В этом номере публикуются следующие материалы:
- Сто лет одиночества. Писатель Туфан МИННУЛЛИН подводит
итоги ХХ века.
- Суперэтнос меняет кожу. Татарскую нацию ждет спокойная
старость?
Сто лет одиночества
Писатель Туфан
МИННУЛЛИН подводит итоги ХХ века
-Туфан
Абдуллович, вы согласны с тем, что XX век - это татарский ренессанс?
- Я скажу больше. В XX веке высвободились все интеллектуальные и творческие
ресурсы, которые татары не могли реализовать несколько столетий. Это был своеобразный
прорыв плотины.
- Что, по-вашему, послужило катализатором?
- Русские революции начала века. Сейчас принято к ним относиться не очень хорошо.
Но, объективно, татарам принес пробуждение 1905 год. До этого времени наш народ
находился как бы в законсервированном состоянии. И не только потому, что существовало
имперское давление, препятствовавшее развитию национальной общественной мысли.
Татары сами инстинктивно избегали всего нового, жили замкнуто, в добровольной
изоляции. Вся интеллектуальная жизнь нации происходила, по сути, в мечетях и
медресе. Такая модель поведения народа помогала ему сохраниться. В этом был
плюс. Но было и очень много минусов - отсутствие прогресса, рутина, устаревшие
формы обучения.
И все же то, что происходило в России, не могло обойти татар. В начале
века появились молодые люди, понимавшие, что нации больше нельзя стоять
на месте. Тукай,
Фатих
Амирхан, Гаяз Исхаки и другие начали творить почти одновременно. Вот
тогда плотину прорвало. И все, что накопилось за столетия, выплеснулось
наружу - благодаря этим реформаторам. Они были больше чем просто писатели.
Все это продолжалось где-то до 1913 года. Потом российские реакционные
силы снова начали давить, но дело зашло так далеко, что повернуть процесс
вспять было уже невозможно. Тогда появились первые татарские революционеры,
например Хусаин Ямашев. И татары уже не были изолированы от происходящего
в стране.
- Согласно этой логике, 1917 год - это тоже хорошо?
- У нас сейчас модно говорить, что это не революция, а какой-то переворот. Я
с этим не согласен. Для татар это была самая настоящая революция, и они ее поддержали
прежде всего потому, что большевиками было обещано самоопределение наций. Именно
поэтому появился Мулланур Вахитов, именно поэтому воевали татарские полки. Но
для Ленина это был всего лишь тактический ход. Он был гениальный человек и,
дав народам возможность создать свои республики, сумел сохранить империю, хотя
бы и в другом виде.
Татарские большевики не просто хотели социального равенства, они еще больше
желали национальной свободы.
- Но это их в конце концов и погубило.
- По большому счету - да. Создание пусть и автономной, но своей национальной
республики дало татарам, особенно интеллигенции, второе дыхание. Сталин посчитал,
что они начинают представлять опасность, и в 1932 году стал бороться с так называемой
"султангалиевщиной". Я думаю, что для Москвы на самом деле это была
лишь предполагаемая опасность развала империи.
Но, несмотря на репрессии, рождались новые поколения, люди говорили о Тукае,
размышляли об истории татар. Хотя она еще не была написана. Существовала лишь
официальная версия, где нам было выделено место дикарей и кочевников. Многие
даже верили в то, что до революции у татар отсутствовала своя письменность.
- А каково в этой истории место вашего поколения?
Если разобраться, вы - татарские шестидесятники.
- Да, мы формировались в хрущевскую оттепель. Это было странное время для татар.
С одной стороны, Хрущев дал возможность свободнее дышать, но в то же время он
же был и душителем всего национального. При нем закрывали татарские школы и
газеты. Он заявлял, что при коммунизме все будут говорить только на русском
языке.
Но мы успели получить хорошее образование на родном языке. Я думаю, что страсть
к учебе у татар вообще в крови. Наше поколение мыслило уже по-новому. Многие
из нас учились в Москве и попали там в среду шестидесятников. Мне, например,
довелось участвовать в полуподпольных литературных чтениях Твардовского в театральном
училище, читали поэму "Василий Теркин на том свете".
Мы стали думать и писать свободнее, хотя и не выходили за пределы дозволенного.
Но в любом случае оттепель породила новую, более свободную татарскую интеллигенцию.
И поэтому в пятидесятые-семидесятые годы у нас появилось столько замечательных
писателей, поэтов и артистов.
Я тоже понимал во время оттепели надо что-то делать, как-то участвовать в происходящем.
Тогда я и начал писать. Для меня это была моя личная политическая акция. Мне
было двадцать лет.
- Кто из татар XX века больше всего повлиял на
ваше мировоззрение?
- Достаточно сложно ответить. По большому счету, моим главным учителем всегда
была жизнь.
Но есть великие имена, которые много значат для любого татарского писателя.
В какой-то момент я стал осмысленнее читать Тукая - но это были уже не те безобидные
его стихи, которые проходят в школе, а более глубокие произведения. В свое время
буквально переворотом для моего сознания стало произведение Гаяза Исхаки, в,
котором он предсказывал гибель татарской нации в 2000 году. Я прочитал его еще
в советское время, когда имя этого писателя было под запретом. Помню, книгу
удалось купить на рынке, написана она была арабской графикой. Я ее читал, и
мне было страшно. Эту книгу я потом передал в музей Гаяза Исхаки.
Мне были очень интересны Хасан Туфан, Шариф Хусаинов, тогда еще молодой Аяз
Гилязов.
- Татарские писатели пытались как-то выступать
в защиту национальных интересов при Брежневе?
- Выступать против происходящего нам было не по силам. Выражать свой протест
было невозможно. Хотя где-то мы и старались. Я написал пьесу "Мужчины"
и в ней устами одного из героев сказал: "Я хотел дворцы людям строить,
а мне говорят, что нужны бараки. А я не хочу". Трудно представить, но тогда
это была смелая мысль.
В это время я написал "Альмандар из Альдермеша". Там есть персонаж
Смерть. Ее номер - 1550. Назвать цифру 1552 - год гибели Казанского ханства
я не рискнул, но именно это имел в виду.
- А вы были готовы к тому, что произошло в начале
девяностых?
- Для меня это не было неожиданностью. Многие, и не только я, были внутренне
готовы. Было ясно, что не может так больше продолжаться.
Что бы там ни говорили, горбачевская демократия, пусть и ограниченная, тоже
дала импульс татарам. В процесс впервые была вовлечена не только национальная
интеллигенция, но и весь народ. Суверенитет Татарстана - это его заслуга. А
у наших руководителей просто хватило мудрости не сопротивляться ходу событий.
Среди татар какое-то время царила эйфория, и вдруг в самом конце XX века Москва
испугалась, что дала нам слишком много свободы. Но сохранить Россию мы можем
только сообща. Неприятно, что XXI век мы встречаем в положении неопределенности.
- Как вы считаете, могут ли сбыться предсказания
Исхаки, о которых только что шла речь?
- Эта мысль есть сейчас у многих. Перспектива действительно часто кажется мрачной.
Народ многое потерял, особенно в плане языка. Но в то же время я смотрю на вещи
оптимистически.
Бывают возрастные явления и болезни. У наций, наверное, это происходит так же,
как и у людей. А выздороветь мы должны. У нас же тысячелетняя литература, и
это никуда не денешь. Такие корни не могут быстро исчезнуть. Я думаю, народ
переболеет. Тем более что есть признаки выздоровления и в народе, несмотря ни
на что, сохраняется здоровый стержень. И это не дает мне повода к мрачным прогнозам.
Уверен, что Аллах нам поможет и предсказание
Исхаки не сбудется. Точнее, это даже не предсказание, а предупреждение.
Эту форму употребляли многие татарские писатели и поэты. Тукай тоже когда-то
писал, что татарам нечем гордиться, кроме своей бороды. Но это не сатира,
а боль.
- Последние десять-пятнадцать лет наших людей
не интересует серьезная литература, они делают свой выбор в пользу массовой
культуры, шоу-индустрии. Разве это не верный признак угасания нации?
- А что, скажите, сегодня осталось у русского народа? В музыке, в театре? Шлягерная
культура сейчас доминирует во всем мире.
- Что же делать в этой ситуации?
- Разве мы чем-то хуже или лучше других? Татары такая же нация, как и все остальные.
Если хотите, у нас тоже должны быть и хулиганы, и преступники. Отход от этнической
культуры не только наша проблема, это общемировая болезнь. Сейчас жесткое время:
компьютеризация, бешеные ритмы жизни, отчуждение человека от природы. У людей
ни на что нет времени. Раньше пьесы были у нас по пять актов, сейчас - по два.
Или возьмите отношения между мужчиной и женщиной: "Ты меня любишь? Пошли!"
Все кончится или катастрофой, или возвратом к корням. Вообще, на мой взгляд,
высшая форма существования человечества - язычество, гармония с природой. А
сейчас мы максимально от него ушли и идем к дикости, как это ни парадоксально.
Мы, татары, всем этим переболеем. Но поскольку мы не такой многочисленный народ,
то и опасность смертельного исхода для нас несоизмеримо выше
- Вашему оптимизму хочется позавидовать.
- Так ведь сдаться морально легче всего.
Ринат БИЛАЛОВ
"Восточный экспресс" №1 , 2000 г
Обсудить
в форуме
Суперэтнос меняет кожу
Татарскую нацию ждет спокойная старость
Долго ли
протянет наша цивилизация? Какое будущее у различных народов, живущих
на нашей планете? Может ли наша республика жить без России? На эти и многие
другие вопросы можно получить интересный ответ в книге "Процессы
этногенеза во всемирной истории", которую написал челнинец, физик
по образованию Рубин Сайфуллин. Он вывел цифровой алгоритм развития
различных наций, что позволяет делать некоторые выводы о будущей судьбе
этносов, населяющих старушку Землю. С писателем разговаривает собкор "ВЭ"
в Набережных Челнах Илиса Ганеева.
- Рубин Гатуфович, вы в своей книге опираетесь
на теорию этногенеза Льва Гумилева. Насколько ваши научные изыскания сочетаются
с его концепцией?
- Гумилев ввел понятие пассионарности. Что это такое? Это биохимическая энергия,
которую растрачивает в ходе своей эволюции та или иная цивилизация - Гумилев
называет их суперэтносами. Многие из них родились приблизительно в одно и то
же время. Ученый объяснял это тем, что из космоса прилетает пучок высокозаряженных
частиц, которые бомбардируют поверхность Земли. Так образуются зоны пассионарного
толчка длиной в несколько тысяч, шириной 300-500 км, где и появляются новые
этносы.
У меня несколько другая теория. Я думаю, что в истории развития народов действуют
и биологические законы. Любой этнос - это биологический организм. И законы его
генезиса те же: рождение - детство - юность - зрелость - старость - смерть.
Я вывел цифровой алгоритм, который показывает, сколько времени длятся эти периоды
жизни этносов. Если знать дату рождения суперэтноса, можно выяснить, в какой
фазе своего развития он находится, и предсказать, что, его ожидает. Началом
существования этноса Лев Гумилев считал рождение первого пассионария.
- Раз это цифровой алгоритм, значит, вы можете
это доказать с калькулятором в руках?
- Пожалуйста! Каждый этнос проходит в своем развитии несколько фаз - подъем,
акматика, надлом, инерция, обскурация. Они разделяются так называемыми фазовыми
переходами. Что это такое? Это возрастная болезнь этноса, которая характеризуется
внутренними неурядицами, смутами и гражданскими войнами. Все периоды начинаются
в строго определенном возрасте, плюс-минус пятьдесят лет. По моей теории, подъем
длится 300-350 лет, надлом наступает в 700-800-летнем возрасте этноса, а смерть
- после 1,5 тысячи лет его жизни.
Проиллюстрирую на истории России. Российский суперэтнос возник в 1220 году.
Согласно цифровому алгоритму этногенеза, акматикой стали такие события: в 1564
году царь Иван Грозный ввел опричнину, в 1670 году произошло восстание Степана
Разина. Переходные периоды всегда отличаются внутренними смутами.
А что на Западе? К 700 прибавляем 550 - начало фазы надлома получаем 1250 год.
Согласно моей теории, в середине XIII века в Западной Европе должны были быть
крупные внутренние смуты. Открываем учебник и смотрим: во Франции восстание
пастушков, гражданская война в Англии, междуцарствие в Германии. Как видим,
совпадение получается очень четкое. Таким образом, в истории человечества приоритет
имеют не социальные законы, не законы развития производительных сил, как нас
учила марксистско-ленинская теория, а чисто биологические законы этногенеза.
Посмотрите, как объясняет тот же марксизм-ленинизм крестьянские восстания: им
стало до такой степени невмоготу, что они не выдержали и восстали. Но тогда
в истории России получается нестыковка. Если взять начало XVIII века, при Петре
I был пик эксплуатации крестьян. В буквальном смысле на их костях он проводил
модернизацию России. Но в это время никаких крупных крестьянских движений не
было. Значит, этнос еще не достиг переходного периода своего развития, который
характеризуется смутами.
- Вы говорите, что суперэтносы живут 1,5 тысячи
лет. Но ведь есть народы, которым уже 3,5 тысячи лет. Египтяне, например,
китайцы, евреи.
- Это кажущееся противоречие снимается следующим образом. Я сразу сказал, что
попытаюсь доказать примат биологического подхода над социальным. Суперэтнос
-это гигантский биологический организм, клетками которого являются люди, члены
этого этноса. Как биологическое явление, суперэтнос размножается. Я ввел такое
понятие, как гиперэтнос. Это последовательность из трех-пяти суперэтносов. Как
только наступает детородный возраст, от суперэтноса отпочковывается детеныш,
который создает свою цивилизацию и проходит все те же фазы. Согласно моей теории,
зачатие детенышей происходит в возрасте 1073, 1223, 1348, 1553 лет.
- Если вы отводите людям лишь роль клетки гигантского
организма, кто же несет энергию нации и двигает историю вперед?
- По теории Гумилева, двигателями развития этноса и хранителями его энергетических
запасов являются так называемые пассионарии. Это люди, у которых присутствует
ген пассионарности. Они не похожи на обыкновенных обывателей, для них не важны
такие "мелочи", как семья, заработок, комфорт. Основная их задача,
которую они, возможно, и не осознают - продвижение нации вперед. Это первооткрыватели,
революционеры, просветители, ученые, писатели - все те, кто может влиять на
большие массы своих соплеменников и воодушевлять их. Таких личностей в любом
этносе мало. Для каждой фазы характерна своя оптимальная численность пассионариев.
Когда она заканчивается и начинается другой этап, излишнее количество пассионариев
уничтожается. Обычно они разделяются на два противоположных лагеря. Это физический,
автоматический процесс. Красные и белые, гугеноты и католики, война Алой и Белой
розы. Неважно, по какому поводу, но всегда дерутся. Это объективный процесс,
а повод всегда найдется. Вот вам смысл террора. Он призван оптимизировать долю
пассионариев суперэтноса.
- Как ваша теория согласуется с историей России
и Татарстана? На какой фазе развития находятся эти "организмы"?
- Татары относятся к тюркскому суперэтносу. Очевидно, что он старше славянского.
На евразийских просторах, которые сейчас являются территорией России, сначала
гегемония принадлежала этносам алтайской группы языков. В шестом веке нашей
эры тут был великий тюркский каганат, потом империя Чингисхана. И только намного
позже образовалась Российская империя. Если перейти на образный язык, тюркский
суперэтнос можно сравнить с шестидесятилетним мужчиной. Это зрелый, умудренный
жизненным опытом человек. Сейчас он уже не воюет за место под солнцем, а пожинает
плоды прошлых побед. Между прочим, это утверждение хорошо согласуется с нынешней
политикой Татарстана: четкое понимание цели, взвешенность шагов, отсутствие
экстремальных отклонений. Полная уравновешенность и уверенность. Этот период
развития наций по Гумилеву называется фазой инерции.
Славянский же суперэтнос находится в положении сорокалетнего мужчины. Это активный
возраст, полный риска и напряжения. Это возраст карьерного роста. По моим данным,
Россия сейчас переживает переходную фазу от периода надлома к инерции, находясь
примерно между 800 и 870-летием своего развития. По образному выражению Гумилева,
в этот момент суперэтнос похож на змею, меняющую кожу. В такие моменты он наиболее
уязвим. И. это заметно по нашей российской действительности - распад СССР, смена
политического курса...Такое нестабильное положение ожидает Россию в течение
ближайших пятидесяти лет. Пик "смутного" времени может наступить в
2008 году. Но гражданская война грозит гибелью всего российского суперэтноса.
Поэтому избавление от лишних пассионариев идет путем ухудшения условий жизни,
которое ведет к уменьшению количества жителей, рождаемости. Обстановку, возможно,
может смягчить присутствие тюркского суперэтноса, находящегося в "спокойной"
фазе.
- Но мы же тоже живем в России. И разные народы
ведут себя по-разному. Одна Чечня чего стоит!
- Правильно, все нации действуют согласно своему возрасту. Продуманная независимость
Татарстана сулит более спокойную жизнь. И помогает сглаживать острые углы переходной
фазы славянского суперэтноса. Что касается Чечни, их вайнахско-дагестанский
этнос - один из самых молодых. От материнского суперэтноса он отпочковался только
в 1700 году. Это нация-подросток. Поэтому и ведет себя таким образом. Она очень
энергична, как все несовершеннолетние, - без царя в голове. Даже если они получат
независимость сейчас, то не будут знать, что делать дальше. И все потому, что
их биологический организм этноса должен пройти долгий ряд превращений-переходов,
чтобы "повзрослеть".
- В поисках новой "кожи" Россия смотрит
на Запад, хотя и занимает евразийское пространство. Извечный вопрос -
какой путь выбрать?
- Запад сейчас старик в 65-летнем, вполне еще бодром состоянии. Он еще способен
рубить дрова. Он сохраняет ясность мышления. Это крепкая старость. Но время
идет, и человек теряет силы. Западная Европа начнет переход в фазу инерция-обскурация
не позже 2031 года. Это уже наступление старческого маразма. Он уже одной ногой
в могиле. И пусть вас не смущает его нынешнее видимое благосостояние. Процветание
в конце пути - известное в истории явление. Говорят, и человек перед смертью
получает некоторую передышку. Ничего у него не болит, и он мечтает о будущем.
Так было у египтян, у римлян. Россия никогда не будет европейским государством
по духу и стилю. Давайте рассмотрим нашествие Батыя на Русь. Оно началось в
конце 1237 года. Армией в 25-30 тысяч человек он покорил Московскую Русь, взял
Чернигов, Киев, в 1241 году разбил немецко-польское войско, потом венгерско-хорватское.
В учебниках пишут, что это сделали монголо-татары. Если это были монголы, они
в лучшем случае взяли бы четверть Киевской Руси. Там монголами наверняка были
только офицеры, а остальное войско состояло из кипчаков и славян. Именно с XIII
века древние русичи стали евразийцами. Тюрки их "переварили". Поэтому
глубоко беспочвенны надежды московской интеллигенции войти в Европу. С тех пор
Запад боится Востока. Как, например, детей у татар, да и у русских пугают: не
плачь, а то бабай придет и тебя заберет. А немцы говорят: не плачь, Атилла придет.
Атилла - гунн, протюрк.
- Почему на просторах Евразии победили славяне,
а тюрки не сохранили своего господства?
- В начале XVI века на Восточно-Европейской равнине существовали государства:
Московская Русь с населением 6,5 миллиона человек, Казанское ханство - 2-3 миллиона,
Крымское ханство - 2-3 миллиона, Астраханское ханство - 1 миллион. Получается,
что численность русского населения и тюрков была примерно одинаковая. Но почему
тогда победили русские? Дело в том, что славяне - более молодая нация и пассионарность
их выше. А мы более старая нация. Но мы сохранили свои язык и культуру. По крайней
мере, наше положение лучше, чем, например, у чувашей. Их ассимилируют как русские,
так и татары. Десять лет назад, согласно переписи, их было больше на 150 тысяч.
Среди татар пока такого не наблюдается. В нас еще достаточно энергии. Мы, если
захотим, можем не только сами развиваться, но внести свой вклад в общечеловеческую
культуру. Просто необходимо к этому стремиться, ставить перед собой достойные
цели.
Илиса ГАНЕЕВА
"Восточный экспресс" №6 декабрь 2000 г
Обсудить
в форуме
|