Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica

Алла Махмутова, кандидат исторических наук

Феномен Мухлисы Буби

 

 

Мухлиса Буби

Каким образом уроженка небольшой татарской деревушки Вятского края достигла такого положения? Даже человек, впервые услышавший это имя, ответит на подобный вопрос просто: следовательно, она была образованной, глубоко осведомленной в исламе, уважаемой женщиной,
Фактически каждая татарская женщина XIX века, ступившая на стезю общественной жизни, образование получала лишь благодаря урокам родителей или родственников, а также слушая украдкой занятия шакирдов. И Мухлиса получила первые знания у своей матери.
Бадрульбанат абыстай, по словам ее сына Габдуллы, достаточно хорошо знала арабский и фарси, получила образование у своего отца, имама и мударриса д.Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии Иманкула сына Махмуда. В 1857 году она вышла замуж за молодого муллу из д.Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии Габдулгалляма Нигматуллина. С этого времени супруги "начали обучать детей в Иж-Буби, один - мальчиков, другая - девочек, освещая таким образом светом знаний и просвещения деревню"(1) - вспоминал Г.Буби.
Со временем учителями Мухлисы стали отец и братья. Девушку рано выдали замуж за старого муллу Мензелинского уезда, отличавшегося жестоким нравом. Это вынудило братьев выкрасть ее из дома вместе с дочерьми. С тех пор Мухлиса абыстай вместе с женами братьев полностью посвятила себя обучению и воспитанию девочек в женском медресе Иж-Буби. На рубеже веков семейство Буби приходит к мысли о необходимости реформирования системы образования и создания просветительского комплекса.
Воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры, по мнению реформаторов - одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Как писал Габдулла Буби в своем рукописном сочинении "Женщины", нацию, женская половина которой остается невежественной, можно сравнить с наполовину парализованным человеком. К тому же, женщина - первый и главный воспитатель детей. Именно она влияет на формирование личности ребенка (2).
Приступившие в 1895 году к преобразованию мужского медресе братья Буби начали реорганизацию и женской школы. Душой и вдохновителем строительства этого очага просвещения, подобного которому не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире, был самый младший из Нигматуллиных-Буби - Габдулла, Однако нельзя умалять роль остальных членов семьи в этом деле. Вот что писал Г.Буби в рукописи "История медресе Буби":
Об отце; "Ысуле-джадид принял беспрекословно, но так как не знал сам этого метода и путей реформирования, отказался от медресе и все [...] учебные дела передал в наши руки, нашему разумению. И 8 лет с радостью следил за реформой нашей школы и со спокойной душой, в радости за наши успехи, отбыл в дом вечности. В эти восемь лет мы, благодаря нашему покойному отцу, не подвергались преследованиям и проклятьям противников реформы. Ибо вместо нас он доказывал необходимость нового метода и реформирования школ, все споры на эту тему вел он, и так как был учителем всех мулл в округе и превосходил их всех в знаниях, не давал им даже возможности раскрыть рот".
О матери: "Так как, благодаря отцу, она отличалась свободомыслием, то не противилась реформе женской школы и нашему преподаванию в ней. Наоборот, она защищала эти наши дела, и так как за свою, глубокую религиозность и праведность считалась святой не только темным народом, но и окрестными муллами, мы широко пользовались ее защитой и вниманием. Незнающих и поэтому противящихся нашим начинаниям людей мы останавливали словами: "Во главе всего нашего дела стоит мама, если бы было не по шариату, она не дала бы нам воли".
О молодом поколении семьи: "Мы и сами (братья Габдулгаллям и Габдулла. - А.М.) упорядочили эту школу, систематизировали методы и пути обучения. Ежедневно давали по два урока в ней. Но наша родная сестра Мухлиса Буби, жена брата Насима и моя жена Хуснифатима отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания этой школы. Они втроем по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые, никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы, и, не получая ни копейки жалованья, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям" (3).
Итак, подвижнически служа высоким просветительским целям, с 1895 по 1902 год семейство Буби создало комплекс мужской и женской школ, где обучение велось по новой для татар системе. Инспектор народных училищ Сарапульского уезда Н.Меньшиков, в 1903 году ознакомившийся с этим учебным заведением, сделал вывод, что "по общей постановке медресе в Иж-Бобье стоит значительно выше, почему учителя русско-татарских школ сравнивают его с магометанской академией" (4) .
Изменения в правительственной политике, ставшие результатом Первой российской революции, благоприятствовали успешному реформированию образования. Знания и просвещение воспевались тогда в многочисленных песнях шакирдов, восхвалялась в сотнях произведений художественной литературы, на страницах только что увидевшей свет татарской периодической печати. Семья педагогов Буби продолжала совершенствовать учебные программы, вводить новые предметы, открывать новые классы, Слава о медресе распространилась по всей России. В это время увеличился приток учащихся из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других городов.
В 1905-1908 годы Буби добились открытия за счет земства одноклассных мужского и женского и двухклассного мужского русско-татарских училищ, ставших составными частями Иж-Бубинского образовательного комплекса, В 1907 году они получили право на прием экзаменов на звание учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы татарского училища и выдачу свидетельств лицам, выдержавшим эти экзамены, Нужно подчеркнуть, что эти свидетельства являлись официальным документом, признававшимся всеми административными органами России. Г.Буби писал о женской школе: "Эта женская школа была самой реформированной и первой o начала выпускать мугаллим (учительниц - А.М.)(5).
К 1910 году в восьми классах мужского медресе из 221 часа в неделю 190 отводилось на общеобразовательные предметы (татарский, русский, арабский, персидский языки, литература, всеобщая история и философия истории, география, математика, физика, химия, логика, психология, гигиена, агрономия, бухгалтерия, методика преподавания в школе и др.) и 31 - на религиозные дисциплины, В 1910 году был открыт восьмой педагогический класс женского медресе. Для него была разработана специальная программа. Во 2-4 классах женской школы в 1901-1902 учебном году на изучение религиозных дисциплин отводилось 11-13 часов из 24-25 недельных, а в 1909 году их число было сокращено до 7-9 из 24-29 часов в неделю. В старших же классах женского медресе (5-8) на изучение религиозных дисциплин в 1910 году отводилось всего 3-4 часа из 31 в неделю (6).
Н.А.Бобровников, приведший в пример учебный план этого медресе в своей "Записке по вопросу о распространении русского образования среди туземного населения русских владений в Средней Азии" в 1910 году, отмечал:
"Одного взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы убедиться, что времена неподвижности и косности медресе миновали. При 24 уроках в неделю по религии медресе уже не может являться рассадником мусульманского фанатизма. [...] Бросающиеся в глаза недочеты этой программы, а равно и несомненные недостатки преподавания большого значения иметь не могут, так как медресе, как свободные школы, могут постепенно совершенствовать и то, и другое, руководствуясь опытом, По типу медресе Буби реформируются медресе Европейской России, и за ними, несомненно, и часть медресе Средней Азии"(7).
Итак, в Иж-Буби возникло учебное заведение, готовившее учительниц татарских начальных женских школ. Это способствовало возникновению начальных школ по типу школы Буби в других местностях. Инспектор народных училищ А.В.Горячкин подчеркивал в своем донесении от 12 октября 1909 года: "Удивительно быстро развивается новометодное направление и среди женского мусульманского населения! И в то время, когда мы еще и не задумывались над образованием мусульманской женщины, сами мусульмане успели создать такую прочную организацию в лице женских новометодных мектебов, с которою теперь в интересах русского дела чрезвычайно трудно будет бороться" (8).
Что касается Мухлисы Буби, то к этому времени она возглавляла женское медресе, Ее начали называть "мулла-абыстай", что было, несомненно, признанием ее авторитета не только как руководителя, но и как ученого, знатока мусульманского права, теолога.
После поражения революции 1905-1907 годов, в условиях столыпинской реакции, наступили тяжелые дни и для татарского общества. С одной стороны, муллы консервативного направления, не справившись сами с джадидскими школами, доносами привлекли к ним внимание правительства. Естественно, это коснулось и братьев Буби, Особенно отличился широко известный в татарском обществе своей реакционностью Ишми ишан (мулла с.Тюнтери Малмыжского уезда Вятской губернии Ишму-хамед Динмухамедов), неоднократно писавший доносы на руководителей Иж-бубинского медресе и шакирдов, обличая их в ереси, подготовке заговора против самодержавия и т.д. Эти действия находили прямую поддержку у правительственных чиновников, осознавших, какую помощь может оказать правительству фанатично настроенное консервативное духовенство.
На основе доносов и других сведений, поступивших в правительственные органы, 15 марта 1908 года Департамент народного просвещения разослал попечителям учебных округов секретное распоряжение "собрать чрез инспекторов народных училищ на местах совершенно осторожно и секретным порядком сведения о народившемся в последние годы особом классе частных мугаллимов" (9). Для правительства П.А.Столыпина собранные сведения послужили поводом для созыва в 1910 году "Особого совещания по борьбе с мусульманским влиянием в Поволжском крае" (10), рекомендовавшего ряд мер, направленных на уничтожение светской системы образования у татар,
В начале 1911 года над всеми очагами просвещения и культуры татар разразилась гроза:
начались обыски, аресты. " Главный удар пришелся на комплекс учебных заведений Иж-Буби: в ночь на 30 января 1911 года сюда прибыл жандармский ротмистр с сотней конных стражников, Погром продолжался три дня. Мужское медресе было закрыто, все его учителя и руководители арестованы и отправлены в Сарапульскую тюрьму, Семья Буби переживала скорбные дни, вся тяжесть легла на плечи женщин.
Обратимся опять к воспоминаниям Габдуллы Буби, свидетельствующим о том, что власти "хотели закрыть и женскую школу. Наша сестра Мухлиса Буби и наши жены пришли к нам в тюрьму посоветоваться об этом, "Что нам делать? Нас пугают, что арестуют и нас, если мы продолжим работу женской школы". Мы сказали: "Чем потерять лицо, закрыв школу, лучше сесть в тюрьму, но сохранить доброе имя". После этого они, успокоились и, укрепившись в своей правоте, продолжили свое дело, Наконец, приказом Вятского директора народных училищ от 18 января 1912 года была закрыта, погасла и женская школа. Мужская и женская школы Буби в свое время успешно работали, творили великие дела. И закрылись они не по нашей вине, а по приказу деспотического правительства" (11).
После разгрома Иж-бубинского медресе осенью 1912 года Мухлиса Буби по приглашению Габдрахмана Ахмерова переехала в Троицк и приступила к обучению девушек в открытой им в 1910 году женской начальной школе. В то же время она агитировала известных троицких купцов и меценатов Аушевых открыть женское медресе или женскую учительскую семинарию по типу Иж-бубинского медресе и добилась своего. В 1914 году одна ветвь Аушевых открыла женское медресе, а год спустя другая ветвь добилась официального разрешения на открытие женской учительской семинарии. Мухлиса Буби стала заведующей этой семинарии.
Она и в разлуке с братьями продолжала советоваться с ними, получать от них помощь в работе. Так, среди рукописей Г.Буби сохранились копии двух ее выступлений при открытии школ Аушевых, позволяющие нам сделать такой вывод. Примечательно, что в конце одного из текстов имеется приписка: "Я написал его в Кульдже для сестры, заведующей этим учебным заведением" (12). Таким образом, можно предположить, что Габдулла Буби и из эмиграции продолжал руководить созданием системы женского образования у татар, помогая сестре довести до общественности мысль о необходимости женского образования и воспитания для прогресса нации.
Жизнь Мухлисы Буби резко изменилась в 1917 году. Это, конечно же, было связано с изменениями в стране в целом.
Февральская революция всколыхнула всю Россию, активизировав борьбу народов за национальное освобождение, равноправие и самоопределение, Резко оживились подобные тенденции и среди татар. Уже 7 марта 1917 года в Казани был создан Мусульманский комитет, Декретом от 20 марта было разрешено употребление татарского языка в делопроизводстве, торговых книгах, частных учебных заведениях, Повсюду проводились митинги, демонстрации, всевозможные съезды - профессиональные, женские, религиозные, на которых обсуждались насущные политические проблемы того времени,
Обратим внимание на два съезда, прямо или косвенно сказавшихся на судьбе Мухлисы Буби.
24-28 апреля 1917 года в Казани состоялся I Всероссийский съезд мусульманок, созванный по инициативе женщин г.Москвы. В работе участвовало около 150 делегаток из разных регионов. Председательница Центрального бюро по созыву съезда Хадича Таначева (Ямашева) отметила на открытии: "Революция дала нам свободу. Пользуясь ею, мы в разных местах начали собираться и обсуждать наши проблемы... На этом съезде мы будем обсуждать лишь важнейшие вопросы, которые надлежит внести на рассмотрение Всеобщего мусульманского съезда, который вскоре состоится в Москве. Вот они: права женщин по шариату; место женщин в семье и общественной жизни; политические права женщин и участие их в Учредительном собрании" (13).
Для подготовки резолюций по этим вопросам было создано пять комиссий, Заслушанные доклады вызвали бурные обсуждения. Редактор-издатель женского журнала "Сююмбике" Якуб Халили, присутствовавший на съезде как журналист и поместивший отчет о нем в своем журнале, отмечал высокий уровень докладов и активное участие в обсуждении не только делегаток, но и многочисленных гостей. Среди решений съезда, основанных на законах шариата, отметим следующие: равенство прав мужчин и женщин и, как следствие, недопустимость многоженства, допустимость отсутствия хиджапа (покрывала, закрытости); право женщин на участие в политических и общественных делах, в выборах. Было избрано Центральное бюро мусульманок из пяти человек и делегация из восьми человек для участия на предстоящем Всероссийском общемусульманском съезде в Москве (14).
1 мая 1917 года в доме Ш.Асадуллаева в Москве торжественно открылся Всероссийский общемусульманский съезд. В его работе участвовало около 900 делегатов из всех регионов России, в том числе 112 женщин. Это был пятый по счету всероссийский съезд (первые три состоялись в 1905-1906 гг., четвертый в 1914 г.), но первый, в работе которого участвовали женщины. Одна из них - Салима Якупова, председатель Центрального бюро мусульманок России, была избрана в президиум съезда. Среди тринадцати вопросов, вынесенных на обсуждение, мы рассмотрим лишь два, повлиявших на жизнь Мухлисы Буби. Это проблема упорядочения управления духовными делами мусульман России и женский вопрос.
Итак, в работе Общероссийского мусульманского съезда участвовали женщины. Это, прежде всего, говорит о том, что мусульманское (татарское) общество согласилось с идеей равноправия женщин, выдвинутой идеологами джадидизма еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. В связи с этим уместно вспомнить известное выражение Шарля Фурье; "В каждом данном обществе степень свободы женщины есть естественное мерило общей свободы".
Женский вопрос обсуждался в специальной комиссии и на десятом заседании съезда под председательством Гаяза Исхаки. В выступлениях особо подчеркивалось, что отсутствие равноправия женщин, составляющих половину нации, с мужчинами затрудняет национально-демократическое движение. После бурного обсуждения была принята резолюция о равноправии женщин, подготовленная в Казани на женском съезде (15). Исходя из принципа равноправия женщин решался и вопрос об участии мусульманок в управлении духовными делами мусульман России,
5 мая 1917 года на съезде широко обсуждались проблемы управления духовными делами мусульман России, Впервые самими мусульманами были избраны муфтий и шесть членов ЦДУМ России, в том числе и Мухлиса Буби, занявшая должность казыя. Я.Халили писал по этому поводу: "Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого. Это событие - избрание женщины казыем - стало возможным лишь под влиянием женского съезда, под воздействием голоса женщин. Это факт, доказывающий конец затворничества женщин, равенство мужчин и женщин в делах и правах" (16).
Мухлиса Буби с энтузиазмом включилась в работу. Решения I Общемусульманского съезда о равноправии женщин вызвали шквал протеста на местах, Особое негодование мужчин вызвал пункт, запрещающий многоженство. Как писал Я.Халили, даже солдаты с фронтов в массовом порядке отправляли свои протесты по этому поводу. В результате II Общемусульманский съезд изменил этот пункт. В ответ М.Буби распространила обращение к девушкам и женщинам с призывом не становиться второй женой. Затем Духовное управление распространило особое постановление о многоженстве с перечислением всех условий, при строгом выполнении которых оно было возможно. Автором этого постановления была М.Буби, его подписали также муфтий Г.Баруди и шесть казыев (17).
М.Буби быстро приобрела авторитет и известность. О ее справедливости и честности в народе слагались легенды. Именно к ней, в Уфу, за сотни верст, в поисках защиты и справедливости стекались тысячи обездоленных, угнетенных женщин и находили у нее помощь и понимание. Не случайно и то, что на всех последующих мусульманских съездах в течение 20 лет она неизменно переизбиралась и являлась правой рукой и помощницей муфтия Ризаэддина Фахреддинова.
Мухлиса Буби руководила отделом по семейным делам, По материалам Третьего съезда мусульманского духовенства и верующих Внутренней России и Сибири, состоявшегося в Уфе в конце 1926 года, деятельность этого отдела включала в себя ведение метрических книг, регулирование семейных дел, работу по обращению в ислам, работу по определению фетва" и ведение обширного делопроизводства. Таким образом, сфера ее деятельности была весьма обширной, Об этом говорят еще два момента из этих материалов:
1. При обсуждении отчетов был задан вопрос: "Почему Мухлиса Буби не посылалась на места для проведения работ по вверенному отделу?" Ответ: "Из-за перегруженности ее работой здесь и преклонности лет".
2. Известный богослов, философ и общественный деятель Муса Бигиев говорил в своем выступлении: "Абдулла Сулейманов восхвалял Мухлису Буби, говоря, что она сделала весьма многое; выходит, она сделала больше, чем все остальные казыи - пожалуй, это и в действительности так." И саркастически заметил: "Оказывается, революция обработала единственную у нас женщину в сильного работника, а мужчин - наоборот" (18).
В 1920-1930 годы Мухлиса Буби публиковалась в журнале "Ислам мэжэллэсе" (Исламский журнал), издававшемся при ЦДУМ, составляла фетвы, выступала арбитром по семейным проблемам. В 1937 году постановлением тройки НКВД Башкирской АССР от 30 ноября она была репрессирована, и расстреляна. Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 23 мая 1960 года она была оправдана.
Итак, что мы видим - исключение, только подтверждающее правило, уникальное явление, объясняемое неординарной личностью самой Мухлисы Буби? Или этот феномен есть проявление татарского джадидизма, в условиях революции пытающегося осуществить свои идеалы и перестроить все стороны жизни татарского общества, в том числе и отношение к роли женщины в этой жизни? Справедливо и то, и другое. И статья эта была попыткой отдать дань этой феноменальной личности, склонить головы перед ее светлой памятью.

Примечания
1. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им.Лобачевского (ОРРК НБЛ). № 207 т. Л.9.
2. Там же. № 208т. 1 том. Л.45-193.
3. Там же. № 207т. Л.29-35.
4. Государственный архив Кировской области. Ф.205. Оп.З. Д.2375.
5. ОРРК НБЛ. № 207т. Л.34.
6. Там же. Л.23-54.
7. РГИА. Ф.733. Оп.176. Д.46. Л.336.
8. НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.10735. Л.53 об.-54.
9. РГИА. Ф.821. Оп.З. Д.826. Л.4.
10. А.Махмутова. П.А.Столыпин: "Направить серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска"// Гасырлар авазы-Эхо веков.-] 998,№ 3/4.-С.68-87.
11. ОРРК НБЛ. № 207т. Л.94-95.
12. Там же. № 208т" Т.2. Л.228.
13. Сеембикэ.-1917,№ 11.-Б.166-167.
14. Шунда ук. № 11-13.-Б.166-174, 207-214.
15. Шунда ук. № 13.-Б.202.
16. Шунда ук. № 18.-Б.277.
17. Шунда ук.-Б.278-280.
18. "...Религия ваша осталась только в вашей воле" // Гасырлар авазы - Эхо веков.-1999.-№ 1/2.-С.107-118.

* Фетва - приговор по шариату

 

опубликовано в журнале "Гасырлар авазы.Эхо веков"

Hosted by uCoz