Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05-06' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№50 (93)  19 июня 2004

О мусульманской общине Москвы

    В Москве, в Доме Асадуллаева прошла презентация книги Дамира Хайретдинова "Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века". В основу книги легла диссертация ученого, где он представил результат кропотливой работы, связанной с исследованием многовековой истории татарской общины Москвы. Когда, как, при каких обстоятельствах стало формироваться мусульманское сообщество Москвы, почему, находясь в огромном городе, татары не растеряли своих этнических и религиозных традиций - сегодня поиск ответов на эти вопросы содержит в себе не только академическую, но и социально-политическую значимость.
    По словам Дамира Хайретдинова, название диссертации - "Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века" было воспринято неоднозначно. Автор получал от научных референтов настойчивые рекомендации заменить слово "мусульманская" на "татарскую". Но ученый не согласился с этой позицией. По поводу названия у него свой принципиальный подход, обусловленный рядом причин. Во-первых, в течение многих столетий существовала практически полная синонимичность понятий "татары" и "бусурмане", так же как "русские" и "православные" (или "христиане"). Поэтому разделить понятия "татарский" и "мусульманский" чрезвычайно трудно. Во-вторых, понятие "татарин" имело другую трактовку, в русских источниках несколько народов назывались "татарами".
    "Работой я хотел показать, что мусульманская община Москвы существует в столице издревле, - говорит Д.Хайретдинов. - Большинство историков, занимающихся краеведением, о татарах говорят очень мало или о них вовсе умалчивают. Но в результате исследований мне удалось доказать, что мусульмане живут в городе не с XVII века, как до сих пор утверждалось в традиционной исторической науке (такие данные опубликованы во многих словарях и энциклопедических справочниках). Мусульманская община существовала в Москве как минимум с XIV века, хотя имеются доказательства проникновения отдельных признаков исламской цивилизации на эти земли еще до XII века".
    Историческое начало мусульманской общины Москвы восходит ко времени существования Золотой Орды. Наместники хана сидели в центрах улусов практически по всей территории этого огромного государства - Булгаре, Казани, Бахчисарае и др. Ханский представитель должен был находиться и в таком отдаленном северо-восточном улусе, как Русь, контролируя сбор налогов и внешнеполитическую деятельность великого князя. В XIV веке внутри Кремля отмечено наличие Ханского подворья - резиденции послов, баскаков и прочих представителей ханов Золотой Орды. О его существовании свидетельствуют исторические названия ряда объектов, в частности Чудова монастыря, который был построен в 1360-х годах митрополитом Алексием, известным как духовный наставник Дмитрия Донского. Место, где ему ханской семьей было разрешено построить монастырь, источники называют "ханский двор" или "ордынское посольство".
    К началу XVI века в Москве функционировали следующие поселения татар: Крымское посольство, "иноземные" Татарская и Толмацкая слободы; вероятно действовало кладбище на Большой Калужской улице. Также существовали Ногайский двор и, образовавшаяся под влиянием Орды, слобода. В XVI в., как и в XIV-XV вв., в Москве "по-прежнему были заметны ордынцы" - то есть татары из Золотой Орды, и, по словам Л.Розенберга, "многие из них оставили заметный след в истории города".
    После распада Золотой Орды московские правители стали активно использовать тактику "кормления". Перейдя на службу к русскому царю, татарская знать и воины получали в награду регулярное денежное вознаграждение, княжеский или другой титул, часто и земельную вотчину - в "кормление". Этим достигалось несколько целей. Во-первых, на службу Москве переходили "военные специалисты", во-вторых, эти люди - потенциальные "недруги" Руси, после перехода на другую сторону служили своему правителю верой и правдой. Переход татар на службу Москве не подразумевал обращения в христианство, хотя такой шаг в условиях православного города совершался часто. Ситуация резко меняется во 2-ой половине XVII века, когда крещение становится частью политической линии страны.
    Для расселявшихся в отдалении от Москвы "служилых татар" возможность сохранения ислама была больше. Помимо Касимовского ханства, в границах Руси до взятия Казани находилась Мещерская земля, где формировалась этнографическая группа мишар, в социальном плане имевших статус "служилых татар" и сохранивших ислам до сего дня. Более всего сохраняли национальную самобытность татары, проживавшие в Москве компактно. Центром концентрации мусульман в Москве являлась Татарская слобода, возникшая в XVI веке.
    В книге приводится карта, датированная 1683 годом. На ней изображено "Татарское кладбище", которое существовало за "Калужскими воротами". О кладбище упоминается в работах Л.Розенберга, О.Иванова, написавших на основе старинных источников о событиях 1612 г., когда Москва была занята польскими казачьими войсками. Но оно существовало задолго до этого. Тут можно сказать и о С.Разине. В некоторых источниках говорится, что его мать - татарка. На дошедшей до нас немецкой гравюре Разин изображен в чалме. Летопись Архива древних актов свидетельствует, что останки С.Разина были погребены на том самом татарском кладбище (место современного парка им. Горького).
    Жизнь мусульман Москвы в VII в. все еще несла отпечаток прошлого: население Татарской слободы в большинстве обслуживало интересы Посольского приказа, который контролировал всех "иноземцев". Крымское и Касимовское подворья постепенно утрачивали свою роль в мусульманской общине. Московские урочища и слободы, имевшие отношение к мусульманам до XVI в., окончательно обрусели. В середине века линия на христианизацию всех "инородцев" становится частью внутренней политики России. Государство стремится к избавлению от ордынского прошлого, одним из наиболее видных проявлений этой политики стала ликвидация Касимовского ханства. К концу века мусульманская община сводится к населению Татарской слободы в Замоскворечье. В XVIII в. число мусульман в столице постепенно увеличивалось. Согласно переписи 1744 г. в районе Татарской улицы находилось от 12 до 15 татарских дворов. Упоминание в том же документе мечети в Замоскворечье является первым документально зафиксированным в истории Москвы. Именно с конца XVIII в. можно говорить о начале существования мусульманской общины, как организационно оформленной структуры, хотя в окончательном виде она сложится только через несколько десятков лет.
    Во второй половине XIX - начале XX вв. Москва, как крупный промышленный центр, притягивала множество народов из всех регионов. Заметно выросла и численность мусульман столицы. В конце XIX в. увеличивается количество мусульман, занятых в торговле. Это купцы 1- и 2-ой гильдий Салех Ерзин, Мухаммед-Рахим Исаков, Ибрагим Ахун-Джанов, Хайрутдин Кастров, Муртаза Девишев, и др. Им и другим представителям мусульман принадлежали в Москве многие владения с домами, магазины, склады и гостиницы. В городе появились газеты на татарском языке, школа, национально-культурный центр. Основным центром концентрации татарского населения выступает район Замоскворечья. На Татарской улице появились "доходные дома", владельцы которых имели доход от ренты квартир. С конца 1870 -начала 1880-х гг. в перечне занятий мусульманских купцов, помимо торговли шерстью, шелком, хлопком, драгоценностями, меховыми и кожаными изделиями, обувью и т.д., появляются такие виды деятельности, как содержание постоялых дворов, ресторанов, гостиниц. Богатые купцы являлись активными прихожанами мечети. В 1915 г. открылось медресе, которое после революции 1917 было закрыто и передано детскому дому. Вместе с Исторической мечетью оно было возвращено верующим лишь в 1992 г. и сегодня выполняет роль административного помещения. В 1913 г. на средства нефтепромышленника Ага Шамси Асадуллаева был построен большой дом в Малом Татарском переулке, ставший культурным центром мусульман.
    Большевистская революция изменила ход истории не только в России, но и во всем мире. В среде московских мусульман утрата религиозного мировоззрения, свершившаяся через 5-6 десятилетий правления атеистического режима, привела к активным ассимиляционным процессам, резко возросшим в наши годы. Тем не менее московская мусульманская община не просто выжила, а активно вступила в новую историческую эпоху после крушения коммунистической власти.

Дания КАРИМОВА.

"Татарские новости" №6 (119), 2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz