Главная страница > История

История\Tatarica

Резеда ДАУТОВА. "Восточный экспресс" №10(17) 16 марта 2001 года

Белая мечеть притягивала паломников

Елабужан убедили: их городу 1000 лет

 

Вот тебе, дорогой читатель, головоломка: жители Елабуги в 1980 году торжественно отметили 200-летие своего города, но в ближайшее десятилетие в старинную Алабугу вновь придет юбилей - уже 1000-летний! Как такое могло случиться?

По этому поводу возникают самые разные мысли: то ли пример Казани оказался заразительным, то ли такая мода сейчас по Татарстану пошла - каждый город стремится заявить о своем возрасте: чем древнее, тем лучше. Так или иначе, самое объективное - научное - объяснение могут дать только историки. Для Института истории АН РТ определение возраста ранних населенных пунктов - одно из основных направлений деятельности на сегодняшний день. Тем более что на примере Казани отработана новая методика - комплексный подход, в основе которого лежит прежде всего тщательный отбор археологических материалов и подведение их в определенные хронологические рамки. Средневековые города X - XII веков, как правило, мало зафиксированы в письменных источниках, и в этом их главная специфика - так считают наши ученые. Ни один средневековый город не имеет точной даты возникновения, в том числе и Москва. Поэтому долгие годы дату первого упоминания о них в письменных источниках ошибочно воспринимали как дату их основания.

Как говорит автор этой методики Фаяз Хузин, татарстанские историки слишком поздно взялись за это дело в отличие от многих российских городов. Как результат - празднование недавних 15-летних юбилеев Альметьевска, Нижнекамска, Лаишева. А ведь при тщательном изучении истории этих населенных пунктов с привлечением документов и археологических материалов оказывается, что, например, Лаишево существовало уже в XI веке.

Так же получилось и с Елабугой, исторический отсчет которой велся с 1789 года- когда Екатерина II приняла специальный Указ - село Трехсвятское получило статус города. Хотя самые ранние упоминания о Алабуге можно было найти в источниках периода Казанского ханства, а позднее упоминания села, а затем и города Трехсвятское всегда сопровождалось ссылкой на Елабугу. О Елабуге говорится и во многих фольклорных источниках. Поэтому-то местные краеведы и историки долго не могли успокоиться, принимая 200-летие как очень условную дату. И правильно делали.

 

С легкой руки Альфреда Хасановича Халикова, копавшего на Елабужском Чертовом городище в 1993 году, татарстанские ученые впервые заговорили о возникновении на этом месте булгарского укрепленного поселения еще в XI - XII веках. Последние годы раскопки вел здесь ученик Фаяза Хузина - Альберт Нигамаев, который обнаружил следы древнего домонгольского пригорода уже в историческом центре современного города. Кстати, любопытный факт -еще в 1911 году в самом центре Елабуги нашли небольшой клад, предметы которого датировались XI - XIII веками. Но как это часто бывает, не обратили особого внимания, посчитав находку случайной. На сегодняшний день, не считая единичных оригинальных находок, самый массовый археологический материал - это керамика, причем хорошо датирующаяся. Такую посуду, по заключению ученых, делали местные жители, пришедшие сюда с Верхнего Прикамья. В этом году в посаде раскопали джучидскую монету, китайский селадон, кашинную керамику XIV века. Главная сложность для археологов - не удается расчленить культурные слои в "чистом" виде. Но Хузин надеется, что все же это удастся, и тогда стратиграфия Елабуги сложится точно так же, как в Казани.

Почему наши предки облюбовали это место? Здесь проходил Камский, или Северный, пушной путь -ответвление от Великого Волжского пути. Вдоль его и возникают поселения булгар... Здесь жили умелые торговцы, хорошие ремесленники. Елабуга была и военной крепостью, и торговой факторией, кроме того, играла роль культового и административного центра. Хотя занимала территорию небольшую - всего три гектара, а потом разрослась за счет пригорода. Как считают историки, город существовал и в эпоху Золотой Орды, а захирел после завоевания Иваном Грозным. Постепенно Елабужское городище стало разрушаться (до нас сохранилась лишь одна его башня). Но само место, почтительно называемое в народе Ак мечеть - Белая мечеть, долгое время притягивало мусульманских паломников. Пока не появился здесь Троицкий мужской монастырь. В прошлом году археологами были выявлены места массового захоронения христианского типа...

Одним словом, сегодня у историков достаточно доказательств 1000-летнего возраста Елабуги. Казалось бы, местному населению остается только радоваться. Однако, по словам заместителя директора Института истории АН РТ Рамиля Хайрутдинова, ученым и администрации города пришлось сильно поработать, чтобы переломить укоренившееся здесь мнение, что Елабуга - российский уездный центр, основанный Екатериной II. Последние полтора года ушло на то, чтобы елабужане узнали как можно больше об истории своего города: проводились различные конференции, выпущена книга, снят фильм.

 

А буквально на днях ученые Татарстана вернулись из Москвы - отвезли в Институт археологии Российской академии наук материалы по Елабуге. После получения окончательного заключения президиум Академии наук РТ решит вопрос о конкретных сроках празднования 1000-летнего юбилея древней Алабуги. И начнется для города новый виток истории - развитие реконструкции и реставрации, городских инфраструктур, привнесение инвестиций в гостиничный и туристский бизнес.


Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №10(17) 16 марта 2001 года


Rambler's Top100
Hosted by uCoz