Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05-06' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№50 (93)  19 июня 2004

Московской Соборной мечети - 100 лет

    Целый век Соборная мечеть несет людям слово Аллаха, учит делать добро, уважать прошлое, помогает найти себя в земной жизни и подготовиться к вечной. За все годы существования двери мечети ни разу не закрывались, даже в самые трудные годы в истории храма не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Соборная мечеть сыграла важную роль в истории мусульман не только Москвы, но и Советского Союза и России.
    Каждый мусульманин, кому посчастливилось побывать в Медине, считает своим долгом посетить белоснежную мечеть, расположенную в Каабе. Именно сюда в 622 году прибыл Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует), вынужденный покинуть Мекку. В Каабе по велению Пророка воздвигли первую в истории ислама мечеть, к которой восходят все остальные мечети мира. Они связаны между собой незримыми нитями и сообща составляют единую мусульманскую общину. Это единство основывается на исповедовании непоколебимых мусульманских принципов, содержащихся в Священном Коране.
    Мечети всего мира выполняют одно общее благое дело - распространяют учение ислама. Большой вклад вносят в это дело и Московские мечети. В столице их пять - Соборная, Мемориальная (на Поклонной горе), Историческая, мечети в Отрадном и при посольстве Ирана. Посещают их мусульмане разных национальностей, а вот основными прихожанами Соборной мечети на протяжении целого века остаются татары. Они считают ее главной мечетью страны. В дни великих мусульманских праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам - тысячи мусульман идут в Соборную мечеть, стены которой не в силах вместить всех верующих. В снег и холод люди по нескольку часов стоят на улице, участвуя в праздничных богослужениях, которые вот уже много лет проводит муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

   Первые мечети Москвы
   Ученые предполагают, что мусульмане в Москве жили с основания российской столицы. Во многих городах, расположенных вокруг Москвы - Касимове, Юрьеве, Сурожике и т.д. проживало много татар, имелись мечети. В столице находились представительства мусульманских государств, жили их купцы со своими работниками. К сожалению, данных о наличии мечети в городе в первые годы основания Москвы не имеется, хотя всем известно, что мусульмане, переселившись на новую местность, в первую очередь строят мечеть - место общего богослужения.
    Возможно, ученым еще удастся открыть новые страницы в истории московских мусульман. А пока достоверная информация о строительстве первой деревянной мечети в городе относится к 1782 году. Находилась она в Замоскворечье, при дворе Султан-мурзы Сименея. Простояла мечеть очень мало, прослужив всего несколько лет, из-за ветхости ее разобрали. Мусульмане снова остались без храма. Вторая мечеть была построена в 1823 году. По соизволению императора Александра I, в ознаменование героических дел татаро-башкирских полков в войне против французов было получено разрешение на строительство в культовых целях здания. Но была сделана существенная оговорка - молельный дом не должен иметь вид мечети и называться мечетью. Только в 1881 году храм был перестроен, дополнен куполом и минаретом. Эта мечеть существует и в наши дни и называется Исторической.
    Возникновение Соборной мечети было связано с ростом численности татарского населения города. К началу XX века татары жили не только в Замоскворечье, но и на улицах Сретенке, Мясницкой, Трубной и т.д. Начиная с 1894 года, мусульманская община неоднократно обращалась к московским властям с просьбой разрешить построить в городе вторую мечеть. Но неизменно получала отказ. В 1902 году московский мещанин С.Бакиров и касимовский купец Х.Акбулатов подали заверенное Оренбургским магометанским духовным собранием прошение о передаче принадлежащих им земель на участке Мещанской части по Выползовому переулку "для постройки на этом участке второй магометанской мечети". В декабре 1903 года московские власти во главе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем проект одобрили. Финансирование строительства мечети полностью взял на себя купец Салех Юсупович Ерзин. В журнале "Зодчий" (№32 за 1904 г.) в разделе "информация" появилась справка: "Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в Византийском стиле с хорами на 2000 молящихся". Сроки, за которые была воздвигнута мечеть, поразили всех - огромное здание Соборной мечети построили за пять месяцев. И 27 ноября 1904 года первый имам новой мечети Бадриддин хазрат Алимов обратился к властям с просьбой разрешить начать в мечети богослужение.

   Годы репрессий
    Это были страшные годы для мусульман - закрывались мечети, имамы подвергались гонениям, уничтожалась религиозная литература. Несколько имамов Соборной мечети тоже были репрессированы. Но это была одна из немногих мечетей страны, избежавших закрытия в годы Советской власти. Чем это можно объяснить? Несмотря на жесткую позицию по отношению к религии, коммунистическая партия и Советское государство учитывали, что мусульмане, глубоко преданные своей религии, составляют значительную часть населения страны. В первые годы революции игнорирование данного факта привело к резкому противостоянию мусульман Советской власти. Ставя на первое место политические интересы, власти пошли на значительные уступки мусульманам. Выражалось это не только в сохранении определенного количества мечетей (около 100 до 50-х гг. и около 300 по всей стране к концу 80-х гг.), в том числе и Московской Соборной. Например, если собственность других религиозных организаций была национализирована сразу после октябрьской революции, то принадлежавшие мусульманским организациям пахотные земли, торговые заведения, дороги и т.д. были ликвидированы только через десять лет. Позже особенности политики по отношению к исламу ярко проявились в существовании так называемых "незарегистрированных мусульманских объединений" - фактически мусульманских общин, формально не признанных органами власти. К тому же, Советская власть придавала большое значение сотрудничеству с мусульманскими государствами - мечеть посещали президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи и др. Благодаря этим визитам прихожане мечети узнавали о жизни единоверцев в других странах и республиках, а для гостей само существование мусульманского храма в Москве служило свидетельством того, что, несмотря на репрессии и атеизм, ислам продолжает жить в душах людей.

    Отечественная война 1941-1945 гг
    Состав прихожан мечети в годы войны изменился - больше стало женщин, детей и стариков, а со временем появились инвалиды, вернувшиеся с фронтов. Несмотря на трудности, мусульмане находили возможность помогать другим. В общине проводился сбор одежды и продуктов для фронта, поддерживались семьи, кормильцы которых воевали или погибли. Мусульмане Москвы особенно гордились своим заметным вкладом в строительство танковой колонны. За это мусульманам столицы была адресована правительственная телеграмма: "Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин".

    Имамы мечети
    Одними из самых уважаемых служителей мечети являются имамы. Именно они разъясняют прихожанам суть учения ислама, рассказывают об обрядах и предписаниях, объясняют важность миссии - быть мусульманином. Имамами были все пророки, несшие людям откровения, полученные от Аллаха. Соборная мечеть гордится своими имамами. Это Бадриддин Алимов, Сафа хазрат, Абдулвадуд Фаттахиддин (репрессирован), Абдулла Су-леймани (репрессирован), Муса хазрат, Халил Рахман, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаэтдин Басыров. Имамы Анас хазрат Садретдинов, Раис хазрат Билялов, Ваис хазрат Бедретдинов и Мустафа Кютюкчю успешно продолжают дело своих предшественников в мечети в наши дни..

    Соборная мечеть сегодня
    Больше десяти лет назад специалисты обследовали техническое состояние здания мечети. "Благодаря тому, что мечеть ни на один день не меняла свои изначальные функции, и служба в ней проводилась непрерывно, - отметили они, - здание до нас дошло практически в неизменном виде". Но оценка специалистов больше относилась к фундаменту и стенам храма, но не к его внешнему и внутреннему виду. Стены мечети с годами потеряли первоначальный вид, краски и росписи стерлись, они требовали основательной реконструкции. К тому же, вокруг мечети располагались старые постройки, которые почти полностью закрывали здание. Отсутствовали комнаты для имамов, бесед с верующими.
   Ситуация изменилась после 1991 года, с началом в стране демократических преобразований. Государство стало строить новые отношения с религиозными организациями. Изменения в лучшую сторону заметно коснулись Соборной мечети после прихода к власти города Ю.М.Лужкова. Мэрия с большим вниманием относится к нуждам мечети, по возможности Юрий Михайлович Лужков присутствует даже на праздничных богослужениях.
    При непосредственной помощи городских властей за прошедшие десять лет мечеть была полностью отремонтирована и отреставрирована, приведены в порядок отопительная и энергетическая системы. На территории мечети построены магазин по продаже продуктов "Халяль", два книжных киоска, ритуальный отдел. Рядом с мечетью построено трехэтажное здание, в котором разместилось Духовное управление мусульман Европейской части России, Совет муфтиев России, Московский Исламский университет с учебными аудиториями и библиотекой, конференц-зал, кабинеты для имамов, редакция газеты "Трибуна Ислама". Но и это еще не все. В настоящее время при поддержке городских властей решается вопрос о реконструкции мечети, в результате которой ее молитвенный зал увеличится втрое - она будет вмещать вместо нынешних полутора тысяч пять тысяч верующих.

   Мечеть религиозный центр России
   Московская Соборная мечеть на протяжении всей своей истории является не просто местом для совершения молитв, но и местом, связывающим мусульман почти на всей территории России. Российские мусульмане чувствовали и чувствуют понимание и поддержку мечети постоянно. Люди со своими проблемами и нуждами приезжали за помощью в Московскую Соборную мечеть из разных уголков страны. Они знали, что здесь их выслушают, помогут при решении религиозных и жизненных вопросов, а имамы, имеющие хорошую богословскую подготовку, дадут добрые советы.
   С 1991 года религиозные общины страны были признаны официально. По всей России стали восстанавливаться старые и строиться новые мечети. Для нормальной работы общин возникла необходимость создать организацию, которая бы решала их насущные проблемы, обеспечивала образованными имамами. Требовалось наладить международные связи, организовывать хадж, поддерживать на постоянной основе диалог с последователями других религий. Для решения всех этих задач было создано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, позже преобразованное в Духовное управление мусульман Европейской части России с центром в Московской Соборной мечети, которому в этом году исполняется 10 лет. ДУМЕР, следуя одному из главных коранических принципов ("Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь"), объединяет мусульманские общины и организации девятнадцати областей и двух республик, представляющих 22 субъекта России. В 1996 году был создан Совет муфтиев России, как орган управления мусульманских духовных управлений. Совет муфтиев располагается также в стенах Московской Соборной мечети. Председателем этих двух мусульманских органов является уважаемый муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
   В этом же году исполняется 5 лет Московскому Исламскому университету, созданному в 1999 году на основе Высшего Исламского духовного колледжа. Вот уже несколько лет мусульмане имеют возможность получать высшее духовное образование в столице России. Его выпускники работают сейчас имамами во многих регионах страны.
    Количество прихожан Соборной мечети с 90-х годов прошлого века заметно возросло. В Москве в связи с трудовой миграцией, ростом числа вынужденных переселенцев, значительно увеличилось число мусульманского населения. К прихожанам-татарам присоединились азербайджанцы, таджики, лезгины, чеченцы и др. В связи с этим праздничные и пятничные проповеди в Соборной мечети читаются не только на татарском, но и на понятном всем русском языке. В новый XXI век Московская Соборная мечеть входит не только как исламский центр России, но и как мечеть, объединяющая мусульман всего мира. Двери Соборной мечети всегда открыты для людей с добрым сердцем и чистыми помыслами.

Дина АЛЯУТДИНОВА.

"Татарские новости" №6 (119), 2004

Обсудить в форуме



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz