Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе
Интервью с женщиной, которая считалась самым радикальным
татарским политиком последнего десятилетия. Однако в последние годы, по
ее словам, она сильно изменилась.
"Меня хотели устранить"
- Фаузия ханум, в начале 90-х годов вы стали
легендой национального движения. Одни вас боготворили, другие ненавидели.
А сейчас и те, и другие недоумевают - куда исчезла Байрамова?
- Мне часто задают этот вопрос и, как правило, спрашивают люди, которые
недостаточно хорошо меня знают. Я никуда не уходила из национального движения.
Напротив, еще больше погрузилась в эти проблемы. И скорее отдалилась от
казанских политических разборок. Но ведь татарская нация не живет в одной
лишь Казани: татары есть по всей России и за рубежом. С ними я и общаюсь,
много езжу, пишу книги. Мой образ жизни очень активный.
С другой стороны, надо признать, что меня вытеснили с авансцены национального
движения. Причина в том, что я занимала четкую позицию: Татарстан должен
стать независимым государством, иметь свое гражданство, и государственный
язык должен быть один - татарский. И сейчас я придерживаюсь такой же позиции.
Происходящее сегодня подтверждает, что другого варианта развития у Татарстана
нет. Даже в той декларации, которую Татарстан принимал в 1990 году, подразумевались
совсем не те крохи, что мы имеем сейчас.
Моя позиция не нравилась ни Москве, ни властям Татарстана. Причем последним
особенно не нравилось то, что добивалась демократии в республике. Я считаю,
в независимом Татарстане - это обязательное условие.
- А как именно произошло ваше отстранение от
активной политической жизни?
- Меня отстранили самым грубейшим способом. В 1995 году
я выдвинулась кандидатом в депутаты
Госсовета РТ от Тукаевского района. Против меня власть выставила Раиса
Беляева, бывшего первого секретаря челнинского горкома КПСС. Несмотря
на то, что его поддерживала вся номенклатура, я смогла победить и набрать
около 60 процентов голосов. Но всю ночь после голосования ставленники
номенклатуры переделывали документы, и в итоге в Госсовет с моим мандатом
пришел Беляев. Я подала в суд, но не помогло. Это было для меня сильнейшим
ударом и оскорблением, но я решила, что со временем Аллах нас рассудит.
Не подумайте, что просила Всевышнего о смерти Беляева, но через год Раис
Киямович... умер.
В 1997 году снова объявили выборы в том же округе, и
я опять баллотировалась. Объехала 90 татарских аулов и русских сел, общаясь
с избирателями. На этот раз против меня выставили людей из национального
движения - Талгата Абдуллина и Рафиса Кашапова.
Я пригласила Рафиса к себе в офис "Иттифака". Была ураза, я
положила на стол между нами Коран и попросила Рафиса не идти против меня.
Сказала, что это, по сути, мой последний шанс оказаться в парламенте.
Мне скоро 50, и женщины в таком возрасте, как правило, уходят из активной
политики.
Он отказался. Кашапов считал, что у него есть все шансы
на победу. "Неужели ты думаешь, что народ тебя поблагодарит за победу
над Байрамовой? - спросила я. - Даже если ты и победишь, в Госсовет тебя
никто не пустит, потому что ты пришел из криминального мира, сидел в тюрьме".
"Ну и что, в Госсовете тоже есть воры", - отвечал Рафис. "Но
это же воры с двумя дипломами, а не с семиклассным образованием, как у
тебя. Они никогда не допустят, чтобы ты сидел рядом с ними", - пыталась
я убедить его. Но Рафис меня не послушал. В конце концов Талгат Абдуллин
победил. Ну и где же сейчас он? Где
Кашапов? Нас всех развели...
Но бороться со мной такими способами бесполезно. Попробуйте закопать родник:
вода обязательно найдет выход в другом месте. Так что мнение о том, будто
я ушла из активной политической жизни, неправильно. Может быть, я сейчас
делаю для нации даже больше, чем президент. - Как вы считаете, чьей задумкой было отстранить
вас от Госсовета?
- Что бы там ни говорили, Шаймиев - это вчерашний кадр. Он пришел к власти,
пройдя школу коммунистической партии. Он там сформировался и как лидер,
и как политик, и как личность. И он знает только коммунистические методы
работы с оппозицией. А они вам известны: тюрьмы, психбольницы, ГУЛАГ.
- Ну уж вы скажете!
- Коммунисты всегда стремились убрать оппозицию с политической сцены.
Кроме того, в 1991 -1992 годах президент получил огромную власть: Декларация
о суверенитете и Конституция были приняты, Москва буквально дрожала перед
Казанью. Шаймиев думал, что тылы его крепки, и считал, что Байрамова и
оппозиция теперь не нужны. Он надеялся, что такая, извините за выражение,
лафа будет продолжаться вечно.
Но время распорядилось по-другому. Теперь от того суверенитета, который
мы провозгласили, не осталось ничего: Конституция выхолощена, результаты
референдума забыты. Москва поступила с руководством Татарстана точно так,
как они поступили со мной.
После того, как мне перекрыли дорогу в Госсовет, была закрыта наша газета
"Алтын Урда" - через суд за критику президента. А сейчас говорят,
что в Татарстане никогда не закрывали газеты и царит свобода слова!
- Уточним, что речь идет о том, что силовым способом
не закрывали СМИ. И в этом власть все-таки права.
- Также через суд отобрали офис "Иттифака" на улице Лобачевского.
Закрыли доступ на радио и телевидение. Но мы все равно живы и работаем.
Спросите, кому же я невыгодна? Невыгодна Москве. Невыгодна русским, живущим
в РТ, потому что борюсь за то, чтобы был один государственный язык - татарский.
Однако при этом я за то, чтобы русский имел статус языка межнационального
общения.
Меня ненавидят враги ислама - за то, что я мусульманка и борюсь за распространение
ислама. А руководству Татарстана невыгодна потому, что выступаю за демократию
в республике. Я ставлю на первый план принципы справедливости. В Госсовете
открыто заявляла: "Вы воруете нефть и строите себе на эти деньги
дворцы!". Их прямо трясло от этих слов.
Вот эти три силы объединились и решили меня устранить.
В 1994 году в Челнах в моем подъезде был взрыв, погибло два человека.
Мою семью спас Аллах. В 1999 году по дороге из Уфы была организована
авария машины, в которой ехали я, Габдулла хазрат Галиуллин и Айдар
Халим. Я тогда сломала руку и позвоночник.
Плюс к этому я была невыгодна и прономенклатурному крылу национального
движения, так как я - яркий лидер, умею писать, выступать, доходя до самого
сердца народа. Но ведь и другие тоже хотят быть лидерами. Хотя одного
желания здесь мало, нужна судьба, четкая позиция, причем не конъюнктурная,
а выстраданная и принципиальная.
На майскую демонстрацию татарские национальные
организации вышли отдельной колонной,
впереди которой шли Р.Мухаметдинов, Ф.Байрамова и М.Мулюков. 1990г
Фаузия Байрамова во время политической голодовки, 1991г
Духовный кризис Байрамовой
- В начале 90-х годов казалось, что вы далеки
от религии. И вдруг вы становитесь правоверной мусульманкой, надеваете
платок...
- Знаете, я сейчас со страхом перечитываю то, что писала в конце 80-х
годов: не было ли там чего-либо, противоречащего исламу? Я и тогда верила
в Аллаха, но не читала намаз и не носила платок, то есть не соблюдала
требования ислама.
Считаю, что 80 - 90 процентов татар были и остаются верующими. Вера всегда
была в наших сердцах, памяти, мы всегда боялись гнева Аллаха. Но наш образ
жизни не был мусульманским. В этом не наша вина: в советское время народ
насильственно был оторван от религии. И то, что ты оставался верующим
даже в те времена, не значит, что ты готов сразу же читать намаз. После
того как ты 40 лет был светским человеком, переломить себя очень сложно.
Про нас же разное говорят: женщин-мусульманок, например, называют ненормальными
лишь за то, что они носят платки. Но этот барьер я преодолела. Помогло
то, что... проиграла на выборах в 1995 году! Как я сейчас думаю, наверное,
это было наказание от Аллаха. За. что, спросите? За то, что вместо слова
"Аллах" везде произносила слово "нация", не вела мусульманский
образ жизни.
К тому времени я уже знала основные молитвы, но этого было еще недостаточно
для того, чтобы закрыть для себя путь к прежнему образу жизни.
Поворотным моментом для меня стали проигранные выборы в Госсовет. Тогда
я пережила тяжелую операцию, мне удалили сразу пять опухолей. Я находилась
на грани смерти. Это было для меня время кризиса: и морального, и духовного,
и физического. От меня отвернулось национальное движение, меня даже перестали
пускать в здание Госсовета. Все двери для меня были закрыты.
И в этот момент для меня открыл дверь Аллах.
Авария, болезнь - все это были испытания, ниспосланные мне свыше. Сейчас
я ищу причины своих несчастий, прежде всего, в самой себе. Может быть,
мне надо было быть более тактичной, не такой категоричной по отношению
к Шаймиеву, другим людям. Сейчас бы я работала с ним совсем по-другому,
мягче, хотя при этом принципиально ничего не изменилось.
Все это не значит, что я "продалась". Если бы "продалась",
то у меня бы что-то было. Нет, просто меня сделал мягче ислам. В том числе
и по отношению к немусульманам.
Байрамова и Шаймиев
- Кстати, когда в последний раз вы обсуждали
политические вопросы непосредственно с Шаймиевым?
- Я встречалась с ним в 1992 году, перед принятием Конституции. Я сказала
ему: "Минтимер Шарипович, я, конечно, понимаю, что Москва не допустит
нашей независимости. 450 лет они держали нас в рабстве и так просто не
отпустят. Давайте возьмем независимость "снизу". Откроем мечети,
татарские школы, пригласим татарских ученых из Америки и Турции, Средней
Азии, соберем всю нашу элиту в Татарстане. Привезем к себе татар-беженцев.
Пусть нас будет в республике 70 процентов". "А как же русские?"
- спрашивает меня президент. Я ответила: "Но я же не против них!
Пусть тоже открывают свои церкви, школы". Президент сказал, что все
это интересно. Но ничего не было сделано.
- Но ведь за последние годы открыты сотни мечетей
и национальных школ!
- Они открыты по инициативе власти, а не рядовых мусульман, и в основном
стоят пустые. Никто не может поручиться, что завтра их не превратят в
клубы. Говорите - школы? Родители забирают своих детей из татарских школ,
потому что Татарстан не смог открыть ни одного татарского вуза, и продолжать
образование на татарском языке негде. Национальные кадры в Татарстане
собрать тоже не смогли. Да, кое-что власть сделала, но этого очень и очень
мало.
Хотела бы подчеркнуть один момент. У меня есть разногласия с Шаймиевым.
Но я никогда не была против него как личности, не затрагивала вопросы
его семьи, у меня не было и нет личных претензий к нему. У меня с Шаймиевым
противоречия были по вопросам независимости и развития татарской нации.
Любопытно, что второй раз мы встретились с ним спустя десять лет. Во время
третьего курултая Всемирного конгресса татар в августе 2002 года мне сказали,
что Минтимер Шарипович хочет со мной поговорить. Конечно, пошла. Спрашиваю:
"Ведь я же еще буквально вчера вас критиковала". Он сказал,
что понимает, почему я так говорю: "Вы критикуете для пользы нации".
Я поблагодарила его за понимание. Говорили о многом. Он спросил, что мне
нужно. Я ответила, что лично для себя ничего не прошу, но надо, чтобы
в республике было создано министерство по делам национальностей. Такие
структуры есть в Башкортостане и Удмуртии, и они давно уже нужны нам.
Он согласился. Потом предложила организовать международный комитет по
защите прав татарского народа, высказала еще несколько подобных предложений.
Аллах
пять веков наблюдает за татарами
- В чем, на ваш взгляд, главная проблема нации?
Может, какая червоточина сидит в татарах и мешает нам?
- Главная наша беда - уход от веры. А еще - татарская интеллигенция, которая
этому способствовала в начале XX века. К сожалению, началось это с Марджани
и Тукая, тех, кто начал внедрять русскую культуру и русский образ жизни
в татарский народ.
- Но ведь и то, что в 1552 году татары проиграли
войну Ивану Грозному, - тоже не случайность.
- Я недавно снова перечитывала Худякова и думала над этим вопросом. Во-первых,
в то время еще не все татары приняли ислам, многие были мусульманами лишь
внешне. Тогда обстановка в Казанском ханстве была очень похожа на ту,
что сейчас в Татарстане: русские, крымские татары, ногайцы - все они влияли
на народ по-своему, и интересы всех этих групп сталкивались между собой.
Во-вторых, история Казанского ханства составляла всего лишь одно столетие,
традиции его были еще слабы, а традиции Золотой Орды и Волжской Булгарии
к тому времени уже были в основном утрачены. Но главное в том, что татары
ушли от веры. И если Аллах послал нам такое наказание, то в этом есть
какой-то смысл. Видимо, Он потом в течение пяти веков наблюдал, что будет
с татарами: станут ли они язычниками? Или сопьются? Или вымрут? Но наш
народ жив и даже после пяти столетий тяжелейших испытаний верит в Аллаха.
Значит, Всевышний не хотел гибели нашего народа, он преподал татарам урок.
И он помогает только тем, кто хочет меняться к лучшему.
Не знаю, сколько стоит хлеб
- Нередко эксперты ставят вас в один ряд с выдающимися
татарскими политиками: Садри Максуди, Минтимером Шаймиевым. Вы ощущаете
себя таким человеком?
- Знаете, это очень серьезно и ответственно. Я сейчас все делаю ради Аллаха
и своей нации, и все эти почетные звания и рейтинги меня не очень интересуют.
Настоящую историю пишет сам народ. Каким ты останешься в его памяти, таков
ты и есть. Лидеры нашей нации в XX веке - это чаще всего жертвы. Хасан Туфан - жертва
сталинского культа личности, Хади Такташ - жертва "красного террора",
Муса Джалиль - жертва коммунизма и фашизма, Тукай - тоже жертва собственных
заблуждений, поверивший в русскую цивилизацию и не доживший даже до 27
лет. Среди них лишь один человек - борец. Это Гаяз Исхаки. В последние
годы своей жизни он повернулся к исламу, хотя до этого относился к нему
сдержанно, тем более что был одно время близок к социалистам. Да, он не
был стопроцентным идеалом, ошибался, но всю жизнь прожил с мечтой о независимом
татарском государстве. И его книги должны быть учебником для татарской
нации. Я хотела бы, чтобы новый лидер нации был таким же.
Я в последнее время побывала в татарских аулах Мордовии, Пензенской, Оренбургской,
Кировской областей, в Уфе. Везде оставляла свои книги, проводила встречи
с людьми в медресе и мечетях, обсуждала с ними проблемы религии и жизни
нашей нации. И что самое главное - находила понимание!
А если бы я сейчас сидела дома и жаловалась на то, что меня отстранили
от политики? Моя дочь часто говорит мне: "Мама, несчастный человек
не может быть лидером". Она закончила факультет международных отношений
на Северном Кипре и рассказывала, как их там учили быть лидером. Такой
лидер, по дипломатической науке, должен быть коварным и расчетливым. Но
меня никто не учил быть лидером, и дочь мне все время повторяет: "Ты
должна помнить, что имеешь дело с коварными людьми, а в тебе этого нет,
потому что ты пришла в политику из народа".
Надо разъяснять людям правду, не паникуя и давая надежду на лучшее. А
надежда есть. После поездки в Уфу я спрашивала себя: "Разве могу
считать себя несчастным человеком? Я - дочь многочисленного великого народа,
езжу по всему миру, молюсь Аллаху, общаюсь с мусульманами. У меня двое
детей, которые тоже молятся Аллаху и растут порядочными людьми. У меня
есть муж, благодаря которому я даже не знаю, сколько стоит в магазине
хлеб". Для кого-то это звучит кощунственно, но я уже пять лет не
была в магазинах, с тех пор, как начала читать намаз. Дома я женщина на
сто процентов - сама все готовлю, убираю. У меня есть все условия для
того, чтобы заниматься творчеством, не думая, как мне найти средства на
издание книг. И все это для меня сделал муж.
- Кстати, где сейчас дети Фаузии Байрамовой?
Чем они занимаются? - Дочь несколько лет живет в Вашингтоне, работает в исламской организации
"Мусульмане Америки", пишет докторскую диссертацию. Она получила
в США политическое убежище, но гражданство у нее российское. Дочь очень
хочет вернуться сюда, говорит, что ей тяжело быть в Америке в то время,
когда наш народ умирает и спивается. Я ей говорю, что еще не время возвращаться:
не то что ей, мне самой места нет в этой стране. Здесь ей негде жить и
нет возможности устроиться на работу, хотя она и знает пять языков.
Сын, закончив татарскую гимназию в Челнах, три года учился в исламском
университете в Малайзии. Потом вернулся домой и целый год в Челнах и районах
Татарстана объяснял людям, что такое ислам. Наконец, пришел и сказал мне:
"Мама, нашей нации больше нет. Все пьют, мечети закрыты, намаз никто
не читает". Но это был скорее юношеский максимализм. Я ответила:
"Мы же не арабы, не турки, нам нужны свои способы приобщения к вере".
Решили, что ему нужно продолжить образование, и он уехал учиться в Арабские
Эмираты. Снова ехать в Малайзию не захотел. Говорит, что там не тот ислам,
распространено язычество, тот же "евроислам".
О детях от межнациональных браков
- Фаузия ханум, извините, но не можем не задать
этот вопрос. С начала 90-х годов и до сегодняшнего дня за вами тянется
тяжелый шлейф: говорят, что вы -ради чистоты нации - якобы предлагали
уничтожать детей от межнациональных браков.
- Аллах свидетель, и могу поклясться на Коране, что я этого не говорила.
Я же верующий человек, как могла такое сказать? Я же сама мать. Я вообще
считаю, что у детей и стариков нет национальности, они принадлежат Аллаху.
А эту фразу мне приписали с целью провокации, все было организовано с
подачи КГБ. В "Вечерней Казани" появилось интервью лидера одного
из местных демократических движений, который сказал, что эти слова якобы
произнесла "известная лидерша национального движения в белом платке".
Все было продумано так, что даже невозможно было подать в суд - все понимали,
что речь идет обо мне, хотя фамилия указана не была.
Однажды я ехала в такси и разговорилась с одной женщиной. Она говорит:
"Я своими ушами слышала, как Байрамова это сказала". А я ей:
"Как же, вот я, Байрамова, перед вами сижу". Она удивленно смотрит
на меня: "Нет, там была совсем другая женщина!" Получается,
специально кто-то выступал вместо меня?
Однажды я ехала в такси и разговорилась с одной женщиной. Она говорит:
"Я своими ушами слышала, как Байрамова это сказала". А я ей:
"Как же, вот я, Байрамова, перед вами сижу". Она удивленно смотрит
на меня: "Нет, там была совсем другая женщина!" Получается,
специально кто-то выступал вместо меня?
По этому поводу я судилась в Челнах с одной газетой, и выиграла дело.
Даже выступила с трибуны Госсовета, сказала всем, что никогда не произносила
тех слов.
Знаете, того, кто в этой жизни слышит много клеветы в свой адрес, Аллах
отправляет в рай. А меня оклеветала вся страна и весь народ. Угрожали
моим детям, могли их убить, и из-за этого я вынуждена была отправить их
за границу. Угрожали и мне, и в этом была одна из причин моего переезда
в Челны. Мне присылали письма с угрозами. Я относила их в КГБ, потом поняла,
что это была сознательная политика в отношении меня. Но Аллах меня спас.
Я думаю, люди, которые меня так жестоко оклеветали, должны покаяться.
Аллах им судья.
- И последний вопрос. Есть ли в вашей жизни поступки,
которыми вы гордитесь и, с другой стороны, такие, которых вы стыдитесь?
- Я бы не стала говорить о конкретных поступках - каждый из них это достаточно
случайное явление. Скорее, разговор должен идти об образе жизни в целом.
Жалею, что поздно пришла к вере. Если бы соблюдала все ее каноны с момента
прихода в национальное движение, то многие проблемы решала бы по-другому.
И результаты тогда были бы более весомыми. Человек должен всю жизнь работать
над своих характером,
Самое для меня главное в том, что Аллах дал мне силы и возможность бороться
за свой народ. И я буду делать это до последнего.
Беседовали Ринат БИЛАЛОВ, Рашид ГАЛЯМОВ
"Восточный экспресс" №43 (144), октябрь 2003г
Обсудить
в форуме
|