Главная страница > Татарская культура > Наследие и традиции

Наследие и традиции\Татарская культура\Tatarica
Айдар ХАЛИМ \ «Акылга мэдхия» (Песнь разуму) 1994г.

СОВРЕМЕННЫЙ СМЕШАННЫЙ БРАК, ИЛИ КОЛЬЦО БЕЗОТВЕТСВЕННОСТИ

 

В истории человечества основой семьи всегда была любовь. И именно поэтому вступление в брак считалось и продолжает считаться шагом, который по степени своей ответственности занимает в жизни главенствующее место. Впрочем, читатель может лишь отчасти согласиться и задать вопрос: "А разве так уж мало других важных поступков совершаем мы? Разве не является столь же ответственным шагом, например, учеба в школе или поступление в вуз?»

Да, школа - это, конечно, весьма важно, ведь именно там оказывают огромное влияние на процесс формирования личности. Вузовский диплом - тоже не последнее дело. Но ни то ни другое не связано ни с продолжением рода, ни с самым глубоким, самым трепетным чувством - с любовью. И поэтому нет в жизни дела важнее и священнее, чем брак. Ведь все остальное - лишь его последствия. Вступающий в брак должен прежде всего стать гражданином в полном смысле этого слова, патриотом Неба и Земли - Отечества, а не просто обладателем паспорта. В конце концов простительно провалиться даже пять раз на вступительных экзаменах в институте. Но пять раз жениться, или пять раз "провалить" брачный союз?

Мудрость и дальновидность природы, как ни в чем другом, проявляется в одновременности наполнения души молодого человека подлинным гражданским сознанием и обретения им нового чувства - истинной любви. Но все это может состояться лишь при условии гармонического сочетания тех элементов воспитания, которые дают родители, школа, Родина, общество. Это сочетание должно быть настолько глубоким, прочным, чтобы чувство любви к другому человеку находилось в неразрывной связи с любовью к отцу, матери, родным и близким. Одним словом, чтобы по своей значимости было равным с чувством любви к Отечеству.

Мы, пережив период отсутствия какой бы то ни было морали, период лжепатриотизма, безразличия к проявлениям национальной жизни, сегодня не имеем возможности увидеть мужчину, в равной мере готового пожертвовать собой и для прекрасной женщины и во имя родины. Увы, тот пресс, под которым мы жили, привел к формированию огромного числа людей, душевные качества которых не только далеки от упомянутого идеала, но и прямо противоположны ему. Поэтому мы сегодня при всем желании не можем говорить о нашем национальном росте, прогрессе в развитии нашего народа.

Смешанный брак (этот термин появился в семидесятые годы благодаря русской социологии) - явление, существующее столько же времени, сколько существует человечество. Однако для татарской нации оно в том виде, в каком его ныне приходится наблюдать, относительно ново, ему не более 50-60 лет. Появившись при известных социально-политических обстоятельствах в тридцатые годы XX века, оно стремительно развивалось до тех пор, пока не приобрело масштабов холерной эпидемии.

Употребляя термин "смешанный брак" мы, конечно же, прежде всего имеем в виду татарско-русские браки. О них и пойдет речь ниже.

Ныне такие семьи по большой части являются закономерным результатом разрушения традиционной морали и нравственности, следствием уничтожения национальных культур и языков. То, что семья - ячейка общества и зеркальное его отображение в миниатюре, это отнюдь не плод научной мысли Энгельса, который лишь подвел под эту простую истину научную основу. Давайте зададимся вопросами: если мы говорим, что семьдесят лет жили в безнравственном государстве, то какое определение можем дать ячейке общества, которое создало такое государство и жило в нем? Ведь тогда придется и ее, ячейку эту, назвать безнравственной, лишенной морали. И это не будет правдой.

Если даже согласиться со статистикой развалившегося СССР, татар на территории этого государства насчитывается порядка семи миллионов. Какая же часть из них состоит в смешанных браках? Такие данные отсутствуют, поскольку длительное время держащие власть считали, что смешанные браки проблемой не являются. Однако, по моим подсчетам, четверть татарского народа вступила в свое время (и продолжает вступать) в подобные союзы, исключая те татарские семьи, где говорят только на русском языке...

Мы заговорили о нравственности, о морали. Читатель снова задаст вопрос: а можно ли мол, винить в их упадке лишь смешанные семьи? Конечно, нет. Было бы крайне несправедливо так утверждать, хотя бы потому, что нравственные устои изрядно пошатнулись и во многих чисто татарских семьях. Виной тому в первую очередь - ассимиляция, истребление национального духа, русификация, всеобщая уравниловка, приводящие и к такому явлению, как манкуртизм. Это слово, кстати, вошло в русский язык с легкой руки нашего с вами соплеменника, сына татарки Нагимы - писателя Чингиза Айтматова. Поистине парадоксально! Вы только вдумайтесь: этот термин появился на свет из-под пера представителя не колонизаторов, не захватчиков, а человека, вышедшего из народа, подвергнувшегося этой манкуртизации !

Как и всякая другая нация, татары во все времена не обходились без женитьбы на представительницах иных этносов. Такие семьи, будучи основанными, как правило, на истинной любви, улучшали генофонд, обновляли кровь нации. И от нынешних межнациональных браков отличалось столь же сильно, как день от ночи. В те времена они были подобием теина в чае, микроскопическим вкраплением в теле этноса, не уничтожившим его сути и существовавшим как редкое явление. Что же мы видим теперь? Смешанные семьи, форсированное создание которых шло в ногу с государственной политикой слияния наций, служат теперь уже основной причиной лишения народа его национальных признаков, обезличивания, генетического распада. Проблема до того сложна и щекотлива, а наши ученые до сих пор не рискуют заняться исследованиями в этой области. И все же мы обязаны приподнять занавес, обязаны спросить самих себя: что мы отдаем, кому, и за какую цену?

Взаимоотношения татар и русских, издавна проживающих рядом на огромных пространствах Евразии, сложны и полны противоречий. По языку, культуре, религии, образу жизни эти два народа сильно отличаются друг от друга. И в то же время, несмотря на сложнейшие процессы, охватившие всю многовековую историю соседства русских и татар в устном народном творчестве, в фольклоре последних совершенно отсутствует тема уничтожения, захвата, унижения достоинства русского народа, зато в нем есть не одно произведение, повествующее о родстве с ним, о любви между представителями этих наций. Увы, то же самое мы не можем сказать о русском фольклоре.

Дошедшие до нас произведения устного народного творчества татар позволяют с полной уверенностью сказать, что наш народ, который издавна живет на стыке Европы и Азии, никогда не болел столь страшной болезнью, какой является шовинизм. В татарском творчестве речь идет не столько о нациях, сколько о чувстве всепобеждающей любви между их представителями, о равенстве этого чувства. Например, созданный в середине XIX века "Баит о Хаернисе" повествует о женитьбе татарского джигита на русской девушке по имени Маруся. Выйдя замуж, та получает новое имя - Хаерниса. Служители церкви поднимают скандал, появляются становые и чиновники. Хаерниса оказывается в тюрьме. Денно и мощно идут допросы, издевательства. При выходе из тюрьмы девушке раскаленным железом ставят на лоб клеймо. В то же время мулла избивает парня, за то, что тот взял в жены русскую. О чем этот баит? О любви! О чем же еще?! Народный сказитель - баит стоит выше всего во имя любви, во имя этого чувства. Вот о чем пел "гололобый"... К сожалению со стороны Маруси-Хаернисы ни нашлось сочинителя подобного сказания. А жаль...

В своих песнях тех времен, которые были для нашей нации самыми мрачными и тоскливыми, татарин пел: "пусть даже кровь детей будет русской, все равно я назову их татарами". Потому что понимал необходимость знания обеих культур, обоих языков в равной степени. Хотя герои баита, возможно, и грамоте-то не были обучены... Но обоих мы можем назвать великими личностями. И любовь их велика. И потому - легендарна. Иначе и не было бы сказаний, подобных этому. Осмысливая их с точки зрения современности, невольно задумываешься о причинах забвения нашими соплеменниками уроков "Баита о Хаернисе". Почему же появляются новые песни и баиты, повествующие о такой же любви между татарскими парнями и русскими девушками? Почему дедушки и бабушки не могут сказать своим внукам, родившимся в смешанных браках, "татар балам?" Почему эти дети говорят только на русском языке? Почему они воспитываются на своей же родной земле эмигрантами, отчужденными от языка и культуры предков? Сколько же этих "почему"!.. И еще одно, самое главное: возможна ли в наше время такая же, как в том баите, любовь? На истинной ли любви основаны нынешние русско-татарские браки? Соответствуют ли они нашим представлениям о морали, патриотичны ли?

Мы должны найти ответы на все эти нелицеприятные вопросы, пусть даже они будут беспощадными по отношению к окружающей действительности.

Нет, между современными татарами и современными русскими не может быть той любви, о которой идет речь в баите. И в их браках истинной любви, увы, нет. Эти браки аморальны, не патриотичны. Язык? Если бы дело было лишь в нем одном! "В борьбе двух языков побеждает тот, что сильнее," - так говорил Сталин и, надо сказать, далеко при этом заглядывал, понимая, что в условиях тоталитарного режима способен выиграть лишь язык, обладающий статусом государственного. У нас, как известно, все многообразие союзных, автономных республик, прочих национально-государственных образований пребывало под пятой подновленной Российской империи - СССР.

Скажите, много ли вы можете назвать крупных татарских писателей, появившихся на свет в результате межнациональных браков? Ни одного. Так же, как не дали такие семьи ни композиторов, ни поэтов, ни общественных, ни политических, ни тем более религиозных деятелей. Если в этих браках царит Любовь, то где же они, плоды ее?

Основная задача брака - и это аксиома! – продолжение рода, нации. Другими словами, основа его - патриотизм, не имеющий общего не с национализмом, ни с шовинизмом. По этой причине тяга людей одной нации друг к другу - естественное, природное проявление. Но и тут советская империя, перепробовшая все меры для русификации "нацменов", сумела усмотреть политический криминал в виде... национализма. Вы только вдумайтесь!

Растут дети - или русские, или же вовсе безнациональные. Десятки, сотни тысяч. Лица их покрывает серый налет равнодушного манкуртизма, их уже никогда не суждено обелить чувством любви к своему народу. Кого же мы растим? Кого воспитываем? Кого будут растить и воспитывать они, эти дети?

Мы говорим, что в нынешних русско-татарских браках нет любви. Почему же нет? Потому что здесь необходимо обратить внимание на зрелость личности. Но как может созревать личность без собственной нации, школы, культуры?

Не похожи ли наши юные граждане и гражданки на мотыльков, летящих на пламя свечи? Созрели ли они для того, чтобы понять, куда они летят? Нет! Снова нет! Разве человек созревает как личность тогда, когда ему вдруг хочется одним махом отбросить все сомнения, приобретающие очертания отца, матери, родного края, хлеба?

Может ли считаться созревшим человек, если он уже в детском саду вынужден был заговорить на чужом языке, в школе учился на нем же, изучая историю, бесстыдно оболгавшую жизнь родного ему народа, ел сало, колбасу; свинину путал с гусятиной, не слышал на улице ничего кроме семиэтажного мата, день-деньской смотрел как пьют родители, смотрел русское телевидение и кино, слушал русское радио? Ведь ему вдобавок еще внушали, что такая жизнь, такое воспитание - есть нечто самое передовое, правильное и интернациональное... Заканчивает он школу. Едва успев прийти из армии, где ему все-таки растолковали, где "право" и где "лево", объявляет своей избранницей чуть ли не первую из увиденных им в своей жизни девушек, женится на ней на основе одного только понятия: мол, она мне нравится. И поставляет миру новых манкуртов, которые не имеют понятия ни о всечеловеческой", ни о русской (не говоря уж о татарской) культуре. Приходит в мир ни христианин, ни мусульманин, ни татарин, ни русский. За неимением для таких как он, специальной международной религии, он почему-то любит отмечать русские праздники, поскольку праздник – постоянное состояние русской души...

Шовинисты вкупе с интернационалистами растят татарских и полутатарских детей с грудного возраста лишенными родного языка, что открывает в дальнейшем путь к безнациональности и безнравственности. Если раньше перед началом еды за столом произносили "бисмилла", то теперь такие дети и их родители вместо этого уснащают свою скудную речь ругательством. На столе у них вместо чая - водка; айран и молоко уступили место квасу, балиш - салу и колбасе, вместо губадии вы увидите какую-нибудь подходящую закуску вроде соленой капусты. Все это в конце концов приводит даже к изменению физиологического облика, татарский ребенок, всегда вставший с первыми лучами солнца, теперь дрыхнет в выходные до полудня. В быт многих межнациональных семей вошли сквернословие, курение (причем в доме, на глазах у родителей), лень, пустопорожняя болтовня, "интернациональная" музыка, длинные волосы и ногти. Татарскую душу заменила "свободная личность", способная выгнать собственных родителей из дома. Главное - ушел, потерялся язык. Где теперь обычаи татарской свадьбы? Вместо них сегодня за столом звучат истошные крики "горько!" под невиданные доселе у татар поцелуи на глазах у десятков людей.

И появились пресные чужие имена. Эсмеральды, Виолетты... Их рожают жены татар из того аристократического клана, который продал свой родной язык за должности и высокие посты. Татарки же рожают детей, становясь женами людей пусть и других национальностей, но зато обладающих возможностями для удовлетворения их желудочных интересов. Какая же там любовь - там правит материальный интерес! Дети таких родителей - дети безответственности. Я не знаю, какой ущерб нанесли русским браки с татарами, но с уверенностью могу сказать, что для подсчета тех потерь, которые понесли татары, не хватит и жизни...

Родной язык, родная нация, Отечество, родной воздух... Доступны ли эти понятия разуму 18-20 летнего юнца, воспитанного на чужом языке, на чужой психологии. Чаще всего оно дитя советской школы, просто еще не успело - обо всем этом задуматься. Но уже кричит слабо, протестующим родителям: "Она мне нравится, не лезьте!" И вот на пальце уже красуется кольцо. Кольцо безответственности. А из жизни уходит самое святое - уходит любовь. Где ты, Любовь? Где, в каком швейцарском банке хранится золото, за которое продали тебя, любовь Халила и Галиябану?

"Наши мужчины - не те", - иной раз сетуют женщины - татарки. Послушав их, можно подумать, что те - русские, за которыми они замужем, до того уж хороши - ну, просто с утра до вечера не встают с молитвенного коврика, молясь о долгой жизни для татар. Отбросив сарказм, замечу что все-таки есть, наверное, такие и среди русских. Хочется в это верить, но должен сказать, что в моей жизни они мне почему-то не встречались. Зато перед глазами часто предстают когда-то увиденный образ старушки-татарки, которую русская невестка выгнала из дома. "Это же дитяти моего сына... Даже и русская - пусть! Хорошая она, хорошая..." Окажись в доме такой семьи - не звучат там ни родная речь, ни песни. Духовное уродство детей таких супругов запланировано. Сколько жизней искалечено за семьдесят лет, сколько распалось семей, сколько было детских болезней? О, Аллах!..

Заведующая челнинским ЗАГСом София Файзуллина предоставила мне ряд любопытных статистических данных. В 1992 году было заключено 3209 браков, в том числе 1400 - смешанных. В них родится, самое меньшее, 1400 "русских" детей, браков между русскими и татарами - 530. Один из шести. Межнациональных браков между представителями народов, близких по культуре и языку - 540. Не близких - 537.

Да, число русско-татарских браков не уменьшается. Об этом говорит София-ханум, об этом гласят и сухие цифры статистики. В декабре 1992 года из 226 зарегистрированных браков 86 были чисто русскими, 60 - татарскими, 40 - русско-татарскими, 40 - между юношами и девушками других национальностей.

Нет, мы не выступаем категорически против смешанных браков. Но они не должны способствовать потере национального лица нашего народа. Пусть любовь принесет обновление и расцвет всем нациям. По моему мнению, в таком многонациональном государстве, каким является Татарстан, должен быть принят специальный закон, согласно которому каждый из вступающих в смешанный брак супругов обязался бы дать своим детям знание культуры и языка обоих народов. Подписи под таким обязательством стали бы обещанием не прерывать той нити, которую передавали из рук в руки десятки поколений.

Нет, мы не призываем расторгать смешанные браки. Пусть живут, пусть будут счастливы. Мы лишь хотим объяснить ту степень ответственности, которую несут эти люди перед обществом, родным языком и народом. Эпидемию появления на свет людей без рода и племени - вот что мы хотим запретить.


Книга «Акылга мэдхия» (Песнь разуму) 1994г.

Hosted by uCoz