Главная страница > Регионы > Татарско-Башкирский Культурный Центр (Германия)

Татарско-Башкирский культурный центр

Венера Вагизова

Начинать с колыбели
К вопросу о татарском национальном воспитании

 

Сейчас, когда в республике идёт усиленная полемика на тему: нужен ли нам татарский язык, и, если да, то в какой мере, нелишне было бы подумать, с чего же начинается наша самоидентификация как татар. Я в принципе далека от мысли пропагандировать оголтелый национализм, но наша самореализация, самоосуществление, как отдельно взятых личностей, так и всего народа, определяется тем, насколько татарами или нетатарами мы себя ощущаем. Ведь никто не будет обвинять в национализме русских, украинцев, казахов или эстонцев только за то, что они поют свои песни, говорят на своём языке, читают детям свои сказки и рассказывают о своей истории. Национализм начинается там, где нация (неважно, какая) возносится над другими нациями, именно её история становится якобы определяющей в мировой истории, нежелание сосуществовать с другими, живущими рядом народами, и признавать их право на подобное же существование (пример тому мы наблюдаем в сегодняшней Латвии, когда у русскоговорящего населения, десятилетиями, если не больше, жившего там, отбирают право учиться на своём языке - пример, не достойный подражания). А мы нередко добровольно отказываемся от этого права, держа в руках такое сокровище - свой язык - и не пользуясь им, отталкивая подарок судьбы: иметь возможность в естественной среде реализовать себя как татарский народ и заботиться о своём языке. Но язык - это лишь одно из проявлений того, что называется национальное (не путать с националистическим) самосознание и воспитание.

Национальность человека определяется не его волей, а укладом его инстинкта, его внутреннего творчества, его бессознательной духовности. Сыном или дочерью какого народа является человек зависит от того, как у него проявляются чувство чести, долга, доброта, как и что он поёт, пляшет, как он читает стихи, как любит свою семью, кто его любимые герои сказок, народные герои. И всё это не есть продукт его воли и сознания сегодняшнего, но продукт его подсознательного духовного уклада.

Бороться с национальным обезличеньем наших детей мы должны именно на этом пути. Но возможным это будет только в том случае, если каждый поймёт и проникнется мыслью, что в его семье никто другой кроме него самого этого не совершит: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём восхищение, чувство красоты, чести, любознательности, великодушие, жажду подвига, были национальными. Чтобы дети думали по-татарски, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих булгарских и татарских предков и всей душой приняли бы историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы имена и дела народных героев, просветителей, сказителей трепетом отзывались в их душах. Имея в семье источник таких настроений (а смешанные семьи - не исключение) и получив такой духовный заряд ещё в дошкольном возрасте, наши дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных патриотов своего народа. Пример тому - татарские диаспоры по всей России и по всему миру, потому что они состоят из людей, получивших подобную закалку в детстве; те, кто её, увы, не получил, даже при наличии татарской родословной, имени и фамилии, духовно перестают быть татарами, нередко стесняясь своей национальной принадлежности, и не вступают в контакт с соплеменниками.

Есть несколько фундаментальных камней, на которых покоится воспитание и обогащение национального самосознания: язык, песня, сказка, рассказы о героях, поэзия, история...

Язык - это первейшее и важнейшее сокровище, через него открывается путь к другим кладезям народной мудрости. Язык вмещает в себя таинственным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад, творческий потенциал и замысел народа. Всё это ребёнок должен буквально получить с молоком матери. Наиважнейший момент: нужно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребёнка (это происходит на третьем, четвёртом году жизни) совершалось на татарском языке. При этом важно не то, на каком языке могут говорить в присутствии ребёнка - это могут быть самые различные языки, - а то, на каком языке говорят непосредственно с ребенком, обращаются к нему, побуждая его выражать собственное состояние именно на этом языке.

Поэтому пусть умерят свой пыл те родители, которые вознамерились учить ребёнка языкам чуть ли не с пелёнок. Бесспорно, раннее обучение - хорошо, но во всём должна быть мера. И очередь другого языка придёт тогда, когда ребёнок серьёзно заговорить на родном языке. Пусть и в дальнейшем в семье царит культ родного языка: чтение детям перед сном вслух, беседы о родном языке - его красоте, богатстве, величии, выразительности, творческой неисчерпаемости.

Музыка, песня - это дитя должно слышать ещё до рождения, а затем - в колыбели. Пение матери принесёт ему первый душевный вздох. Татарская песня прекрасна, переливчата, искренна. Она несёт в себе отпечаток всей великой и глубокой истории народа, любовь, утешение. Пусть дома всегда звучат татарские мелодии.

Сказания, предания, баиты, сказки - они будят и пленяют мечту. Они дают ребёнку первое ощущение героического - чувство испытания, опасности, призвания, подвига, победы. Они учат мужеству и верности, учат отличать доброе от плохого, правду от лжи. Воспитание национального самосознания неполно без национальной сказки. Ребёнок, никогда не грезивший, слушая сказки своего народа, легко поддаётся ассимиляции и утрачивает свою национальную самоидентификацию в духовном смысле.

Рассказы о национальных героях (будь то защитники Булгар, Казани или герои Великой Отечественной), образы героизма пробудят в ребёнке волю к доблести, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; принадлежность героев к его народу даст ему непоколебимую веру в духовные силы своей нации, а национальный герой ведёт свой народ даже после смерти. Вот это и есть школа национального характера.

Книги, труды писателей и поэтов: самый яркий пример - это наша национальная гордость Габдулла Тукай, певец татарского народа. Его поэзия - это мудрость, нашедшая отражение в прекрасных образах, ставших музыкой. Ребёнок, выросший на поэзии Тукая, никогда не сможет перестать быть татарином. По мере взросления ребёнка надо приобщать к другим видам национального творчества: музыке, живописи, прикладному искусству, орнаменту ( и уж тут наши тюбетейки, калфаки, сапожки держат пальму первенства), театру, архитектуре, а то и религиозной культуре (не надо бояться этого слова, но и не стоит впадать в крайности исступлённого религиозного фанатизма; религия - тоже часть народной культуры; жаль, что некоторые амбициозные и недобросовестные люди используют религию как козырную карту в своих политических устремлениях, а между тем религия - это тоже кладезь мудрости, музыки, поэзии, традиций и культуры).

Что касается истории, нужно уметь дать ребёнку понять, что он - татарин, сын великого татарского народа, потомок не менее великого булгарского народа; за его плечами - величавая и трагическая история, расцвет, страдания и крушения и - вновь стремление к подъёму. Необходимо дать ребёнку почувствовать, что история его народа есть источник живой мудрости и силы.

При этом - и это самое важное - национальное самочувствие ребёнка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от самоунижения. Изучая историю, не стоит избегать слабых сторон национального характера, но в то же время указывать на источники национальной силы и славы. История учит духовному преемству, а историк, становясь между прошлым и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, понимать его путь, любить его и верить в его призвание.

И конечно, достойное сосуществование с другими народами, взаимное уважение - всё это поднимает на высоту любой народ, не опускающийся до деления на перво- и второсортные народы, дающего другим также свободно самореализовываться и поддерживая их в этих устремлениях. Такой должна быть идея национального воспитания, необходимая каждому духовно здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этой идеи, и при том в форме возрастающей одухотворенности, национального благородства и межнациональной справедливости. Только так возможно сохранить священное начало Родины и одолеть такие пороки как больной национализм и всеразлагающая ассимиляция.

Венера Вагизова

 

Hosted by uCoz