Вначале было слово "нет"
Минобразу не нужны этноконфессиональные детсады
На днях Министерство образования РТ и городское управление образования Казани
дали отрицательный ответ на письмо-обращение группы родителей-мусульман открыть
в каждом районе Казани по одному этноконфессиональному детскому саду.
Письмо готовила инициативная группа молодых родителей-мусульман. Они собирали
подписи в свою поддержку в мечетях, медресе, среди знакомых и друзей. В итоге
под петицией подписались 539 человек.
- В Казани уже сформировалась достаточно большая
мусульманская община. В городе действуют три медресе, вуз и даже
средняя образовательная школа. Единственное недостающее звено -
это детские сады, - объясняет позицию родителей одна из авторов
письма, выпускница экономфака КГУ Алсу Садыкова.
Чем же не устраивают родителей обычные татарские детсады? Татары-мусульмане
хотят, чтобы их дети изучали татарский язык, воспитывались в традициях татарской
культуры, особенно ее религиозной составляющей, и питались пищей, приготовленной
в рамках норм шариата. То есть, по сути, родители ратуют за все то, что может
быть организовано в рамках этнокультурных образовательных групп.
Первый отказ родители получили уже в управлении
образования Казани. В письме за подписью начальника ГУО Ильдара
Галиахметова говорилось, что татары состоят из представителей
различных конфессий и атеистов, поэтому термин "этноконфессиональный"
в отношении татар некорректен, а обучать своих детей основам религии
родители могут в воскресных школах при культовых учреждениях. Минобраз
РТ верующим отказывал дважды.
В процессе переписки родителей и чиновников в адрес Министерства образования
РТ пришел ответ из Москвы. Он гласил, что сегодня в РФ нет государственных образовательных
учреждений, относящихся к какой-либо конфессии. Но в то же время в отделе образования
Русской православной церкви корреспонденту "Восточного экспресса"
объяснили, что РПЦ также сталкивается с похожими проблемами, но выход находит,
активно используя положение о преподавании национально-культурного компонента.
И все же главная причина, побудившая родителей написать это письмо, лежит не
в области образовательной инфраструктуры, а в плоскости глубин человеческого
сознания. "Письмо 539" - это не очередной всплеск активности той или
иной конфессии, а отражение глубоких процессов, протекающих в нашем обществе.
После семидесяти лет духовного забытья в России, похоже, появилось поколение,
для которого первичен не диалектический или исторический материализм, а дух,
идея, слово, и которому некомфортно жить в бездуховном мире. Именно поэтому
Россия стала одной из немногих стран, где представители различных конфессий
все чаще объединяются для защиты своих общих интересов. Плодами победы мусульманок
в деле "о хиджабе", которая была завоевана и с помощью юристов-протестантов,
пользуются и православные (монахини фотографируются на паспорт в традиционной
одежде).
Духовное управление мусульман РТ, прежде остававшееся
безучастным, на этот раз отреагировало достаточно резко. Первый
заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла
хазрат Якупов так прокомментировал проблему:
- Насколько я понял из писем родителей, они просят не о преподавании религии
или исламской нравственности, а о преподавании этнокультурного компонента, что
не противоречит ни республиканскому, ни федеральному законодательству. Я считаю,
что чиновники народного просвещения в очередной раз перестраховались и ограничились
отписками образца 70-х годов.
Пока же родители собираются записаться на прием к министру и объяснить свою
проблему лично, а чтобы быть более убедительными, собирают документы об успешном
опыте иных конфессий в деле воспитания в государственных образовательных учреждениях.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №21 (175) 28 мая 2004
Обсудить
в форуме
|