Главная страница > Татарский мир > Политика

Политика\Татарский мир\Tatarica
Ровель КАШАПОВ, восточный экспресс

"БОЖЬИ ВОИНЫ"
Недолго они были союзниками большевиков

 

8 марта 1918 года тишину Казанского кремля нарушили звуки духового оркестра: "Вы жертвою пали в борьбе роковой..." Напротив башни Сююмбике толпился народ. Предавалось земле тело сардара (предводителя) "божьих воинов" общества волжско-булгарских мусульман Гайнана Ваисова. Он был убит "забулачниками" в своей штаб-квартире в Старо-татарской слободе.

Революционный штаб казанского совета рабочих и солдатских депутатов объявил однодневный траур. В этот же день по приказу штаба на башне Сююмбике был водружен исламский полумесяц.

Кто же он, Ваисов? Какими "божьими воинами" руководил? Почему большевики воздали ему такие почести?

Фактически "божьи воины" - это мусульманская секта, носившая, скорее, протестантский характер и в определенной мере имевшая сходство с гуситским движением в христианском мире. Ваисовское движение возникло после крестьянской реформы 1861 года. Его родоначальником стал мулла Багаутдин Ваисов. Образование он получил в Бухаре. В 1862 году Ваисов провозгласил себя дервишем нового учения "Освобождение ислама". В своих проповедях он критиковал иерархию мусульманского духовенства и вывел своих сторонников из подчинения муфтияту. Выдвинул и ряд социальных требований. В частности, предлагал отменить различные налоги для потомков булгар, а оставить только земельный - восемь копеек за десятину.

Идеи Ваисова распространились на мусульманские регионы Российской империи. Он основал автономное духовное управление, религиозную школу "Мектебе гыйрфан" ("Школа воспитания"). Однако вскоре последовали репрессии. Многие "божьи воины" были сосланы в Сибирь. Самого Ваисова арестовали в 1884 году, он умер в психиатрической больнице. Роль лидера перешла к его сыну Гайнану (на снимке). В 1905 году тот обратился в высшие органы власти империи с "всеподданнейшим прошением", в котором назвал себя "наследником булгарских владений, потомком благородных князей". Он утверждал, что молитвенный дом его отца на Большой Симбирской улице в Казани в 1884 году был разгромлен чиновниками, а имущество конфисковано. Среди вещей назывались древние рукописи, священные книги, подлинная родословная булгарских ханов, их письма.

Гайнан Ваисов в сочинении "Суть философии дервишей" изложил основы учения отца. Он продолжил его развитие в контексте событий, происходивших в России. Учение стало приобретать социалистические элементы. В политической программе движения декларировалось равенство всех граждан России, свобода слова и совести, право на создание профессиональных союзов и проведение забастовок. Суверенитет народа рассматривался как средоточие всей верховной государственной власти в руках народа. Предусматривалось пропорциональное представительство национальных меньшинств в законодательных органах, а также проведение референдумов по принятию важнейших законов. Предусматривалась социализация земли, фабрик и заводов. Каждый крестьянин, по идее Ваисова, должен был наделяться таким количеством земли, которое он сможет обработать без использования наемного труда. Провозглашался принцип добровольности при защите Отечества. Словом, в программе ваисовцев удивительным образом сочетались исламское мировоззрение и светские установки. Именно это привело их в 1917 году в лагерь союзников большевиков, но сделало противниками адептов национальной идеи.

Гайнан Ваисов как оратор имел успех у слушателей. Он был знаком и вел переписку с Львом Толстым, который называл его братом. Великий русский писатель в своем письме секретарю журнала "Мусульманин", говоря о ваисовском движении, сравнивал его с "бабидским" движением в Персии:
"...Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя "божьим полком", или по имени своего основателя - ваисовцами. И та, и другая секты представляют собою движение вперед магометанства. К освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве, как "новой религии", гораздо меньше, чем во всех других больших религиях". Он был союзником большевиков в их противостоянии с татарскими националистами. Но пройдет три года, и большевики расправятся с "божьими воинами", как и с другими союзниками по революционной борьбе...

После смерти Гайнана Ваисова на роль лидера - "сардара" выдвинулся его брат Газизян. Личность авантюрная. Во всевозможных инстанциях большевиков он представлялся руководителем многочисленных "божьих воинов". При этом демонстрировал фотографию (а на самом деле фотомонтаж), где он якобы снят вместе с вооруженными. "башибузуками". Весьма занятно видеть на страницах газет того времени, как наряду с приказами революционного штаба публиковались в плохом переводе с татарского приказы Ваисова о мобилизации "божьих воинов булгарских мусульман". Хотя на самом деле сторонников Ваисова насчитывалось всего лишь несколько десятков человек. Дело доходило до курьезов. Казанские большевики с недоумением получали телеграммы из Москвы об оказании содействия Ваисову в отправке 2500 "булгарских мусульман" для пополнения украинской милиции...

В 1923 году постановлением ОГПУ общество "волжско-булгарских мусульман-ваисовцев" запретили, "как ставящее своей целью создание Булгарской народной республики", а сардара - Газизяна Ваисова - сослали на Соловки на 10 лет. После освобождения он некоторое время жил в Узбекистане, но в 1940 году его вновь репрессировали. Схожая участь постигла многих оставшихся в живых "божьих воинов", которые успели основать в чистопольском кантоне деревню Янги Булгар (Новый Булгар). Еще один из братьев Ваисовых, Гаян жил в Вильнюсе, где владел кондитерским магазином.

Демократические процессы современности породили неожиданные формы общественной активности, некоторые из которых напоминают "дела давно минувших дней". В общественной жизни Татарстана в конце 80-х - начале 90-х годов заметную роль играло общество "Булгар аль-Джадид" ("Новый Булгар"), в которое входили достаточно известные деятели науки и культуры республики. В частности, композитор Луиза Батыркаева, которая стала называть себя Луизой Булгари, историк Фархад Нурутдинов. "Булгар аль-Джадид" издавал историко-культурный вестник "Болгар иле". В основе деятельности общества лежали выхолощенные идеи ваисовского движения. Главная цель для "булгаристов" - возвращение татарам (или тем из них, кто этого желает) национального определения - булгары.

Долгое время могила Гайнана Ваисова, который был перезахоронен у ЦПКиО им. Горького, находилась в забвении. Лишь в 1989 году члены общества "Булгар аль-Джадид" установили на ней памятник.

Hosted by uCoz