Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив первой татарской расслыки в интернете

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 09'2003

© 2003, "Татарская рассылка"
№17  11 сентября 2003
Новости:
В Башкортостане группа некоторых общественных деятелей обратилась с открытым письмом к президенту РФ Путину В.В. В своем обращении они обвиняют татарские общественные организации и радио "Азатлык" в нарушении общественного спокойствия и подрыве доверия к руководству Республики Башкортостан. Читайте об этом на Intertat.ru (на татарском языке)
Чем ближе выборы - тем больше шума.

Приглашаю Вас посетить сайт Ассоциации учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов "Кардэшлек".


 
История

ПОКА СПЯТ ЖАНДАРМЫ
Крупнейшая татарская газета начала XX века издавалась в Оренбурге

Азат АХУНОВ

Раскрывая газету, современный татарский читатель и не задумывается, что сто лет назад его прадед точно также начинал утро с чтения своего любимого издания. Скорее всего, это была "Вакыт" ("Время"), выходившая с 1906 по 1918 год в Оренбурге - самое популярное периодическое издание того времени. Для тех, кто знаком с историей, не покажется странным, что такая газета выходила именно в Оренбурге, татарское население которого составляло в 1916 году 16 тысяч человек, издавалось 18 татарских журналов и газет. "Вакыт" выходила тиражом в 3600 экземпляров сначала два-три раза в неделю, а позже и ежедневно. Этого тиража вполне хватало и другим тюркам Российской империи. Возможно, газета имела бы и больше постоянных читателей, но годовая подписка в 8 рублей была доступна далеко не каждому.
Бессменным редактором газеты с самого ее основания был Фатих Карими (1870 - 1937) - известный татарский писатель и публицист. "Вакыт" была организована на средства золотопромышленников Рамиевых, которые решили, что лучшей кандидатуры на место редактора, чем Карими, им не найти. Поначалу тот с неохотой принял, казалось бы, заманчивое предложение, но постепенно втянулся, и газета стала его вторым домом.
Редактору была назначена достойная зарплата, которая постепенно выросла до 325 рублей в месяц. К примеру, обычные технические сотрудники редакции получали тогда не более 60 - 70 рублей. Для газеты Рамиевы приобрели в Оренбурге большой дом за 40 тысяч рублей, оснастили его современной типографской техникой. Они заранее решили, что "Вакыт" будет иметь большой формат и выходить в пять колонок на четырех страницах. Если с финансированием особых проблем не возникло, то с официальным разрешением все было не так просто. Власти не торопились выдавать разрешительный документ, но в конце концов и эта проблема решилась.
Возникла другая: Для газеты требовалось полноценное, отлитое из специального металла клише, которое могли изготовить только в Санкт-Петербурге. Казалось бы, мелочь, но решение вопроса затянулось на неопределенное время. Издатели "бомбили" изготовителей телеграммами, но те молчали. Уже давно пора было выпускать газету, но клише все еще не было готово. Тогда Карими решил обойтись своими силами. Он заказал клише из бука местным спецам, и те успешно справились с задачей. Благодаря сноровке редактора первые номера "Вакыта" были отпечатаны с помощью этого самодельного клише. А тем временем пришел и долгожданный заказ из столицы.
Одновременно надо было решать вопрос и с цензором. В Оренбурге не имелось соответствующего "надежного" специалиста, которому можно было бы поручить столь важный пост. После долгих поисков нашелся-таки полуслепой отставной полковник из крещеных татар, не очень хорошо понимающий родной язык, но считавшийся вполне благонадежным. Сотрудники "Вакыта" стали носить ему из типографии свежие номера и зачитывать вслух. По совету Карими, они старались делать акцент на экономической и новостной информации, обходя стороной материалы политического характера. Старый и больной человек подписывал все не глядя, и газета без проблем выходила в свет.
В те годы многие острые статьи, которые не проходили в других татарских газетах, находили место на страницах газеты "Вакыт". К сожалению, всегда находились "доброжелатели", которые сообщали в полицию о таких "неблагонадежных" материалах. После подобных "сигналов" в редакции начинались обыски, аресты готовых номеров. Чтобы не подвести подписчиков, сотрудники редакции шли на разные ухищрения. Свежеотпечатанные номера они запрятывали в разных потайных местах, а поутру развозили по адресам. Газеты, предназначенные для иногородних подписчиков, отправляли, ночными поездами, не дожидаясь, когда проснутся жандармы.
"Вакыт" рассматривала самые разные вопросы, но большее внимание уделяла реформе старометодных мусульманских учебных заведений, освещала в этом отношении деятельность Государственной думы и правительства. В газете выходили материалы о методах улучшения земледелия, совершенствовании ремесленной деятельности и торговли. Важное место она отдавала российским и зарубежным новостям, которые стекались как от ведущих телеграфных агентств, так и от собственных российских и зарубежных корреспондентов.
В газете печатались наиболее видные татарские деятели - Галимджан Ибрагимов, Риза Фахретдинов, Заки Валиди и многие другие.
Фатих Карими уже не представлял себе иной жизни, кроме редакторства. "Вакыт" и он превратились в единое целое. В восемь часов утра он уже находился в редакции, где оставался до восьми вечера. Даже в законные выходные дни Карими не мог усидеть дома и не мог успокоиться, пока не съездит в редакцию и не поработает несколько часов. В каждый номер он писал передовицу и, кроме того, множество обзорных, аналитических статей. В свободное от редакторства время писал книги и учебники, переводил на татарский труды известных российских и зарубежных ученых. По многочисленным доносам в доме Фатиха Карими часто проводились обыски, а сам он неоднократно попадал в тюрьму. В 1912 году, в самый разгар Балканской войны, издатели предложили ему поехать в Турцию в качестве специального корреспондента "Вакыт". Редактор, долго не раздумывая, отправился в путь. Четыре месяца в сложных и опасных условиях он освещал ход боевых действий, направляя в редакцию репортажи с места событий. Эти репортажи позже вышли отдельной книгой. С возникновением идейных разногласий между Карими и издателями газеты в 1917 году он покинул редакцию и стал издавать другую газету - "Янга вакыт" ("Новое время"). После этого "Вакыт" просуществовала недолго. 26 января 1918 года газета была закрыта оренбургским Военно-революционным комитетом, а свыше полмиллиона рублей, имевшихся на счету редакции, были конфискованы.

"Восточный Экспресс" №32 (39), 17.08.2001г


"БОЖЬИ ВОИНЫ"
Недолго они были союзниками большевиков

Ровель КАШАПОВ

8 марта 1918 года тишину Казанского кремля нарушили звуки духового оркестра: "Вы жертвою пали в борьбе роковой..." Напротив башни Сююмбике толпился народ. Предавалось земле тело сардара (предводителя) "божьих воинов" общества волжско-булгарских мусульман Гайнана Ваисова. Он был убит "забулачниками" в своей штаб-квартире в Старо-татарской слободе.
Революционный штаб казанского совета рабочих и солдатских депутатов объявил однодневный траур. В этот же день по приказу штаба на башне Сююмбике был водружен исламский полумесяц.
Кто же он, Ваисов? Какими "божьими воинами" руководил? Почему большевики воздали ему такие почести?
Фактически "божьи воины" -это мусульманская секта, носившая, скорее, протестантский характер и в определенной мере имевшая сходство с гуситским движением в христианском мире. Ваисовское движение возникло после крестьянской реформы 1861 года. Его родоначальником стал мулла Багаутдин Ваисов. Образование он получил в Бухаре. В 1862 году Ваисов провозгласил себя дервишем нового учения "Освобождение ислама". В своих проповедях он критиковал иерархию мусульманского духовенства и вывел своих сторонников из подчинения муфтияту. Выдвинул и ряд социальных требований. В частности, предлагал отменить различные налоги для потомков булгар, а оставить только земельный - восемь копеек за десятину.
Идеи Ваисова распространились на мусульманские регионы Российской империи. Он основал автономное духовное управление, религиозную школу "Мектебе гыйрфан" ("Школа воспитания"). Однако вскоре последовали репрессии. Многие "божьи воины" были сосланы в Сибирь. Самого Ваисова арестовали в 1884 году, он умер в психиатрической больнице. Роль лидера перешла к его сыну Гайнану (на снимке). В 1905 году тот обратился в высшие органы власти империи с "всеподданнейшим прошением", в котором назвал себя "наследником булгарских владений, потомком благородных князей". Он утверждал, что молитвенный дом его отца на Большой Симбирской улице в Казани в 1884 году был разгромлен чиновниками, а имущество конфисковано. Среди вещей назывались древние рукописи, священные книги, подлинная родословная булгарских ханов, их письма.
Гайнан Ваисов в сочинении "Суть философии дервишей" изложил основы учения отца. Он продолжил его развитие в контексте событий, происходивших в России. Учение стало приобретать социалистические элементы. В политической программе движения декларировалось равенство всех граждан России, свобода слова и совести, право на создание профессиональных союзов и проведение забастовок. Суверенитет народа рассматривался как средоточие всей верховной государственной власти в руках народа. Предусматривалось пропорциональное представительство национальных меньшинств в законодательных органах, а также проведение референдумов по принятию важнейших законов. Предусматривалась социализация земли, фабрик и заводов. Каждый крестьянин, по идее Ваисова, должен был наделяться таким количеством земли, которое он сможет обработать без использования наемного труда. Провозглашался принцип добровольности при защите Отечества. Словом, в программе ваисовцев удивительным образом сочетались исламское мировоззрение и светские установки. Именно это привело их в 1917 году в лагерь союзников большевиков, но сделало противниками адептов национальной идеи.
Гайнан Ваисов как оратор имел успех у слушателей. Он был знаком и вел переписку с Львом Толстым, который называл его братом. Великий русский писатель в своем письме секретарю журнала "Мусульманин", говоря о ваисовском движении, сравнивал его с "бабидским" движением в Персии:
"...Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя "божьим полком", или по имени своего основателя - ваисовцами. И та, и другая секты представляют собою движение вперед магометанства. К освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве, как "новой религии", гораздо меньше, чем во всех других больших религиях". Он был союзником большевиков в их противостоянии с татарскими националистами. Но пройдет три года, и большевики расправятся с "божьими воинами", как и с другими союзниками по революционной борьбе...
После смерти Гайнана Ваисова на роль лидера - "сардара" выдвинулся его брат Газизян. Личность авантюрная. Во всевозможных инстанциях большевиков он представлялся руководителем многочисленных "божьих воинов". При этом демонстрировал фотографию (а на самом деле фотомонтаж), где он якобы снят вместе с вооруженными. "башибузуками". Весьма занятно видеть на страницах газет того времени, как наряду с приказами революционного штаба публиковались в плохом переводе с татарского приказы Ваисова о мобилизации "божьих воинов булгарских мусульман". Хотя на самом деле сторонников Ваисова насчитывалось всего лишь несколько десятков человек. Дело доходило до курьезов. Казанские большевики с недоумением получали телеграммы из Москвы об оказании содействия Ваисову в отправке 2500 "булгарских мусульман" для пополнения украинской милиции...
В 1923 году постановлением ОГПУ общество "волжско-булгарских мусульман-ваисовцев" запретили, "как ставящее своей целью создание Булгарской народной республики", а сардара - Газизяна Ваисова - сослали на Соловки на 10 лет. После освобождения он некоторое время жил в Узбекистане, но в 1940 году его вновь репрессировали. Схожая участь постигла многих оставшихся в живых "божьих воинов", которые успели основать в чистопольском кантоне деревню Янги Булгар (Новый Булгар). Еще один из братьев Ваисовых, Гаян жил в Вильнюсе, где владел кондитерским магазином.
Демократические процессы современности породили неожиданные формы общественной активности, некоторые из которых напоминают "дела давно минувших дней". В общественной жизни Татарстана в конце 80-х - начале 90-х годов заметную роль играло общество "Булгар аль-Джадид" ("Новый Булгар"), в которое входили достаточно известные деятели науки и культуры республики. В частности, композитор Луиза Батыркаева, которая стала называть себя Луизой Булгари, историк Фархад Нурутдинов. "Булгар аль-Джадид" издавал историко-культурный вестник "Болгар иле". В основе деятельности общества лежали выхолощенные идеи ваисовского движения. Главная цель для "булгаристов" - возвращение татарам (или тем из них, кто этого желает) национального определения - булгары.
Долгое время могила Гайнана Ваисова, который был перезахоронен у ЦПКиО им. Горького, находилась в забвении. Лишь в 1989 году члены общества "Булгар аль-Джадид" установили на ней памятник.

"Восточный экспресс"


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов

Вы можете установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку", напишите мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего сайта будет включаться в рассылку.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

На 11 сентября на "Татарскую рассылку" подписалось 262 человека. Нас уже много. Зур рэхмэт Сезгэ! Zur rähmät Sezgä duslar!



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz