Библиотека Фольклор |
Главная страница > Татарская культура > Библиотека > Фольклор |
Фатых УРМАНЧЕ |
Мунажат |
Слово мунажат - арабского происхождения. Оно употребляется для обозначения мольбы, обращения к Аллаху с просьбой оказать помощь в связи с каким-либо несчастьем, с какой-то трагедией. Впоследствии это слово стало определением целого жанра татарского народного творчества. Одна из главных особенностей фольклора заключается в том, что чем древнее конкретное произведение, тем больше в нем некоей загадочности, неопределенности. И некоторые из мунажатов тоже не совсем понятны и не вполне доступны нашим современникам. Ибо в них речь идет о самых тонких, глубоко затаенных чувствах и переживаниях человека, когда жизненные невзгоды доводят его до такой степени, что обращение к обыкновенным смертным уже не может дать каких-либо результатов. В таких случаях человек оказывается вынужденным обратиться к абсолютному и безусловному авторитету всего мусульманского мира - к всемогущему Аллаху. Вот эти обращения, выраженные в достаточно выразительных стихах, и определяют суть мунажатов. Распространение мунажатов в татарском народе связано, очевидно, с X-XI веками, когда ислам становится единственной государственной религией в Волжской Булгарии. Однако происхождение их как жанра относится к более ранней исторической эпохе и связано с шаманизмом. Об этом можно судить на основе некоторых конкретных данных. Так, в таджикском языке шаманские призывания называются тем же термином муночот. Они обычно начинаются с обращения шамана к различным духам, стихиям, Солнцу, Луне, Звездам и другим. Но в более поздние эпохи эти обращения заменяются соответствующими кораническими оборотами, связанными с началом мусульманской молитвы. Все это дает возможность предположить что происхождение и формирование мунажатов как жанра народного творчества относится к доисламской эпохе. Правда, в татарских мунажатах не сохранились образцы обращений к силам природы, к различным духам. В наших мунажатах имеются лишь обращения к Аллаху. Ибо вся жизнь человека, каждый его шаг, все его бытие и судьба, по представлениям мусульман, определяются только волей Аллаха. На основе имеющегося конкретного текстового материала, татарские мунажаты могут быть рассмотрены по четырем тематическим группам. Первое и весьма важное место среди них занимают мунажаты об Аллахе и его пророке Мухаммеде: "Пророк наш", "Повторяя "О, Аллах"", "Слава создателю" и другие. В них обычно речь идет об основополагающих атрибутах мифологии ислама; воспевается Аллах как создатель всего сущего, всего мироздания и его атрибутов, всей окружающей нас природы и венца его созидательной деятельности - человека. Эти коранические сюжеты и мотивы довольно тесно связаны и так или иначе исходят из содержания мифов и мифологических легенд и преданий стран Древнего Востока с их гораздо более ранней, чем ислам, цивилизацией: Древнего Шумера, Египта, Ассирии, Вавилонии, Хеттской державы и др. И это вполне естественно, если иметь в виду, что происхождение и формирование как указанных древневосточных цивилизаций, так и средневекового ислама происходят если не на одних и тех же, то в очень близких регионах. В татарских мунажатах особо подчеркивается, что Мухаммед - это последний пророк, посланный к людям Аллахом для распространения и утверждения ислама. Однако в наших мунажатах никак не отвергается и роль других пророков, которых Аллах посылал к людям еще до Мухаммеда. Так, в мунажатах прославляется как пророк и Иисус. Эти мотивы связаны с конкретным содержанием Корана, где неоднократно и весьма подробно говорится о том, как Аллах посылал к людям Иисуса, как последний утверждал на земле идею божественности. Мало того, в татарские мунажаты, связанные с именем Иисуса, проникает немало общеэпических сюжетов и мотивов, хорошо известных нам по многочисленным произведениям древневосточной письменности: мотив чудесного ("от ветра") рождения Иисуса, исцеление им слепых и т.д. Сравнительно-историческое и сравнительно-типологическое изучение мунажатов с указанных точек зрения дало бы очень многое как для выяснения особенностей происхождения и формирования их, так и для изучения древнейших истоков мифологии ислама. Вторая тематическая группа мунажатов рассказывает о родине, конкретнее - о родной земле. Когда в мунажатах говорится о родине, в сущности всегда речь идет о родном ауле, о деревне, где родился и провел свое детство герой. В связи с этим в них всегда от души и очень проникновенно рассказывается о прекрасной природе родных краев, о близлежащих лесах, полях, озерах и др. Тем не менее все дело в том, что эти прекрасные виды родного края чаще всего рисуются как атрибуты далекого прошлого. То есть, главная мысль мунажатов названной группы - это глубокая тоска по оставшимся где-то, как в плане пространственном, так и в смысле временном, далеком прошлом. Именно такими переживаниями и мыслями проникнуты мунажаты "Расстался я с родимым краем", "Вернулся бы я на родину" и др. Иногда в мунажаты названной группы проникают особенности поэтического стиля и языка т.н. книжных дастанов, особенно когда-то чрезвычайно популярной в татарском народе "Книги Йусуфа" - народного варианта знаменитой поэмы Кул Гали "Йусуф и Зулейха", основанной на хорошо известном библейско-кораническом сюжете. Интересно и то, что в них обычно ничего не говорится о причинах расставания с родным краем. Воспроизводится это как cвершившийся по не раскрытой в мунажате причине факт, печальные, а иногда трагические последствия которого и становятся объектом изображения. Объясняется это весьма просто - особенностью многих фольклорных произведений, в которых не придается особого значения раскрытию причинно-следственных связей явлений и фактов действительности. Основная проблема мунажатов третьей тематической группы может быть определена лишь двумя словами - мать и дитя. Известно, что проблема взаимоотношений матери и ребенка всегда была и остается весьма сложной и противоречивой, нередко - трагической. Единственно важное и безусловно всеобъемлющее здесь то, как утверждают мунажаты и что в них воспевается и возводится в абсолют, - глубокая и неизменная любовь матери к своему дитяти. Об этом очень ярко повествуется в таких произведениях, как "Далеко остался мой сын", "Не могу забыть детей родных", "Не мать ли я тебе?" Как и в предыдущей группе мунажатов, в рассматриваемой обычно тоже ничего не говорится о каких-то конкретных причинах расставания матери с ребенком, будь то сын или дочь. Главным объектом изображения в таких мунажатах становятся сами переживания матери, ее очень глубокая, невыразимая тоска по сыну или дочери. И эта грусть, эта тоска настолько важна и глубока, что она как бы полностью вытесняет из произведения все остальное. Лишь в редких случаях указывается конкретная причина расставания, и то лишь тогда, когда речь идет о дочери. По законам природы и общества, по достижении определенных лет девушка должна выйти замуж и покинуть родной дом. Хорошо, если жених из того же аула, что и девушка. Нередко девушка оказывается вынужденной уехать из родного аула... Когда-то и сама пережившая такое расставание с родным домом женщина, теперь уже состарившаяся мать, не может принять этот факт как вполне естественной и неизбежной... именно поэтому она глубоко сетует на то, что вынуждена расстаться со своей дочерью. Наконец, четвертая группа мунажатов посвящается всемирно-исторической проблеме смерти и бессмертия. Повествующие об этом мунажаты в немалой степени проникнуты чрезвычайно глубокими и весьма своеобразными переживаниями, нередко - безысходной тоской о пережитом и по существу - неизвестном и весьма условном будущем. Иногда в них подробно рассказывается о тяжести каждодневной жизни, о бренности бытия и неизбежности смерти. Так подобные мунажаты как бы вступают в определенное противоречие с ортодоксальными положениями ислама, который осуждает боязнь смерти. Ибо один из главных тезисов Корана заключается в утверждении мысли о том, что жизнь на земле дается человеку лишь для того, чтобы испытать его преданность Аллаху, вообще - исламу. Следовательно, жизнь эта - временная, преходящая. И вряд ли стоит сожалеть о том, что она проходит. Так, человек и его земная судьба оказываются в весьма сложном, в известном смысле - щекотливом положении, когда он глубоко сожалеет о том, что жизнь проходит, что приближается смерть, с одной стороны. С другой - он не может сетовать на это, ибо все в этой жизни определяется волею Аллаха. Именно эти весьма сложные, в сущности - взаимоисключающие мысли и переживания воспроизводятся в мунажатах "Не вей ты, ветер", "Переполнилась чаша терпения", "Размышления о смерти". Известно также, что одно из ортодоксальных положений ислама - воспитание в человеке всеобъемлющей терпеливости, стремления отказаться от каких бы то ни было жалоб и стенаний на любые несчастья. Однако даже воспитываемая в татарском народе более тысячи лет терпеливость, сдержанность не могут полностью отвергнуть трагедийности приближающейся смерти: человек все-таки не хочет верить в то, что смерть - это последняя и самая ужасная трагедия в его жизни, о чем весьма подробно рассказывается в мунажатах "Одинокое дерево", "Счастье - ведь оно не дождь". Также установлено, что надежда на бессмертье человека в его земной ипостаси никогда и никак не оправдывалась. В связи с этим у человека возникает острое желание обеспечить бессмертие своих дел, свершений, своего имени - наконец, о чем весьма подробно говорится в мунажате "Не вдоволь насладился я этим светом". Так мунажаты достаточно тесно соприкасаются с главной идеей первобытной мифологии, всех когда бы то ни было существовавших (язычество) и существующих религий. Идея бессмертия пронизывает все мифы, сказки всех народов, все древние и древнейшие памятники письменности, включая знаменитую древнеегипетскую "Книгу Мертвых", древнеиндийские Веды, все великие сказания древности. Поскольку невозможно обеспечить бессмертие человека, что было понято человечеством еще в глубокой древности, потребовалась необходимость обеспечить бессмертие хотя бы его души (в самом широком смысле слова), для чего было осуществлено такое грандиозное предприятие древности, как строительство египетских пирамид, которые уже тогда определялись как "дома вечности", мумификация, в исламе - чтение Корана, создание величественных памятников, как каменных, так и письменных, сочинение грандиозных эпических сказаний, проведение сложнейших похоронных обрядов. И наконец, в татарском народе в этих же целях, кроме всего прочего, создавались баиты и мунажаты. Таким образом, мунажаты, создаваемые людьми, оставшимися как бы на грани жизни и смерти, составляют своеобразную и весьма выразительную часть татарского народного творчества. Фатых УРМАНЧЕ, академик. Cчacmьe не дождь Скажите, счастье на кого дождем лилось как из ведра?
Голубок мой, ты вoркуeшь Мой голубок, воркуешь ты, не знаешь про печаль мою, Дорогое дитя мое Я принимаюсь за назым, слеза стоит в моих глазах. Дети мои в разных краях К вам обращаюсь, дети, я, в глазах - кровавая слеза.
Одинокое дерево Я в степь пустынную иду, встречаюсь с деревом одним, Прошла молодость Ах, старость, скажи, спешила куда, Вернулся бы на родину Вспоминая мой край, в думу я погружусь, Веют ветра Ветрам лететь, цветам алеть... Подстрочный перевод Флоры Ахметовой Перевод
Сергея Малышева |