Рафаэль ХАКИМОВ, советник по политическим
вопросам при президенте РТ:
- Понятно, что с терроризмом надо бороться. Вертикаль
власти давно выстроена, работает, просто она должна хорошо работать:
объединять усилия ФСБ, МВД, армии. Здесь координация абсолютно необходима.
Но проблемы борьбы с терроризмом никак не связаны
с выборами губернаторов, поскольку сегодня они все как один против терроризма.
От того, будут они избираться или назначаться, ничего не изменится,
потому что и так все против терроризма. Я не знаю тех, кто был бы за
терроризм. В данном случае это повод достроить вертикаль власти. Однако
возникает вопрос: это какая форма, собственно? Федерация или унитарное
государство? Президентская форма или парламентская республика? Я сам,
например, считаю, что парламентская республика - это очень хорошая форма
государства. Допустим, в Эстонии она работает очень устойчиво, хотя
правительство там часто меняется, но с точки зрения стабильности общества
- это стабильная форма государства. В Италии, в Германии такая же форма.
То есть нужно выбирать, а то получилось, от одной формы ушли, а к другой
не пришли. Вроде и президент, но невыборный - тогда уж надо, как в Соединенных
Штатах: губернатор выбран, и у него своя сфера ответственности, у президента
своя сфера ответственности. Или надо переходить к парламентской форме,
когда уже парламент сам выбирает президента, как в Германии - номинального.
А канцлер - уже фактический. Тоже хорошая форма государственности. Но
я не помню по опыту развитых стран, чтобы совмещались две эти взаимоисключающие
формы. Правда, Россия часто занимается экспериментами, и здесь тоже
- эксперимент. Лучше бы она выбрала какую-то одну из работающих моделей
и шла прямо, не шарахаясь ни туда, ни сюда. Предложенный российским
президентом вариант сравнивают с так называемой татарстанской моделью,
когда главы районов назначались главой республики.
Сравнивать конечно можно. Но был такой немецкий философ
Лихтенберг. Так он предупреждал, что нужно бояться четких аналогий.
Татарстан - это не федерация, а республика, совершенно унитарная внутри,
так что это сравнение здесь не подходит. По поводу разногласий, которые
могут, по мнению представителей ВТОЦ, возникнуть в национальных республиках
в случае, если их главы будут избираться по схеме, предложенной президентом
РФ. Они могут возникнуть не в связи с выборами глав, а если начнется
наступление на национальные права. Нужно смотреть реально: когда возникает
конфликт? Когда наступление идет на язык, на школу, на культуру. А если
речь о выборности или назначаемости глав - это уже вопрос политических
предпочтений и эффективности самой системы управления. Конечно, потребуются
изменения в конституциях -сначала российской, затем законодательным
путем в Конституциях субъектов, в том числе в Татарстане. Но я бы не
стал сейчас давать какие-то прогнозы - те меры, которые сегодня предпринимает
Москва, - не от хорошей жизни.
"Восточный экспресс" №42/37 (196) 17 сентября 2004
Обсудить в форуме