Учиться, учиться и учиться ... законам Корана
Крымская татарка с немецкой фамилией верит в судьбу
Айше Рорлих - американка, профессор русской и евразийской истории
в Южно-Калифорнийском университете. Говорит, что своим гражданством очень
гордится. Но еще больше гордится своей национальностью. Она - крымская
татарка. Эту гордость, а вместе с ней знание родного языка, религии и
культуры ей привили родители, а им, в свою очередь, - их родители, и так
далее, ведь предки Айше покинули Крым еще в 1785 году, после того, как
их земли были завоеваны Российской империей. Над ее домом в Лос-Анджелесе
вместе с традиционным американским гордо реют флаги Татарстана и Украины
(Крыма). Она часто бывает в Казани: выступает на научных конференциях,
работает в наших архивах...
- Айше, хотелось бы вам задать
немного необычный вопрос. Каждый раз, встречая вас, удивляюсь вашей элегантности.
Вы одеваетесь скромно, но изысканно. Аксессуары и украшения подбираете
к своим костюмам с необычайным вкусом... А у нас в республике образ мусульманки
ассоциируется с девушками и женщинами, покрывающими голову длинным платком...
- Есть тенденция в разных частях мира - одеваться так, а не иначе, чтобы подчеркнуть
какую-либо идею: политическую или религиозную. Выбор такой одежды не является
отражением каких-либо шариатских норм и не соответствует требованиям ислама.
Например, в Западной Европе молодые женщины алжирского происхождения, выпускницы
Сорбоннского университета, которые родились во Франции и всегда одевались с
французским шиком, вдруг в один прекрасный день, к изумлению своих подруг, облачились
в длинные традиционные мусульманские платья. Спрашивается, почему? Они вдруг
нашли время прочитать Коран и поняли, что это требуется шариатом? Отнюдь. Таким
символическим путем они обращаются к обществу, которое игнорирует проблемы мусульман,
иммигрантов из североафриканских стран. Своим шокирующим поведением они протестуют
и как бы отдаляются от всего западного, что они до сих пор принимали. Объявляют,
что с этого дня, с этого момента они начинают свой путь к корням своей культуры.
- Может быть, молодые девушки
у нас в республике закутывают голову в знак того, что они хотят оградиться
от всего светского?
- Я бы дала такое объяснение: они хотят отдалить себя от прошлого, того серого
прошлого, когда хотели всех объединить в образе советского человека, без индивидуальности.
Они искренне верят, что таким образом выражают свою преданность исламу. Как
человек, изучающий культуру ислама, я нигде не нашла указание на то, что надо
покрывать голову. В Коране сказано, что люди должны одеваться скромно. Это и
мужчин и женщин касается. А для мужчин как раз есть один запрет: они не должны
носить шелк. Не потому, что он плох чем-то, а потому, что шелк - "показатель
богатства". Нехорошо расточать деньги на такие мирские вещи, тем более
мужчине, который должен кормить семью.
- Что бы вы посоветовали нашим
женщинам-мусульманкам?
- Пусть они отдадут хотя бы полдня в неделю изучению своей религии и тогда не
от какой-то абыстай, не от муллы будут знать законы Корана. Слава Богу, есть
достаточно крупные работы на эту тему.
- А кого из женщин-татарок
прошлого вы считаете выдающимися личностями?
- Мухлисе
Буби. Не только потому, что она была выдающимся преподавателем в медресе
для девушек в селе Ишбуби, но потому, что она была до того начитанной
по основе своей религии, что вся свита образованных мужчин согласилась
ее избрать "казый" (судьей) на съезде мусульман в 1917 году.
- Практически все выдающиеся
женщины-татарки прошлого века были преподавательницами.
- Да. Я перед всеми ними преклоняюсь. Фатиха Аитова, например, или Сара Шакурова.
Одна училась в Женеве, другая - в Париже, в Сорбонне, и она считается первой
татарской женщиной-математиком. Хотя я нигде не нашла доказательств того, что
они получили свидетельства об образовании. Они, наверное, посещали занятия как
курсистки. Я их просто обожаю. А еще ведь были актрисы группы "Саяр"...
Их тоже можно отнести к плеяде выдающихся женщин-татарок.
Но вы знаете, что самая моя любимая татарская женщина из ваших краев, которую
тут почти не знают, - Зухре Акчурина. Она была женой Исмаила Гаспринского -
одного из основателей джадидизма.
Эта была история большой любви и преданности.
Она - дочь богача Акчурина,
у которого в Зуевке была крупная мануфактурная фабрика. Он же был
обедневшим крымским дворянином, обедневшим из-за того, что его,
как и других крымских татар, выгнали со своей земли. Он влюбился
в Зухре до беспамятства. Еще бы, как не влюбиться в такую красавицу!
Отец, конечно, хотел выдать ее за бая, но, когда узнал, что молодые
тайно совершили мусульманский брачный обряд (никах), дал все-таки
за дочкой большое приданое. Супруги поехали жить в Крым, Все свое
приданое, ювелирные изделия Зухре пожертвовала ради дела своего
мужа, в основном, на затраты, связанные с выпуском газеты. Какая
бы женщина тех времен, да и наших тоже, рассталась бы с бриллиантами?
Она сделала это без сожаления. Можно смело сказать, что Зухре была
создательницей газеты вместе с мужем, хотя его имя - везде, а она
лишь делала черновую работу: готовила бандероли, писала письма.
Газета эта называлась "Тарджеман" ("Переводчик").
Она выходила в 1883 году в Крыму. В Казани в то время таких газет
не было. Я в архивах видела прошения на издание газет, но разрешения
не давали. Так что с 1883 по 1905 годы это была газета всей мусульманской
России, которая пользовалась большим успехом. С газетой выходило
приложение для женщин-мусульманок.
- Айше, как получилось, что
вы, воспитанная в семье, строго придерживавшейся мусульманских традиций,
вышли замуж за немца и взяли его фамилию - Рорлих?
- Да, в нашей семье воспитывалось уважение к личности на основе уважения к своим
корням, к своей истории и культуре. Мои предки после изгнания из Крыма поселились
в Османской империи, потом их судьба разбросала по всему миру. Я росла и получала
образование в Америке. Как хотелось, войдя в дом, продолжать разговаривать с
родителями на том же языке, что и со сверстниками на улице! Но отец и мать отвечали:
"Мы этот язык не понимаем". Приходилось "переключаться"
на татарский. Мой муж - немец, он принял мусульманство. Я сейчас вам скажу одну
вещь: у каждого из нас есть своя вторая половина, есть судьба, и неважно, в
какой стране она вас настигнет, в каком возрасте - вы это сразу же поймете.
Дина ШАГИАХМЕТОВА
"Восточный экспресс" №31(38), август 2001г.
Обсудить
в форуме
|