Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica

"Гасырлар авазы. Эхо веков"

ГАБДУЛЛА БУБИ

 

Буби (Нигматуллин) Габдулла Габдулгаллямович родился 9 ноября 1871 года (1) в д. Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне - Агрызский р-н РТ) в семье муллы и мударриса Габдулгалляма Нигматулловича Нигматуллина (1834-1903). Взросление его пришлось на 80-е годы, когда реалии второй половины XIX века требовали нового осмысления эпохи. Образование Г.Буби получил в медресе своего отца. "Хотя наше старое медресе и не пользовалось славой на стороне, - вспоминал он, - в нем обучали всему, чему учили в знаменитых в то время медресе Тюнтер, Кышкар, Казани. Даже толкование Корана и хадисы, чему в тех медресе не обучали или обучали очень мало и лишь летом во время каникул, было внесено в число уроков нашего медресе (2) .

В формировании и развитии мировоззрения человека первостепенное значение имеют среда, близкое окружение, воспитание. Особая атмосфера уважения к знанию и книгам, царившая в семье, окружала мальчика с детства. Истинным образцом служения знаниям и просвещению были для него родители - Бадрельбанат абыстай и Габдулгаллям хазрат, а также дядя Габдулла, младший брат отца, мударрис знаменитого тогда медресе Стерлибаш. Значительную роль в духовном становлении Г.Буби сыграл его родной брат Губайдулла, который был старше Габдуллы почти на шесть лет. Под их влиянием он рано пристрастился к чтению, много и увлеченно читал. Особенно большое воздействие на него оказали произведения Шигабутдина Марджани, Каюма Насыри, и, конечно же, газета "Тарджеман" И.Гаспринского, идеи которого в сравнительно короткий срок начали завоевывать умы. "Его газета издавалась один-два раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким листком, было в тысячу раз важнее русского "Нового Времени" или какого-нибудь английского гиганта, вроде "Таймса", - подчеркивал Дж.Валиди. - Прошло несколько лет, и уже плоды его усердной работы вырастали на его глазах. Под влиянием "Тарджемана" открывались в разных концах России масса новых школ, много благотворительных учреждений, начиналась литературная деятельность. Мусульмане России посредством "Тарджемана" ознакомлялись и сообщались друг с другом и осведомлялись о том, что совершается во всем культурном мире. Газета побуждала иных к совершенствованию своих знаний, иных к общественной работе, а иных к литературной, иных к педагогической деятельности, и не прошло десятка лет, как Гаспринский нашел себе сотни сторонников, которые развивали и распространяли идеи великого учителя" (3) .

Всю жизнь Г.Буби занимался самообразованием, изучал труды арабских просветителей-гуманистов Мухаммеда Абдо, Абдуррахмана ал-Кавакиби, Касима Амина, турецких реформаторов-идеологов "новых османов" Намыка Кямала, Зии-бея, Ахмеда Мидхата (Мидхата-паши) и других. Через их произведения он воспринял идеи французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, а воплощение этих идей стало смыслом его жизни.

Еще будучи шакирдом, Г.Буби стал помогать отцу в медресе, постигая таким образом искусство обучения. Тогда же написал несколько комментариев к классическим арабским учебникам богословия, в которых критиковал старых авторов. Затем увлекся сравнительным изучением религий, написал несколько работ, посвященных критическому анализу христианства.

В 1895 году Г.Буби, ставший к этому времени горячим сторонником и последователем И.Гаспринского, стал указным муллой и с благословения отца приступил к реорганизации иж-бубинского медресе. Он отправил одного из своих шакирдов, М.Ф.Галимова, в Бахчисарай к И.Гаспринскому для обучения новому методу (ысуле джадид) и на деньги купца М.Ахметзянова построил здание для начальной джадидской школы из четырех больших комнат (для четырех классов), снабдив их настоящими партами, классными досками и другим оборудованием (чего никогда не было в старых мусульманских школах). Осенью того же года из Стамбула, завершив учебу в передовом турецком учебном заведении "Мектебе мулькиеи шахане", вернулся его старший брат Губайдулла, и Габдулгаллям хазрет полностью передал медресе в ведение братьев и впоследствии ни разу не усомнился в правильности своего решения.

Главным организатором, душой и вдохновителем создания в Иж-Буби очага просвещения, подобного которому не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире, был Габдулла Буби. Но не только братья, а и их жены Насима и Хуснифатима и сестра Мухлиса самозабвенно отдались делу просвещения, А родители своим авторитетом всецело поддержали их начинания. Вспоминая о родителях, Габдулла Буби неоднократно подчеркивал, что ни одно из их с братом начинаний не было бы реализовано, если бы они не ощущали постоянную их поддержку и одобрение.

Постепенно отказываясь от старых книг и приучая шакирдов к новым порядкам, семейство Буби к 1902 году создало комплекс мужской и женской средних школ, где наряду с глубоким изучением богословия давалось и широкое светское образование. Но и в дальнейшем, подвижнически служа высоким просветительским целям, Буби продолжали совершенствовать учебные программы, вводить новые предметы, открывать новые классы. Так, с 1903 года было введено преподавание русского языка, в 1905-1907 годах Буби добились от Сарапульского уездного земства открытия одноклассной женской и двуклассной мужской русско-татарских школ, разрешения выдавать свидетельства с правом преподавания в начальных татарских школах. В Иж-Буби за знаниями потянулась молодежь со всех уголков России - из Казани и Оренбурга, Москвы и Иркутска, Уфы и Ташкента...

Росту популярности медресе Буби способствовало и то, что Габдулла Буби всегда сочетал практическую работу с теоретическим обоснованием и пропагандой своих взглядов. На рубеже XIX-XX веков он выступил с целым рядом публицистических произведений. Особую известность получили его философско-полемические очерки "Хакыйкать, яхуд тугрылык" (Истина, или верность), семь частей которых были опубликованы в Казани в 1904-1906 годах. Остальные (до 1910 г. Г.Буби написал более двадцати очерков под этим названием) после того, как восьмая часть сразу же после издания была запрещена казанским губернатором, широко распространялись среди молодежи в списках.

Раздумывая о судьбах своего народа, Г.Буби приходит к выводу, что действенным средством преодоления его отсталости явится возврат к первоначальному исламу, очищение его от позднейших наслоений.

Как и Ш.Марджани, он считал ислам идеологией, наиболее отвечающей принципам равенства и братства между людьми, отвергающей социальную несправедливость. Вслед за каирским философом М.Абдо он утверждал, что ислам первый из религий обратился к разуму. Именно потому первоначальный, истинный, чистый ислам является, по его мнению, вечной и самой высшей религией, дающей возможность для развития всех естественных потребностей человека. Рационализм Г.Буби был направлен против косности традиционного мышления, против некритического подхода к средневековой интерпретации мусульманского вероучения. "Здесь имеет место не только отречение от старой схоластики, не только стремление к чистому и честному пониманию ислама, но и тенденция к полному примирению ислама с современной европейской культурой... Коран толковался по самой новой моде: его аятам придавались самые невероятные значения в целях осуществления идей нового времени.... Он приводил в изумление молодежь, у которой только-только начала пробуждаться мысль, своей смелостью в религиозных вопросах. Не знаю, было ли другое произведение, так способствовавшее потере авторитета ортодоксального духовенства и крушению старых медресе? Многие из приехавших в Буби учиться, и я в том числе, были лица, прочитавшие "Хакыйкать" и стремившиеся услышать эти мысли из уст самого автора" (4) -писал татарский литературовед Дж. Валиди, сам окончивший это медресе.

Сведя в одну таблицу изучаемые в медресе Буби предметы и учебные дисциплины российских государственных средних учебных заведений - мужской гимназии (по учебному плану 1914 г.) (5), реальных училищ, рассчитанных "на удовлетворение образовательных потребностей средних городских слоев населения" (6), Казанской татарской учительской школы (КТУШ), готовившей учителей для русско-татарских школ (7), и одной из лучших турецких гимназий "Султания" (8), мы сможем воочию увидеть достижения создателей нового для татар учебного заведения. Составленная нами таблица показывает также, как менялось соотношение общего количества недельных часов по предметам в разные годы реорганизации медресе.

В 1910 году известный исламовед Н.А.Бобровников в своей "Записке по вопросу о распространении русского образования среди туземного населения русских владений в Средней Азии" анализирует учебный план медресе Иж-Буби, взятый им из татарской периодики. Он разделил преподаваемые в медресе дисциплины на предметы светские (189 уроков в неделю в восьми классах) и религиозные (24 урока). При этом в число последних он почему-то внес и этику с психологией. По-видимому, здесь сыграл свою роль консерватизм мышления исламоведа - в старых медресе, естественно, речь шла бы о религиозной этике, тогда как в Буби изучалась наука об общечеловеческих, в том числе и мусульманских ценностях. Дело в том, что изменения в медресе Иж-Буби не ограничивались только введением светских предметов в программу обучения, что само по себе было уже проявлением большого мужества. Изменилось содержание обучения: даже религиозные предметы, очищенные от схоластики, зазвучали по-новому.

Н.А.Бобровников и сам обращал на это внимание: "Одного взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы убедиться, что времена неподвижности и косности медресе миновали. При 24 уроках в неделю по религии медресе уже не может являться рассадником мусульманского фанатизма. Оно является рассадником чего-то нового, к сожалению, нам мало известного, но, несомненно, для массы народа обаятельного. Бросающиеся в глаза педагогические недочеты этой программы, а равно несомненные недостатки преподавания большого значения иметь не могут, так как медресе, как свободные школы, могут постепенно совершенствовать и то, и другое, руководствуясь опытом. По типу медресе Буби реформируются медресе Европейской России, и за ними, несомненно, и часть медресе Средней Азии" (9).

Как показывает наша таблица, достижения братьев Буби еще более отчетливо видны при сравнении программы медресе с учебными планами государственных школ России и Турции. По объему изучаемых предметов медресе Иж-Буби вполне сравнимо с гимназиями как России, так и Турции, а по разнообразию даже превосходит русские учебные заведения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что очаг просвещения в Иж-Буби к 1910 году вступил в стадию зрелости.

Слава медресе и яркая публицистика Г.Буби обратили на себя внимание царской администрации, результатом чего стали разгром медресе, обыски и аресты. В ночь на 30 января 1911 года в Иж-Буби нагрянули жандармский ротмистр с сотней конных стражников. Обыск-погром, всколыхнувший все татарское общество, продолжался три дня. Братьев Буби и учителей мужского медресе отправили в сарапульскую тюрьму. Материалы следствия составили более десятка томов. Братьям, просидевшим в тюрьме 16 месяцев, были предъявлены обвинения по трем статьям, однако суд, состоявшийся в Сарапуле 28 мая 1912 года, признал Буби виновными лишь по ст. 132 Уголовного уложения о неуважении к властям и распространении литературы бунтовщического характера. Речь шла об очерках "Хакыйкать", в частности, их восьмой и девятой частях, в которых и были усмотрены антиправительственные выпады автора. Г.Буби был приговорен к шести месяцам тюремного заключения.

После освобождения он уехал в г.Кульджу (Китайский Туркестан), где создал женскую учительскую семинарию, стремясь подготовить как можно больше учительниц. Г.Буби полагал, что быстрый прогресс татарского народа возможен только при предоставлении женщинам широких прав и при серьезной постановке их образования: "Нация, половина которой содержится взаперти, ничем не отличается от наполовину парализованного человека" (10) . Первым и наиважнейшим шагом на пути обеспечения свободы народа является, по его мнению, просвещение: "Без основательных знаний и просвещения невозможно узнать болезни нации и по-настоящему лечить их" (11).

В связи с этим интересны и размышления Г.Буби о природе деспотизма во всех проявлениях. Он был твердо убежден, что народ может и должен добиваться своей свободы и победы над деспотизмом. Да, невежественный народ - "пища деспота и его сила". Но если деспот лишается поддержки народа, он теряет почву под ногами. Следовательно, для уничтожения деспотизма и возможности его возрождения нужно, чтобы в умах всего народа созрел сознательный протест против тирании, возникло понимание гибельности деспотического режима. А этого можно достигнуть лишь путем приобщения народа к науке. Между деспотизмом и наукой, считает мыслитель, идет непрекращающаяся борьба. Но не всякая наука может убедить народ, что "свобода дороже жизни", и показать ему "величие и права личности, пути сохранения их и освобождения от гнета, прелести и пользу свободы и равенства" (12). Лишь науки об обществе "рассеивают облака, выпускают солнце, воспламеняют сердца, расширяют умы, доказывают человеку, что он человек, показывают народу его права и угнетенность под деспотизмом, учат народ путям достижения и сохранения своих прав". Поэтому, считал Г.Буби, "российское правительство в то время, как дает полную свободу нашим старым религиозным школам, закрывает наши новые дома науки, будящие сознание и мысль, изгоняет наших руководителей школ, пытается погасить знания и просвещение, соответствующие времени и начавшие распространяться среди нас" (13).

Г.Буби верил, что падение деспотизма в России близко: "Если в результате этой войны в России наступит свобода - наступит наверняка, - писал он брату осенью 1914 года, - если нам будет дана свобода открывать школы - обязательно будет дана, если найдется возможность открыть школы Буби - несомненно, найдется, - тогда я здесь не останусь ни дня, возвращусь" (14).

Свержение царизма он встретил восторженно. Как и многие представители интеллигенции, Г.Буби верил в светлое будущее татарского народа в свободной России и 1 мая 1917 года двинулся на родину. По пути его всюду встречали как национального героя, приглашали на работу, делились планами. В период коренных общественно-политических изменений, гражданской войны, голода, искренне веря в наступление новой эры, он, несмотря на болезнь, с головой окунулся в свое любимое дело - просвещение народа. 1917-18 учебный год он проработал в женской учительской семинарии Яушевых в Троицке. Летом 1918 года вернулся в Иж-Буби и начал восстанавливать школу. Он считал, что "полупролетарское сельское мусульманское духовенство не имеет права во время революции оставаться в стороне"(15), и в меру сил и своим авторитетом помогал бывшим ученикам строить новую жизнь.

Летом 1919 года, сразу после установления советской власти в регионе, он организовал в Иж-Буби летние учительские курсы, явился одним из руководителей съездов духовенства и интеллигенции пяти уездов (Сарапульского, Елабужского, Бирского, Бардымского, Осинского) в поддержку молодой советской власти. При его активном участии в Иж-Буби возникла школа второй ступени, где он преподавал до конца своей жизни.

7 февраля 1922 года Габдулла Буби скончался от туберкулеза и был похоронен в Иж-Буби. Учитывая его заслуги, Советское правительство назначило его жене Хуснифатиме персональную пенсию. Его именем была названа одна из улиц Казани в районе Черного озера (это решение было отменено в 30-е гг., когда Г.Буби был признан лидером панисламизма и пантюркизма) (16). И только с началом перестройки стало возможным вернуть доброе имя Буби. В Иж-Буби создан музей, проводятся научно-практические конференции.

Вниманию читателей предлагается отрывок "Деспотизм и знания" из большого философского трактата Г.Буби "Женщины", рукопись которой хранится в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского. Название отрывка дано самим автором. В конце публикации дан словарь использованных в тексте арабских и персидских заимствований, широко употреблявшихся тогда в научной литературе, но непонятных современному татарскому читателю.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. НАРТ. Ф.41. Оп.11. Д.9. Л.43 об. (Точная дата рождения Г.Буби впервые вводится в научный оборот)

2. Г.Бубый. Бубый мэдрэсэсенен кыска тарихы. ОРРК НБЛ. № 207т. Л.176.

3. Дж. Валиди.Очерк истории образованности и литературы татар.-Казань,1998.-С.77-78.

4. Ж.Вэлиди. Габдулла Бубый /,/ Бертуган Бубыйлар hэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль жыентык.-Казан,1999.-Б.167-168.

5. Н.А.Константинов и др. История педагогики.-М.,1982.-С.307.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в-М.,1991.-С.110-112.

7. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1871-1873).-Спб.,1877,-Стб.817.

8. Ф.Кэрими. Аурупа сеяхэтнамасе // Морза кызы Фатыйма.-Казан,1996.-Б.ЗОО.

9. РГИА. Ф.733. Оп.176. Д.46. Л.336.

10. Г.Бубый. Кадиннар. ОРРК НБЛ. № 208т. T.I. Л.45.

11. Там же. Л.96.

12. Г.Бубый. Кадиннар. ОРРК НБЛ. № 208т. T.I. Л.64.

13. Шунда ук. Б. 68.

14. ОРРК НБЛ. № 208т. Т.2. Л.4,

15. Кызыл армия. - 1919, 19 сентябрь.

16. Бертуган Бубыйлар... -Б.12.

 

опубликовано в журнале "Гасырлар авазы. Эхо веков"

 

Hosted by uCoz