В предстоящий вторник, 11 февраля, мусульмане будут праздновать Курбан-байрам.
Он стал неотъемлемой частью жизни татарстанского общества и даже
приобрел статус официального праздника. Однако еще каких-то 14 -15
лет назад в бывшем СССР подобные проявления религиозности расценивались
как приверженность к враждебной идеологии. Как известно, в годы Советской
власти все конфессии находились в опале, так как власть предержащая
видела в религии своего конкурента в плане влияния на умы и настроения
людей.
Правда, в некоторые особенно тяжелые периоды истории Советского
государства власти были вынуждены смягчать свою политику в этом вопросе,
что сразу же отражалось на религиозной активности населения. Ярче
всего это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Жесткий контроль,
установленный сталинским режимом над всеми сторонами общественной
жизни, в том числе духовной, в условиях войны был невозможен. Поэтому
неудивительно, что в эти годы многие верующие стали открыто посещать
молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя запреты и ограничения.
Не стала исключением в этом отношении и Татарская АССР.
Пик религиозной активности населения нашей республики пришелся на
1945 год. Тогда в республике необычайно торжественно и широко прошло
празднование Курбан-байрама. Из отчета уполномоченного Совета по делам
религий при Совете Министров ТАССР следует, что 15 ноября в Казани
в праздничном намазе (проходившем в шести местах, хотя зарегистрированной
в органах власти была только одна мечеть и община мусульман) приняли
участие ориентировочно 24 - 25 тысяч человек. Причем половину из них
составляли молодежь и люди среднего возраста! В мечети Марджани -
единственной официально действовавшей мечети Казани - на праздничный
намаз собрались около 12-13 тысяч человек! Мечеть не могла вместить
такого количества верующих, и поэтому большая часть людей молилась
на близлежащих улицах.
Среди пришедших были и люди в военной форме, которые стали не только
участниками богослужения, но и сами исполняли обряд жертвоприношения.
Военнослужащие и демобилизованные объясняли свой поступок тем, что
на фронте они дали слово - назерайту: если останутся живыми, то обязательно
принесут жертву - курбан, благодаря таким образом Аллаха.
Тогда же, в 1945 году, в празднике участвовало много детей и женщин.
Для представительниц слабого пола был даже проведен молебен 17 ноября
в мечети Марджани. В этот день почти во всех деревнях республики также
были проведены богослужения в частных домах и на кладбищах. А в деревне
Кляшево Тетюшского района один из обрядов жертвоприношения исполнил
председатель колхоза!
Долгожданная победа, радость возвращения домой победителей, за спасение
жизней которых молились их родные и близкие, переоценка духовных ценностей
за годы войны - все это, вместе взятое, и определило необычайно высокий
религиозный подъем в первый послевоенный праздник Курбан-байрам. Многие
годы спустя подобной массовости среди верующих уже не наблюдалось...