Главная страница > Татарская культура > Религия

Религия\Татарская культура\Tatarica
Руслан ИБРАГИМОВ \ "Восточный экспресс" №5 (106) 7.02.2003г

КУРБАН-БАЙРАМ ПРИ СТАЛИНЕ
В 1945 году солдаты благодарили Аллаха

 

В предстоящий вторник, 11 февраля, мусульмане будут праздновать Курбан-байрам.

Он стал неотъемлемой частью жизни татарстанского общества и даже приобрел статус официального праздника. Однако еще каких-то 14 -15 лет назад в бывшем СССР подобные проявления религиозности расценивались как приверженность к враждебной идеологии. Как известно, в годы Советской власти все конфессии находились в опале, так как власть предержащая видела в религии своего конкурента в плане влияния на умы и настроения людей.

Правда, в некоторые особенно тяжелые периоды истории Советского государства власти были вынуждены смягчать свою политику в этом вопросе, что сразу же отражалось на религиозной активности населения. Ярче всего это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Жесткий контроль, установленный сталинским режимом над всеми сторонами общественной жизни, в том числе духовной, в условиях войны был невозможен. Поэтому неудивительно, что в эти годы многие верующие стали открыто посещать молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя запреты и ограничения.

Не стала исключением в этом отношении и Татарская АССР.

Пик религиозной активности населения нашей республики пришелся на 1945 год. Тогда в республике необычайно торжественно и широко прошло празднование Курбан-байрама. Из отчета уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров ТАССР следует, что 15 ноября в Казани в праздничном намазе (проходившем в шести местах, хотя зарегистрированной в органах власти была только одна мечеть и община мусульман) приняли участие ориентировочно 24 - 25 тысяч человек. Причем половину из них составляли молодежь и люди среднего возраста! В мечети Марджани - единственной официально действовавшей мечети Казани - на праздничный намаз собрались около 12-13 тысяч человек! Мечеть не могла вместить такого количества верующих, и поэтому большая часть людей молилась на близлежащих улицах.

Среди пришедших были и люди в военной форме, которые стали не только участниками богослужения, но и сами исполняли обряд жертвоприношения. Военнослужащие и демобилизованные объясняли свой поступок тем, что на фронте они дали слово - назерайту: если останутся живыми, то обязательно принесут жертву - курбан, благодаря таким образом Аллаха.

Тогда же, в 1945 году, в празднике участвовало много детей и женщин. Для представительниц слабого пола был даже проведен молебен 17 ноября в мечети Марджани. В этот день почти во всех деревнях республики также были проведены богослужения в частных домах и на кладбищах. А в деревне Кляшево Тетюшского района один из обрядов жертвоприношения исполнил председатель колхоза!

Долгожданная победа, радость возвращения домой победителей, за спасение жизней которых молились их родные и близкие, переоценка духовных ценностей за годы войны - все это, вместе взятое, и определило необычайно высокий религиозный подъем в первый послевоенный праздник Курбан-байрам. Многие годы спустя подобной массовости среди верующих уже не наблюдалось...

 

Hosted by uCoz