет компьютеризация
нашей страны. Вполне на современном уровне выглядели бы наши конференции
и сэкономлено было бы время для творческого труда, если бы мы использовали
новые формы проведения форумов. Каждый руководитель национальной организации
предварительно присылает в печатном виде свой доклад с цифрами, статистикой,
актуальной информацией. Эксперт в исполкоме ВКТ обрабатывает информацию
и выставляет во время пленума на экран показатели состояния культуры,
языка с использованием графики, линии развития и куда идет кривая, вниз
или вверх. Визуально представленная информация, дополняемая комментарием
эксперта, хорошо воспринимается и открывает большое пространство для работы
в виде обсуждения, внесения предложений. Любители постоять у микрофона
автоматически самоустраняются, ибо, как правило, у них конструктивных
предложений просто нет. Руководителю национальной организации остается
лишь отследить, не искажена ли информация, и внести необходимые поправки,
хотя и это можно сделать заблаговременно. Дух компартии улетучивается,
а в аудитории остаются работающие люди.
Интересно, в какой форме будет проходить четвертый Конгресс татар? Невозможно
построить представление о состоянии культуры из вербально воспринимаемой
информации. Недостающим звеном в работе на сегодняшний день является мониторинг
по всем направлениям. Необходим мониторинг состояния языка, культуры.
Мониторинг подразумевает не только измерения, но и коррекцию. Когда слышишь
"жыештырып бара ул документларны!", это не означает анализ и
обработку документов с последующей презентацией данных. Пора вытащить
документы из папки и показать всему татарскому народу, где мы находимся,
иначе мы будем продолжать на наших встречах слушать, как проходят сабантуи
в регионах России. Татарам нужен мониторинг, пусть это будет неприятная,
но объективная информация, для того, чтобы сделать шаг вперед. При сегодняшней
исламофобии в России возникает вопрос, почему в исполкоме ВКТ нет отдела
и специалиста по вопросам религии. Ведь формальное отделение религии от
национальных вопросов не говорит о том, что в жизни они разделены тоже.
Тем более для единения татарского народа необходимо усиление структурных
связей и расширение профессиональной компетенции. Для того, чтобы извлечь
положительный опыт работы за рубежом по воспитанию толерантного отношения
и гармонизации межнациональных отношений, необходима перспектива шире.
Например, в Германии в г. Мюнхене есть Максимилиан-институт, где изучается
тюркский и мусульманский менталитет, культура на научном уровне. На сайте
есть информация на эту тему. В Будапеште, в Центрально-Европейском университете,
готовят специалистов по национальным вопросам. Из Новосибирска кандидат
филологических наук Козырев Тимур прошел учебу в этом заведении и стал
магистром по национальным вопросам. В настоящее время он преподает в Стамбульском
университете казахский и татарский языки. При конкурсном отборе прошла
его тема о волжских татарах. При аппарате президента России работает специальная
программа по подготовке управленцев и обучению талантливых кадров, в том
числе и за рубежом. Если у нас есть стратегия по развитию татарской нации,
почему бы не принять подобную программу при аппарате президента РТ? А
талантов у нас хватает, но государственная поддержка молодым кадрам нужна.
Есть у нас ООН, Совет Европы, есть гранты для подготовки специалистов
по национальным вопросам, остается этот процесс сделать не стихийным и
случайным. Что касается специалистов по внешним связям, работающих в исполкоме
ВКТ, на мой взгляд, то они должны сами владеть иностранными языками.
Проблема сохранения языка - стратегическая задача в татарском движении,
я думаю, что это ни у кого не вызывает сомнений. Однако возникает вопрос,
как это осуществляется на протяжении последних лет. На мой взгляд, определенно
подвижки в этом направлении есть, но все ли мы сделали, что можно было
сделать? Мне бы хотелось говорить о той так называемой целевой группе,
это татары, проживающие за пределами Республики Татарстан. Именно их я
представляю в лице вице-президента татарской национально-культурной автономии
Новосибирской области.
Если говорить о ситуации сохранения языка, можно иметь в виду две группы
населения: одна группа - татарское население, проживающее в сельской местности.
Вторая - городское татарское население. Начнем с последней. Язык взрослых
представляет собой уровень бытового общения, включающий множество слов
из русского языка. Это жалкое, нечто деформированное, являющееся подобием
татарского образа, который со временем потускнеет, и их детям невозможно
будет что-то воспринять. Это словно слабовидящий ребенок, который не может
узнать свою мать. Что касается молодежи, хороший пример. На татарскую
дискотеку в городе Новосибирске приходят в среднем 120 человек, из них
20 могут говорить на уровне бытового общения. А остальным надо рассказывать,
что представляют собой татары, ибо они уже только носители этого этнонима.
Положение с сохранением языка на селе можно сравнить как победное шествие
на коне (ибо мы-то еще умеем говорить!) перед пропастью. Идут тревожные
сигналы, что молодежь начинает отчуждаться от языка из-за чувства неуверенности.
Не хватает слов, вытесняется лексика из родного языка, начинает слабеть
поддерживающий фактор - обучение в школе. Не хватает кадров в школе, учебно-методической
литературы или ее вообще нет. Как следствие, не проводятся курсы повышения
квалификации для учителей. В виду перегрузки учебного плана трудно внедрять
этнокультурный компонент. Словом, школа перестает быть инструментом эффективного
влияния на развитие языка.
Такая же проблематичная ситуация в Омской, Кемеровской областях, да и
в других регионах Российской Федерации. Интересно, кто думает о том, "ничек
татар булмаган татарларны татарлаш-тырырга?", интересно, кто найдет
инструмент для сохранения языка татар в городах России? Ведь те инструменты,
которые уже есть, не решают проблему, и даже если инструменты есть, то
нет условий для того, чтобы ими можно было воспользоваться. Я имею в виду
в качестве инструментов учебники. Сегодня для городских татар, проживающих
за пределами Республики Татарстан, нужны учебники на основе коммуникативного
метода обучения. А если точнее, учебник "Татарский язык как иностранный".
Хотя у нас не проводится мониторинг по состоянию татарской культуры, можно
выделить важный момент и констатировать такой факт. У нас нет хорошего
учебника по татарскому языку, ориентированного на татар, утративших свой
язык полностью! У меня нет претензий ни к каким авторам учебников, так
как каждый из них при составлении учебника ставил свои цели и рассчитывал
на конкретную целевую группу. Но на нас, татар, проживающих за пределами
Татарстана, никто не рассчитывал и никто не писал специальных учебников
на основе коммуникативного метода обучения. Может быть, кому-то не понравится
эта суровая правда, но у нас нет морального права деликатничать с теми,
кто это будет оспаривать. Я просто приглашаю подискутировать на эту тему
учителей-татар, интеллигенцию и всех желающих. Тогда мы не оставим за
бортом татар, которые утрачивают язык и национальное самосознание.
Кстати, от руководителей национально-культурных автономий часто можно
услышать, что чиновники, отвечающие за сохранение языка за пределами РТ,
ничего не видят дальше своего носа. В данном случае имеется в виду не
дальше Республики Татарстан, хотя собирают с них и складывают в папки
привезенные документы, статистические данные, отчеты. Статья 14 Конституции
РТ обнадеживает татар в отношении сохранения языка, но сегодня побывал
в Министерстве образования РТ, и обозначилась другая проблема. Закон не
подкреплен финансированием, можете расслабиться, господа татары. Татарская
общественность ставит вопросы: 1) Почему не разрабатываются учебники по
татарскому языку для вышеупомянутой категории населения? 2) Если разрабатываются,
то почему такого низкого качества? Или это стихийный процесс? Или же отдается
предпочтение учебникам, которые имеют непонятные, случайные приоритеты
при издании?
Чтобы решить проблему издания хороших учебников, как минимум при Министерстве
народного образования РТ и исполкоме ВКТ должен выделяться грант, а лучше
всего - создан фонд для издания лучших учебников и поддержки талантливых
авторов, стимулирования развития прогрессивной методики обучения. Подобный
фонд должен работать постоянно, даже после того, как мы создали хорошие
учебники, ибо нет предела совершенству и то, что сегодня хорошо, завтра
может устареть. Пока подобные меры не осуществляются. При этом фонде может
быть создан экспертный совет, хотя иногда и советы не помогают. Представьте
себе, что создан фонд, выделяется грант, но бывает, что помощь оказана
не по адресу. Этот случай говорит о том, что действия совета тоже носят
случайный характер. Чтобы избежать этого, в среде учителей необходимо
создать общественное мнение, дабы определить, какое учебное пособие является
передовым. Здесь должны активно поработать и средства массовой информации,
должна идти постоянная дискуссия среди преподавателей, в том числе и в
Интернете. Ведь пока любая прогрессивная мысль не стала феноменом общественного
сознания, энтузиасты и талантливые одиночки не способны реализовать такую
стратегическую задачу, как сохранение и развитие языка. Автоматически
роль Министерства образования РТ с учетом этой стратегической задачи сохранения
и развития языка становится великой, ведь теперь его миссия заключается
не только в исполнении своих функций в рамках республики, но и в реализации
положения Конституции РТ. Поэтому хочется понять, какие есть представления
у президента РТ и исполкома ВКТ о том, как предполагается реализация этой
стратегической задачи. И вообще, продвинулись ли мы вперед в деле сохранения
языка, когда наряду с нашими мероприятиями есть стремительный процесс
утраты языка. Если есть стратегия, значит, должен быть информационный
центр, обслуживающий все татарские организации. В качестве примера могу
привести случай. Я обращаюсь в исполком ВКТ с просьбой дать образец устава,
концепции школы, детского сада с этнокультурным компонентом в содержании
образования. Предлагается обратиться в министерство образования. И там
безуспешно. Спрашивается, как строить национальное образование? И где
информационный центр? Между прочим, подобные предложения не раз звучали
на наших встречах. Видно, утонуло это в рутине второстепенных задач. Поддержка
татар, проживающих за пределам Республики Татарстан, тоже должна быть
одной из стратегических задач. Необходимо понимать, что невозможно становление
и развитие государственности и татарской нации без татар за пределами
РТ. А татары в регионах России хотят перемен! Хотят сохранить язык, хотят
знать свою историю и ощущать реальную поддержку исторической Родины и
духовной столицы.
"Звезда
Поволжья", №33 (185) 28.08.2003г.
ЛУЧШЕ К НАМ НЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ
В Казани побывала официальная делегация из Башкортостана
Вот уже
несколько последних лет сохраняются сложные отношения между властями РБ
и активистами татарской общины в этой республике. Весь конфликт во многом
появился из-за провокаций и недопонимания каждой из сторон. Задуматься
об этом было можно на встрече с башкирскими журналистами официальных изданий.
Казань стала первой остановкой на маршруте боевой славы Салавата Юлаева,
как окрестили свой вояж сами гости в связи с 250-летием национального
башкирского героя. К этой дате правительство организовало поездку на место
его ссылки и гибели в эстонский город Палдиски. По словам главы делегации
заместителя министра печати РБ Фаниля Кудакаева, целями поездки является
сплочение башкирской диаспоры и пропаганда достижений республики в регионах.
В Казани башкирам удалось и то и другое. Заместитель директора "НефАЗа"
(некогда дочернее предприятие КамАЗа недавно вернулось в лоно метрополии,
автогиганту принадлежит контрольный пакет акций) по связям с общественностью
и СМИ Вера Харасова рассказала об автобусах своего завода - "самых
уникальных, не имеющих в России аналогов, надежных" и т.д.
От имени башкирской национально-культурной автономии РТ выступила Фирдаус
Баширова:
- В Казани есть улица Салавата Юлаева, но она находится в заброшенном
состоянии. Ее надо перенести в более достойное место. Хорошо, если Татарстан
примет участие в праздновании его юбилея.
Встал другой активист башкирской общины и обрушился на присутствовавших
кабминовских работников с критикой:
- Где башкирская гимназия в Челнах? Я на строительство КамАЗа приглашал
башкир. Мне стыдно перед ними. Ведь в Челнах живут десять тысяч башкир.
А воз и ныне там.
Слова чиновника Кабмина о том, что правительство готово предоставить здание
49-й школы, но на поступление в первый класс было подано всего 8 заявлений,
потонули в эмоциональном выступлении оратора.
- 49-я школа находится на отшибе. Нам надо здание в центре, - подхватила
Фирдаус Баширова. Башкиры на встрече высказали четкое отношение к национальному
вопросу в своей республике:
- В мире есть единственное место, где заботятся о башкирах, - это Башкортостан.
О татарах должен заботиться Татарстан. Поэтому говорить о пропорциональном
распределении здесь неуместно. А так, 4 июля президент подписал указ "О
дополнительных мерах по удовлетворению национально-культурных потребностей
татарского населения Башкортостана". Скоро достроят театр "Hyp",
который должен быть самым красивым в городе. Вопрос о свободе печати в
Башкортостане г-н Кудакаев прокомментировал так:
- Да, у нас в печати нет критики. Главное - не критиковать, а писать о
реальных событиях. В то же время закрытость Башкортостана сохраняется
не только в вопросе свободы слова. На предложение ТОЦ провести антиядерную
акцию в Башкирии Кудакаев ответил так:
- Если вы будете проводить какие-то мероприятия, То проводите у себя.
К нам лучше не приезжайте, у нас своих проблем много... В составе делегации
был и один из идеологов башкирского национального движения профессор БГУ,
доктор филологических наук Мирас Идельбаев. Член исполкома Всемирного
конгресса татар Римзиль Валеев предложил своеобразный жест примирения
- организовать совместную экспедицию в Актанышский и Мензелинский районы.
До сих пор ученые двух республик оспаривают, кто же населяет северо-западный
регион - татары или ассимилировавшиеся башкиры.
Арслан
МИНВАЛЕЕВ
"Восточный
экспресс" №30 (131) 18.07.2003
Стояла
в Минске мечеть...
Ибрагим
Канапацкий
Минск
В районе
Минского городища найдены и изучены интересные археологические находки
- клады дирхемов, арабских серебряных монет. Первые контакты предков белорусов
с арабским миром зафиксированы археологами еще в X веке, когда Минск (древний
Менск) возник на пути "из варяг в греки". Зимой 1397 года несколько
тысяч татар-мусульман с семьями поселились в Беларуси. Тогда же и появились
здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Беларуси, позволяла татарам-мусульманам
строить мечети на отведенных им землях, открывать мусульманские школы-медресе.
В 1591 году на территории Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар,
которые имели почти 400 мечетей. В начале XVII века, когда начались гонения
на мусульман, многие татары выехали в Крым и Турцию, поэтому к началу
XVIII века их насчитывалось около 30 тысяч человек. Перед Первой мировой
войной на территории Беларуси проживало около 14 тысяч мусульман.
В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало
разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую
каменную соборную мечеть. На протяжении десяти лет шел сбор денежных средств
на ее строительство, был разработан проект, который одобрили городские
власти в апреле 1900 года. За год мечеть была построена и в 1901 году
начала функционировать. Это было красивое каменное здание с большим центральным
куполом. После открытия минская мечеть стала одним из известных памятников
архитектуры Минска. Однако в 1949 году мечеть закрыли, а в 60-е годы здание
бывшей мечети было окончательно разрушено, на ее фундаменте построили
ресторан "Юбилейный"... Ушли в небытие бывшие названия этой
части города - Большая и Малая Татарские улицы, Татарский конец и Татарские
огороды. Исчезли топонимические признаки, которые когда-то свидетельствовали
о существовании в традиционной демографии Минска татарского, мусульманского
населения.
В 1993 году для восстановления мечети городскими властями был выделен
участок на перекрестке улиц Грибоедова и Тарханова, причем сюда вошла
и территория разрушенного мизара (мусульманского кладбища). В 1995 году
был одобрен рабочий проект строительства нулевого цикла мечети и план
реконструкции территории мусульманского кладбища. В декабре 1998 года
получено разрешение Минского горисполкома на начало строительства мечети.
Но, увы, мало что изменилось на деле.
В 1999 году исполнилось 400 лет со времени основания первой минской мечети.
28 июля того же года еще одна печальная дата - 50-летие ликвидации мусульманской
общины и второй мечети в Минске. Последствия этого трагического события
мы ощущаем и по сей день. Воссозданная в 1990 году мусульманская община
Минска и образованные в 1991 году Белорусское объединение татар-мусульман
"Аль-Китаб" и Управление (муфтият) Мусульманского религиозного
объединения в Республике Беларусь до настоящего времени не имеют помещения
для отправления своих религиозных потребностей.
С января нынешнего года решением финансовых органов Минска мусульманскую
общину обязали платить налог в сумме более 1,5 млн. белорусских рублей
ежемесячно за участок разрушенного татарского кладбища, выделенного под
реконструкцию исторической мечети. В июле за опоздание на один день с
уплатой налога (не успели собрать деньги в общине) мы уплатили штраф в
сумме 260 тысяч руб. И всё же мы терпим и надеемся, что справедливость
восторжествует.
"Российская
газета" 17.10.03
Приглашаем
Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на
на "Татарскую рассылку" :
Барда районы. Пермь
татарлары
- первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
Вы можете
установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку", напишите
мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего
сайта будет включаться в рассылку.
Архив
"Татарской рассылки"
Домашняя
страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся
татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.
Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать
мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих
выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также
можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую
возможность. На 1 сентября на "Татарскую рассылку" подписалось
27 человек. Нас уже много :)) Зур рэхмэт!
Надеюсь то, что в каждом выпуске размещены несколько материалов, не причиняет
вам неудобство. В данный момент "ТР" по правилам службы subscribe.ru
имеет право только на один выпуск в день. Я надеюсь, в ближайшее время
служба, расмотрев мою заявку, разрешит перевести "ТР" в другую
категорию, в которой можно будет отправлять до 3 выпусков в день, и кстати
большего объема. Наверно тогда уже в каждом выпуске будет материал только
по одной теме.
|