Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica
Искандер ГИЛЯЗОВ, доктор исторических наук

АЛИ АКЫШ и его личный архив

 

В советской исторической литературе этому человеку очень не повезло: его называли «отщепенцем», «фальсификатором», «антисоветчиком», «последышем махрового националиста Гаяза Исхаки», автором, «доходящим до чудовищного бесстыдства» в своих утверждениях, называли его даже «изменником Родины» (хотя он и родился за пределами этой родины, так что быть ее «изменником» вовсе не мог).

В 90-е годы, когда в нашей стране ста­ли пересматриваться многие прежние политические и исторические стереотипы, его имя в публицистике стало упоминаться с уважением. Он даже был назван «нацио­нальным героем». С почетом его принима­ли в Казани, он был участником I Всемирного конгресса татар. Такие крутые пово­роты судьбы дано пережить не каждому.

Речь идет об Али Акыше — человеке очень яркой и необычной судьбы, челове­ке очень неординарном, который всю свою жизнь искренне посвятил служению своему народу.

Родился он 14 января 1918 года в Маньчжурии в городе Хайлар — в то время одной из крупных станции на знаменитой Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Здесь уже с начала XX века су­ществовала довольно большая татарская колония, в той или иной степени связан­ная с железной дорогой (строительство, магазины на станциях, рестораны и т. п.). Колония эта значительно пополнилась в годы гражданской войны, когда многие люди были вынуждены сняться с насижен­ных мест и искать счастья на чужбине. Родители Али Акыша - Хисаметдин и Латифа - родом были из Мордовии.

Культурная жизнь татар в Хайларе, как и во многих других крупных центрах Даль­него Востока, была довольно насыщенной. Здесь имелось специальное здание татарского культурного центра, в котором распо­лагались школа, библиотека, залы для вечеров. С Хайларом 20-30-х годов связаны имена просветителей Хатипа Халиди, Зухры Кугуш, Фатымы Акчуриной, активных общественных деятелей Фатиха Гимрана, Гильметдина Тенишева. Здесь же начиналась деятельность крупнейшего татарского предпринимателя и мецената Ахмадвали Менгера.

В 1924-1929 годах Али обучался в начальной школе, а по окончании ее - в Хайларской русской гимназии. В конце 20 — начале 30-х годов многие важные военно-политические события происходили в Маньчжурии: здесь и конфликты из-за КВЖД между СССР и Китаем, и японская оккупация Маньчжурии, результатом ко­торой стало создание марионеточного го­сударства Маньчжоу-го. Очень большое впечатление на молодого Али Акыша произвел Гаяз Исхаки, признанный лидер татарской политической эмиграции, неоднок­ратно бывавший на Дальнем Востоке, где активно пытался объединить все силы татарской эмиграции.

В 1936 году Али закончил обучение в гимназии. Аттестат об окончании этого учебного заведения свидетельствует - выпускник Акыш (тогда еще Агишев) получил отличные оценки по японскому и английскому языкам, истории, востоковедению, логике и психологии, т. е. особенно преуспел в гуманитарных дисциплинах, что посвоему повлияло на его дальнейший жизненный путь.

По инициативе татарской национально-культурной организации Дальнего Во­стока по окончании гимназии Али Акыш вместе с четырьмя своими соучениками был отправлен в Египет, в знаменитый исламский университет Аль-Азхар. Но здесь учеба по какими-то причинам не заладилась. Поэтому с 1938 года он проживал в Польше, в Варшаве. Почему именно в Польше?

Польское правительство с конца 20-х годов оказывало существенную материаль­ную и моральную поддержку эмигрантс­ким политическим организациям. Здесь возникла и так называемая «Лига Прометей», объединявшая представителей разных народов СССР, ставивших своей це­лью свержение коммунистического режи­ма и образование демократических нацио­нальных государств. Крупными деятелями Лиги являлись, например, Мустафа Чокай, Мамед-Эмин Расулзаде, Джафер Сеидамет. Составной его частью стало и политичес­кое движение народов Поволжья и Приуралья, возглавляемое Гаязом Исхаки. Жела­ние молодого и активного Али Акыша примкнуть к такой разветвленной и доволь­но авторитетной организации вполне объяснимо. Он с интересом сотрудничал с журналом «Яца милли юл» (в июньском номере журнала за 1938 г., например, он опубликовал небольшую статью о праздновании дня Тукая в Каире).

Но судьба распорядилась так, что Али Акышу пришлось покинуть и Польшу. Разразилась вторая мировая война. Польша стала первой жертвой агрессора, политическая жизнь в стране уже не могла развиваться по-старому. «Прометеевское» движение также сошло на нет.

С 1940 года Али Акыш проживал в Турции, получив турецкое гражданство. Здесь он поддерживал тесные контакты с представителями татарской эмиграции, прежде всего с Гаязом Исхаки. Практичес­ки сразу по приезде Акыш стал студентом экономического факультета Стамбульско­го университета, после окончания которого два года (1945-1947) находился на военной службе.

Именно в Турции Али Акыш проявил особую политическую активность. По его собственному замечанию, «наш политичес­ий орган под названием «Комитет неза­висимости Идель-Урала», существовавший с 1928 по 1954 год, в 1954 году изменил свое название на Национальный центр (Милли Мэркэз)». Этот орган, возглавляемый Маджитом Сакмаром, примкнул к так называемому Парижскому блоку, став­шему в 50-е годы фактическим продолже­нием «прометеевского» движения. И впос­ледствии Али Акыш был тесно связан с Парижским блоком (в 1969-1986 гг. он яв­лялся генеральным секретарем этой орга­низации).

В мае 1963 года Али Акыш выступил на конференции тюрко-татарской эмигра­ции с докладом на тему «Иск Идель-Урала и советский империализм», имевшим впос­ледствии значительный резонанс. Именно положения этого доклада, опубликованного и в виде отдельной брошюры, вызыва­ли впоследствии жуткое раздражение у многих советских историков. В 50-60-е годы были опубликованы десятки его статей по самым актуальным политическим вопросам. Другой крупной и заметной работой Акыша стала книга «Движение за независимость Идель-Урала», увидевшая свет в 1985 году.

Еще одной важной стороной деятельности Али Акыша стала его работа на радио. С 1966 по 1983 год он был переводчи­ком и диктором в Мюнхене, в татаро-башкирской редакции радио «Свобода». В 80-90-е годы, сохраняя турецкое гражданство, он проживал в Мюнхене.

Очевидно, что историки татарского национального движения XX века еще будут обращаться к деятельности Али Акыша, анализировать его публикации, его работу на радио. Эта возможность на сегодняшний день приобрела более реальные черты, так как Али Акыш, и сегодня проявляющий неизменный интерес к Татарстану, высту­пил с инициативой передачи всего своего личного архива в распоряжение Республики Татарстан. В 2000 году, после смерти своей супруги Зарифы, Али Акыш решил переехать окончательно в Турцию, где проживают все его родственники. Он хорошо понимал, что перевозить личный архив из Германии в Турцию не имеет особого смысла. Собранные им материалы должны служить народу, проявляющему интерес к своему недавнему прошлому. Поэтому он посчитал возможным и нужным передачу архива Республике Татарстан.

Дело довольно долго не двигалось с мертвой точки, ведь инициатива передачи архива поддерживалась только отдельными энтузиастами. После указаний Президента и Премьер-министра были выделе­ны средства для доставки документов в Казань, даны соответствующие поручения Министерству торговли и внешних эконо­мических связей. Благодаря энтузиазму сотрудников министерства, благодаря постоянному вниманию министра Хафиза Салихова и начальника Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ Дамира Шарафутдинова, осенью 2001 года была организована доставка документов в Казань. Состоялась и предварительная экспертиза: автор этих строк и представитель ВТОЦ Ильдус Садыков побывали с этой целью в Мюнхене. Перевозку документов после отбора организовало торговое представительство РТ в Австрии. Связана она была с большими организационными трудностями: подобного опыта не было ни у архивистов республики, ни у министерских работников.

Но, наконец, все трудности были преодолены — документы личного архива Али Акыша благополучно прибыли в Казань и были взяты на учет в Национальном архиве. Это стало заметным событием не только в жизни архива, но и в общественно-политической жизни всей республики, потому что полученные материалы по-настоящему уникальны. Они проливают свет на многие сюжеты татарской ис­тории, прежде всего истории татарской эмиграции и диаспоры в европейских странах и Турции.

Личный архив Али Акыша исключи­тельно разнообразен, хотя и не системати­зирован. Здесь дневники и личные письма, документация Парижского блока, тексты выступлений самого Акыша на различных научных и политических форумах, доку­менты Татаро-башкирского национально­го комитета (ТБНК) и татаро-башкирской редакции радио «Свобода» (в том числе и дикторские тексты), многочисленные публикации на исторические, политические, экономические темы, литературные тексты (например, стихи Ш. Нигмати и X. Хамидуллы), аудиоматериалы, фотографии.

Сотрудниками архива в ноябре 2001 года была проведена первая, пока еще весьма поверхностная обработка документов. Не осуществлена еще нумерация листов. Уверен, что более тщательное и квалифицированное описание преподнесет истори­кам немало сюрпризов и открытий.

Для представления реальной ценности данного архива, вниманию читателей предлагается два документа, связанные с деятельностью татарской политической эмиграции в Германии конца 40-х - начала 50-х годов XX века.

В 1947 году в Германии при финансовой поддержке США возник ТБНК, у истоков которого стоял известный ученый Тамурбек Давлетшин. Первым председате­лем комитета стал инженер Салих Файзуллин (Файзи), который в 1951 году переехал в Америку, где он также работал и в татарской редакции «Голоса Америки», затем — в геологоразведке, преподавал в Бостонском университете, работал в Министерстве торговли. Пост председателя ТБНК в разное время занимали Тамурбек Давлетшин, Абдулла Ильяси, Анвар Галиоглу, Акзам Юсуфоглу (Шихап Нигмати), Акрам (по некоторым данным Газиз) Файзуллин.

Как это нередко бывает в татарских общественно-политических организациях, в комитете возникали серьезные противо­речия, связанные, судя по всему, с личными амбициями отдельных его лидеров и «дележом портфелей». А. Файзуллин вызывал особое неприятие у многих: его обвиняли в авторитаризме, использовании финансовых средств комитета по своему усмотрению, грубости и высокомерии. Сам Файзуллин, похоже, был очень обидчив — в течение только одного года (с февраля 1952 по март 1953 г.) он шесть раз подавал в отставку, а затем отказывался уходить с поста. Конфликты выплеснулись и наружу, причем привели к тому, что американ­ская сторона даже прекратила финансирование комитета. Пришлось Абдулле Ильяси выезжать в Америку, чтобы возобновить финансовую поддержку. Это удалось в марте 1952 года, когда был избран новый состав руководства ТБНК.

И тем не менее склоки продолжались. Данная ситуация очень беспокоила при­знанного лидера татарской эмиграции Гаяза Исхаки, проживавшего в Турции. Несмотря на свой преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье, он в мае и августе

1953 года побывал в Германии с намерением помирить всех участников конфликта. 28 мая в Мюнхене он встретился с татарскими эмигрантами (протокол этой встречи прилагается), а 26 августа представители разных татарских политических организаций под руководством Исхаки обсуждали вопрос о возможном их объединении. В этом собрании приняли участие представители ТБНК (Анвар Галиоглу), Комитета за независимость Идель-Урала (Гаяз Исхаки и генерал Хасан Мирходжа Арали) и Нового Союза борьбы за ос­вобождение тюрко-татар Идель-Урала — это преемник политической организации, существовавшей в годы войны в Германии (Гариф Султан). Гаяз Исхаки выступил за объединение всех татарских политических организаций под крылом возглавляемого им Комитета за независимость. Но даже Исхаки с его авторитетом не удалось дос­тичь желаемого: представители ТБНК не менее рьяно отстаивали свою самостоятельность, заявив, что ТБНК «остается верным своей политической программе, выработанной на основе политической платформы Американского комитета освобождения от большевизма». Объединения татарских эмигрантов не получилось.

Первый из представленных докумен­тов носит общий, программный характер и определяет статус, задачи и структуру ТБНК, созданного в 1947 году. Очевидно, он относится к началу 50-х годов, когда среди членов комитета как раз возникли разногласия и противоречия.

Второй документ является протоколом встречи татарских политических эмигрантов с Гаязом Исхаки, состоявшейся в Мюнхене в мае 1953 года. Составитель явно не владел стенографией, поэтому некоторые мысли выступавших на встрече переданы им очень схематично, неполно и даже сумбурно. Но и этот документ посвоему уникален. Он достаточно точно передает внут­реннюю атмосферу эмигрантского сообщества, отражает результаты их деятельности за последние годы.

СТАТУТ ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА

1. Татаро-Башкирский Национальный Комитет, являясь организацией татар и баш­кир, живущих в эмиграции, ставит своей задачей борьбу против большевистской диктатуры вплоть до полного уничтожения ее и замены демократическим строем.

2. Государственное устройство Татаро-Башкирии после свержения большевизма определяется самим народом путем демократического волеизявления.

3. Татаро-Башкирский Национальный Комитет объединяет всех татаро-башкирских эмигрантов:

а) Борющихся против большевизма;

б) Признающих демократические принципы государственного правления;

в) Признающих право за народом на самостоятельное решение вопроса о политическом устройстве в стране после свержения большевизма.

1 Документ отпечатан по-русски на пишущей машинке, пунктуация и орфография сохранены.

4. В комитет и его подсобные органы не допускаются:

а) Лица, ведущие пропаганду разжигающие ненависть против других народов;

б) Лица, отрицающие право народа на определение политического устройства путем демократического волеизъявления;

в) Стремящихся к диктатуре.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТБНК

1. Члены комитета ТБНК избираются конференцией Татаро-башкирских политичес­ких эмигрантов.

2. Президиум Татаро-Башкирского Национального Комитета состоит из 7 человек, которые представляют собой руководящий и исполнительный орган комитета.

3. Персональный состав президиума избираются общим собранием членов комитета ТБНК, сроком на один год.

4. Члены президиума из среди себя избирают председателя, заместителя председа­теля, секретаря и казначея.

5. Президиум образует в своем составе:

а) Отдел информации, пропаганды, радио, религиозно-воспитательных работ, отдел печати и редакционную коллегию.

6. Отделами руководят члены президиума.

7. Президиум имеет право, в случае практической надобности, образовать и другие отделы, а также кооптировать, в случае необходимости отдельных лиц для работы.

8. Оплата труда работников комитета производится по ставкам, утвержденым президиумом, в соответствие с объемом работы. Гонорар авторам за их статьи, помещенные в органе комитета назначается редакционной коллегией.

9. Для проверки финансовой и хозяйственной деятельности комитета общее собрание членов комитета избирает ревизионную комиссию в составе 3-х лиц.

10. Ревизионная комиссия обязана не реже одного раза в три месяца производить финансовую и хозяйственную ревизию деятельности комитета. Кроме того ревизионная комиссия обязана представить отчет о своей деятельности очередному собранию
комитета.

11. Казначей Татаро-Башкирского Национального Комитета обязан представить ревизионной комиссии все денежные, хозяйственные документы, а также допустить проверку наличия кассы.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДИУМА ТАТАРО-БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА

1. Президиум имеет право:

а) Вступать в переговоры со всеми государственными и общественными организациями и частными лицами по вопросам, касающиеся деятельности комитета;

б) Вести печатную, устную и по радио пропаганду, направленную против больше­визма;

в) Издавать печатный орган и освещать проблемы национальной культуры, по­литические и религиозные вопросы, вопросы языка, литературы, экономики, истории и др.;

г) Создать национальный фонд;

д) Оказывать материальную помощь нуждающимся татаро-башкирам.

2. Президиум обязан:

а) Вести контроль работы редакции издаваемого им печатного органа и радиопередачи;

б) Поддерживать дружественное взаимоотношения антибольшевистскими демократическими организациями;

в) Не реже раз в месяц устраивать заседания президиума и не реже одного раза в три месяца заседание комитета;

г) Созыв заседаний президиума и комитета являются обязанностями председателя. Помимо этого председатель обязан немедленно информировать членов президиума о важных вопросах, которые могут возникнуть в результате деятельности председателя.

СУД ЧЕСТИ 1. Комитет образует суд чести — который избираются общим собранием комитета.

 

Национальный архив Республики Татарстан. Ф.Р-5086. Кор.1. Д.63.

 

Hosted by uCoz