Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05-06' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№50 (93)  19 июня 2004

Миркасиму Усманову - 70

    В 2000 году при Казанском государственном университете был открыт Институт востоковедения, что стало важным шагом на пути возрождения традиций знаменитого "Восточного разряда" Казанского императорского университета, заложившего в начале XIX века основы российского востоковедения. У истоков этого события стоял доктор исторических наук, профессор КГУ М.А.Усманов. По его инициативе еще на стыке 80-90-х годов в университете были образованы факультет восточных языков и кафедра истории татарского народа (тогда М.Усманов работал проректором КГУ по учебной части), что в значительной степени способствовало "воссозданию" упомянутого Института востоковедения при КГУ.
    Академик АН Татарстана М.А.Усманов - известный в нашей стране востоковед-тюрколог с широким диапазоном научных интересов, крупнейший современный исследователь истории татарского народа. Он внес существенный вклад в изучение научного и литературного наследия выдающихся деятелей культуры татарского народа новейшей истории - XIX и XX веков. Миркасим Усманов - талантливый педагог, организатор археографических экспедиций, инициатор многих научных проектов и международных конференций. Почти полвека он отдал служению своей alma mater. В стенах университета к своему 70-летию, счастливо совпавшему с двухсотлетним юбилеем КГУ, он прошел славный путь от студента до и.о. ректора университета, и продолжает активно трудиться по сей день.

   Уроженец Синьцзяна - профессор КГУ
    Миркасим Абдулахатович Усманов родился 31 мая 1934 года в городе Кульджа (Западный Китай, провинция Синьцзян) в семье татарских купцов в четвертом поколении. Его прадед по линии отца Муэмин Усманов, переселившись из-под Казани в Казахстан в середине XIX века, становится известным в окрестностях Талды-Кургана купцом и предпринимателем. В смутное время войн и революций в начале XX века сын купца Муэмина Бари Усманов (дед Миркасима) в ожидании лучших времен обосновался в соседней с Казахстаном китайской провинции Синьцзян.
    Такой же путь проделали предки Миркасима и по линии матери. Его прадед Галиакбар Мулюков - один из основателей казахстанского города Капал, влиятельный в тех краях предприниматель - еще в середине XIX века неоднократно посещал пограничные города Западного Китая по торговым делам. После революции 1917 года внуки Галиакбара обосновались в Кульдже и вошли в группу состоятельных купцов татарской общины. На китайской земле и встретились будущие родители Миркасима. Более полувека они прожили в провинции Синьцзян, которая в то время была населена тюркоязычными народами Китая, в основном, уйгурами. Когда грянула китайская коммунистическая революция, советские граждане, проживающие в Китае, были вынуждены переехать в СССР, главным образом, в республики Средней Азии. Так, в 1955 году, судьба вернула Усмановых в Казахстан.
    Много лет спустя, в 1996 году, М.Усманов опубликовал документальную повесть о двухсотлетней истории татарской диаспоры в Китае ("Ябылмаган китап"), где на фоне российско-китайских отношений описал жизнь небольшой татарской общины города Кульджа. В основу его рассказов легли судьбы реальных людей - татарских мухаджиров, в поисках приюта вынужденных скитаться по разным странам, но, несмотря на трудности, сохранивших лучшие качества и человеческое достоинство.
    Прожив три года в Казахстане и получив аттестат зрелости "советского образца", Миркасим уехал в Казань. Еще в далеком Китае у него зародилась мечта - получить высшее образование по татарскому языкознанию. В 1958 году 24-летний Миркасим поступил на филологический факультет КГУ, а через пять лет окончил исторический факультет того же именитого учебного заведения. По существу, он одновременно получил два высших образования - филологическое и историческое.
    В Казанском университете он начал свою педагогическую деятельность: сначала преподавателем, затем доцентом и профессором. В 1983 году М.Усманов стал заведующим кафедрой истории СССР, а с 1989 года по настоящее время руководит созданной им же кафедрой истории татарского народа. В 1985-1991 гг. М.Усманов работал проректором КГУ по учебной части.
    Но вот что интересно. Любовь Миркасима к родному языку, истории своего народа зародилась в раннем детстве, в семейном окружении и в сплоченном целеустремленном коллективе небольшой татарской общины, оказавшейся по воле судьбы в мощной среде суперэтноса - миллиардного китайского населения. В татарской школе г.Кульджа, основанной еще в начале прошлого века известным просветителем Г.Буби, он научился читать татарские книги на арабской, латинской графиках и кириллице. Миркасим также закончил русскую семилетнюю школу при Генконсульстве СССР, самостоятельно изучил уйгурскую, казахскую и киргизскую литературы. Все это ему очень пригодилось в учебе в КГУ и дальнейшей научной деятельности.
    Уже в студенческие годы М.Усманов стремительно вошел в литературные круги Казани своими публикациями коротких и незамысловатых, но "свежих" по тем временам переводов уйгурских, казахских и киргизских поэтов. В 1962 году он первым перевел с киргизского на татарский язык знаменитую повесть Ч.Айтматова "Джамиля". Чуть позже, в 1966 году, увидело свет и собственное художественное произведение М.Усманова - "Киек сукмакларында" ("По звериным тропам"). Потом появились другие: "Серле Балбал" (1973), "Путешествие в страну гор и долин" (1977). Сюжеты для своих книг он находил везде - в далеком Синьцзяне, на Алтае, Туве и во время поездок в дальнее зарубежье.

   Татаристика без границ
    Многогранная научная деятельность М.Усманова охватывает почти все основные направления современной татаристики: история и литературное наследие, археография и археология, источниковедение и художественные переводы, тюркология и педагогика.
    Еще в середине 60-х годов он заявил о себе как о серьезном исследователе, изучив и проанализировав первоисточники, обобщив результаты исследований в кандидатской диссертации под названием "Описательные исторические источники XVII-XVIII веков на татарском языке". А изданная в 1979 году монография М.Усманова "Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI веков" - документальное исследование тюркоязычных первоисточников социально-политического строя Золотой Орды, по существу произвело фурор среди российских исследователей этой "вечной, противоречивой и неудобной" ордынской тематики. Этот труд получил высокую оценку тюркологов и принес международное признание молодому татарскому ученому. Один из авторитетных Ученых советов Москвы единодушно присудил тридцатишестилетнему М.Усманову научную степень доктора исторических наук.
    Изучая ханские ярлыки - тюрко-язычные официальные акты, М.Усманов подверг их специальному критическому анализу в соответствии с требованиями современной археографии и палеографии, дипломатики и сфрагистики. Ученый пришел к следующим обобщающим выводам: "Духовно-письменная культура Золотой Орды не была продукцией лишь какого-то изолированного этнико-общественного развития. Эта общая культура являлась первоначально следствием своеобразного симбиоза нескольких культур, из которых роль ассимилирующих компонентов сыграли родственные тюркские культуры - уйгуров Центральной Азии и кипчаков Восточной Европы, а также оседлого тюркоязычного населения Булгара и Хорезма". Эти мысли ученого звучат весьма современно и сейчас, через десятилетия после выхода упомянутой монографии, когда "научные круги" и властные структуры ряда стран то и дело объявляют себя чуть ли не единственными наследниками Золотой Орды и делают небезуспешные попытки "тянуть одеяло на себя".
    Велики заслуги М.Усманова в возрождении былой роли КГУ в осуществлении регулярных археографических экспедиций в поисках рукописного наследия татарского народа. Им было организовано более сорока полевых экспедиций с участием представителей трех поколений казанских исследователей. Без всякого преувеличения можно утверждать, что профессор М.Усманов является основателем современной татарской археографии.
    Его первая научная публикация по тюркоязычным текстам одной из археологических находок, обнаруженных им на раскопках в районе древнего города Сарай, появилась в академическом журнале "Советская археология" (№ 3, 1963 г.). За эту работу студент-археограф был награжден бронзовой медалью ВДНХ. "За тридцать лет ежегодных "скитаний" я проехал по российским ухабам несколько десятков тысяч километров, в буквальном смысле "прочесывая" книжные полки и сундуки сотен татарских деревень и городов от Пермского края на севере до Астрахани на юге, от города Касимов на западе до таежных деревень Восточной Сибири и Тувы", - вспоминает Миркасим Усманов. За годы неустанной подвижнической деятельности ученым и его коллегами было собрано свыше десяти тысяч рукописей и редких книг, сегодня находящихся в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского университета.
    Все, к чему прикасается Миркасим, отличается обстоятельностью, научной фундаментальностью, доведенной до логического конца. По следам своих путешествий он опубликовал серию рассказов и очерков для детей-старшеклассников с целью пробудить интерес к истории народа, исследовательской деятельности. Затем он написал объемную книгу "Записки археографа" ("Каурый калэм эзеннэн"), которая была издана несколько раз. Эта книга может служить практическим руководством для будущих археографов XXI века. В ней есть все: методы поиска и сбора татарских рукописных и редких книг, обзор географического ареала их распространения.
    Главное, ученый четко обрисовал контуры и задачи татарской археографической науки на предстоящие десятилетия. Так, например, М.Усманов озабочен тем, что обширные регионы компактного проживания татар до сих пор остаются неисследованными. Это десятки районов и крупных татарских деревень в пяти центральных областях России (Пенза, Тамбов, Самара, Ульяновск, Саратов), значительная часть Волжских республик (Башкортостан, Мари-Эль, Мордовия и Чувашия), крупные города бывшего СССР (Москва, Санкт-Петербург, Баку, Ташкент и др.), где веками проживали целые династии высокообразованной татарской интеллигенции.
    Еще одна грань творческой деятельности М.Усманова. В упомянутых книгах он создал галерею портретов своих предшественников - татарских археографов от династии Хальфиных (XVIII век) до Альберта Фатхи (конец XX века). М.Усманов проследил, как выдающиеся мыслители, кропотливо изучая рукописные источники, заложили основу ряду научных направлений: Х.Фаизханов - булгаро-татарской эпиграфики, Ш.Марджани - национальной истории, Р.Фахретдин - духовной культуры татарского народа.
    Своим последовательным и комплексным подходом к археографическим исследованиям М.Усманов сумел связать в единую нить прошлое и настоящее изучения рукописного наследия татарского народа и даже начертить общие контуры будущих направлений научных поисков. Мало кто из его современников - татарских ученых - может гордиться подобными достижениями в сфере гуманитарных наук.
    Кстати, один из сборников его научных статей так и называется "От прошлого к будущему" (Казань, 1990), но это уже другая сфера научных интересов Миркасима Усманова. Историк-медивист, общепризнанный аксакал татарской археографии вот уже в течение почти полувека занимается научными исследованиями и в других смежных областях. М.Усманову на основе последовательного изучения первоисточников - текстологических документов - удалось проследить почти всю историю развития татарской литературы с момента зарождения в XIII веке до начала XX века. Следовательно и основные этапы эволюции татарской общественной и философской мысли, в целом развития татарской культуры, что нашло отражение в его многочисленных публикациях. М.Усманов - автор блестящих научных статей с использованием новейших документальных источников о выдающихся татарских мыслителях и поэтах, таких как Кол Гали, Мухаммадьяр, Г.Кандалый, М.Акмулла, Ш.Марджани, Х.Фаизханов и др. В 80-х годах под редакцией М.Усманова были изданы сборники стихов и поэм Г.Кандалый, М.Акмуллы и Г.Утыз-Имани, знаменитая поэма "Кыйссаи Йосыф" Кол Гали.

    Остаз и его ученики

    Я знаю Миркасима с 80-х годов, когда он уже был узнаваемым профессором в научных кругах Москвы и других городов СССР. Но близко стали общаться лишь в последние годы, когда после ухода в отставку с государственной службы у меня появилась возможность участвовать в различных международных форумах в Казани. В августе 2003 г. как участники международной конференции "Великий Волжский Путь" на теплоходе "Казань" мы общались чуть ли не круглосуточно в течение почти месяца и даже "порядком надоели друг другу" - обычное явление для людей с совпадающими чертами характера.
    М.Усманов - человек жесткой научной дисциплины, не терпящий "умственной расхлябанности" и отсутствия организационных начал на всех этапах исследований. Хороший рассказчик свежих политических анекдотов, любитель юмора "с направленным выстрелом". Иногда он весьма колючий, как дикообраз, и не всегда адекватно реагирует на ответные словесные удары. В казахстанском городе Актау Миркасим удивил нас исполнением в сопровождении профессионального оркестра народных инструментов нескольких казахских песен, видимо, оставшихся в памяти с времен его юности. В лунную ночь на палубе теплохода нам было интересно послушать его красочные рассказы о том, как казахские чабаны ориентируются по звездам не только для выяснения своего местонахождения, но и для определения лучших условий при развитии приплода и молодняка.
    Еще один штрих к портрету ученого. Я как-то уже отмечал, что научное содружество двух неординарных и разноплановых личностей татарской науки - М.Усманова и А.Каримуллина - оказало весьма благотворное влияние на развитие многих направлений современного татароведения. В первую очередь в деле эффективного использования в науке рукописного наследия татарского народа и знаменитой казанской школы востоковедения. Но в отличие от Абрара, который всю жизнь боролся "с ветряными мельницами" властных структур, Миркасим умело использует их в интересах науки. Приведу один известный мне пример.
    В середине 90-х годов, накануне официального визита М.Ш.Шаймиева в Иран, М.Усманов проинформировал президента Татарстана о том, что в библиотеке иранского парламента сохранилась уникальная рукопись Булгарского периода и "намекнул" о желательности получить для КГУ ксерокопию документа. И вот результат: в 1997 г. Фонд содействия культуры при президенте РТ издал сочинение булгарского ученого домонгольской эпохи Таджаддина Аль-Булгари "Большой тирайк", что представляет огромное символическое значение для изучения истории и культуры Волжской Булгарии.
    Миркасим Усманов продолжает радовать нас своими новыми публикациями и научными открытиями. За последние пять-шесть лет под его научной редакцией увидели свет около десятка великолепно изданных книг, освещающих жизнь и творчество выдающихся татарских мыслителей, ученых-историков, религиозных и общественных деятелей, известных писателей и журналистов, крупных просветителей и педагогов, видных меценатов. Среди них - Ш.Марджани и Р.Фахретдин, И.Гаспринский и Ф.Карими, братья Буби, Мухлиса Буби, Закир Рамиев (Дардеменд) и др.
    Здесь главная опора ученого -его многочисленные ученики: студенты и аспиранты, кандидаты и доктора наук, профессора вузов и служащие государственных структур. В области татаристики я не знаю другого ныне здравствующего ученого, у которого было бы столько хорошо подготовленных, надежных учеников и последователей. Это дает ему возможность со спокойной душой передать начатое им дело в руки молодых: сегодня созданную М.Усмановым кафедру истории татарского языка возглавляет И.Гилязов, археографические экспедиции - Г.Миннуллин. Младшая дочь ученого Диляра Усманова защитила кандидатскую диссертацию на актуальную тему "Деятельность мусульманской фракции в Госдуме царской России" и в настоящее время работает над докторской диссертацией.
    У Миркасима много интересных задумок и проектов по нескольким научным направлениям. В последнее время ученый с присущим ему упорством и азартом занимается подготовкой к публикации научных трудов выдающихся немецких востоковедов К.Фукса, Х.Френа и И.Готвальда, стоявших у истоков "Восточного разряда" Казанского университета и, следовательно, возникновения российского востоковедения.
    В преддверии 1000-летнего юбилея Казани М.Усманов выступил с рядом инициатив о проведении международных встреч ученых в Татарстане. Эти предложения получили поддержку у руководства республики. Наиболее интересные из них - первый международный форум по источниковедению истории Золотой Орды и многоступенчатая международная конференция "Великий Волжский Путь", четвертый завершающий этап которой состоится в Казани в августе 2004 г.

Юлдуз ХАЛИУЛЛИН, член-корреспондент МЭАЕ

"Татарские новости" №6 (119), 2004

Обсудить в форуме

читайте также:
Миркасым УСМАНОВ : "История - не просто наука..."


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz