Воспитав девочку - воспитаешь нацию
ХХ
век - время взлета женщины
В
облике этой уравновешенной женщины трудно угадать государственного
деятеля. Между тем депутат Госсовета Роза ТУФИТУЛЛОВА - второе
лицо в комиссии, которая считается в парламенте самой трудной, -
по социальным вопросам, делам детей и молодежи.
Но в Татарстане ее знают и в ином качестве. Своеобразной прелюдией к депутатской
деятельности стала для Розы Рахматулловны многолетняя журналистская работа.
Причем в центре ее внимания всегда были дети (сначала как для корреспондента,
а затем редактора газеты "Яшь ленинчы", ныне "Сабантуй")
и женщины (как для редактора журнала "Азат хатын", ныне "Сююмбике").
Ее детищем по праву называют и ассоциацию татарских женщин "Ак калфак",
которая существует уже десять лет. Возможно, поэтому люди, обращающиеся в комиссию
со своими бедами, воспринимают ее как родного человека. У них нет никакого сомнения,
что она поймет их, выслушает.
Вряд ли кто-нибудь из них знает о том, что эта респектабельная женщина - самая
старшая в семье, в которой было шестеро детей, и до сих пор живет заботами о
младших сестрах. Не знают они и о том, что сельскими учительницами были ее бабушка
и мама, это от них у Розы любовь к литературе. А может, от Хасана Туфана, с
которым Туфитуллова находится в довольно близком родстве. Но о родстве с великим
поэтом она узнала уже будучи студенткой филфака Казанского университета...
Она мечтает засесть за книгу. Признается: очень соскучилась по перу. Книга будет
посвящена татарским женщинам.
Наверное, поэтому наш вопрос "какую
роль в судьбе татарской женщины сыграл XX век?"
не застал народного депутата Туфитуллову врасплох.
- Прошедшее столетие - это, конечно, период татарского ренессанса. А для татарской
женщины, несмотря на то что было много потрясений, этот век стал временем взлета.
Можно сказать, она взяла свою судьбу в собственные руки. Именно после 1905 года
появились первые татарские просветительницы. Например, Зухра Акчурина. Дочь
богатого купца почти все наследство, доставшееся ей от отца, истратила на просвещение.
Акчурина сыграла огромную роль в создании газеты "Таржеман", оказавшей
большое влияние на татарское общество (главный редактор - ее муж Исмагил Гаспринский).
Или взять Фатыху Аитову. Эта женщина открыла в Казани татарскую школу для девочек,
затем - женскую гимназию. Она тоже все свое состояние пожертвовала на дело образования.
Четыре раза ездила Аитова в Санкт-Петербург за разрешением открыть гимназию
и добилась своего. Потом эта гимназия даст нации много талантливых людей - Сару
Садыкову, мать композитора Мансура Музафарова, мать Наиля Амирова (нынешнего
ректора медуниверситета). Думаю, открывая сначала школу, а затем гимназию, она
ставила цель стратегическую - чтобы получившие здесь образование татарские женщины
смогли в будущем воспитать полезных для общества людей. Есть на этот счет у
нашего народа очень мудрые слова: воспитывая мальчика - воспитываешь мужчину,
воспитывая девочку - воспитываешь нацию.
- Говорят, татарские женщины никогда не
были забитыми и покорными, например такими, как мы представляем
женщин Средней Азии...
- Да, татарок с ними не сравнить. У нас был умеренный уклад в этом смысле. Видимо,
сказывается географическое положение - живем почти в сердце России. Однако и
Тукай, и Фатых Амирхан в начале XX века не раз писали о том, чтобы татарская
женщина не замыкалась только на семье. Гаяз Исхаки, Гаспринский и Муса Бигиев
прямым текстом призывали освободить татарских женщин от засилья быта. Но даже
те, кто, кроме дома, не видел никакой радости в своей жизни, были образованными,
много читали по сравнению с другими родственными татарам народами. Надо отметить
и особую красоту татарских женщин. Не случайно многие хотели иметь жен-татарочек
- от природы очень хозяйственных и аккуратных, привязанных к семье.
- Насколько я знаю, известный писатель
Чингиз Айтматов рожден татаркой, у знаменитого Муслима Магомаева
мама - тоже татарка. Этот список можно продолжить.
- Да, мы гордимся этим. Учительницами многих тюркских народов были женщины-татарки.
И многие тюркские театры начинались с татарских актрис. В 1999 году прошел съезд
женщин тюркских народов, мне посчастливилось быть на нем. Председатель съезда
- казашка Раушан Канапьянова неожиданно предоставила первое слово нашей делегации,
подчеркнув: "Мы все обязаны татарскому народу и его женщинам". Это
было очень трогательно. В свое время я сделала для себя открытие, когда мне
в руки попали труды Ольги Сергеевны Лебедевой. Сама родом из Вятки, Лебедева
была в родстве с казанским губернатором. Хорошо знала Тукая, Фатыха Амирхана,
Каюма Насыри. Многие свои публикации подписывала татарским именем. Так вот эта
русская женщина в 1909 году в Италии сделала научный доклад этнографического
характера, где довольно подробно описала методы воспитания в татарской семье,
дав им высокую оценку. Она подчеркивала природное стремление татарских женщин
к просветительству и образованию. С тех пор прошло сто с лишним лет, и хотя
татарская женщина сохранила это стремление, ситуация во многом изменилась. Получилось
так, что мы, стараясь вытащить своих собратьев из необразованности, сами остались
с потерями.
- Роза Рахматулловна, что вы имеете в виду
под словом "потери"? Ведь сейчас татарские женщины занимают
значительное положение в обществе, не считая единичных случаев некоторой
дискриминации в карьерном росте.
- Нынешней весной наши газеты написали о том, как в Нижнекамске женщина пыталась
продать своего ребенка. Этот факт меня потряс. Возможно, если бы это случилось
где-то не в нашей республике, я бы так не расстроилась. Но тут продать свою
кровинушку решила татарка... Я долго думала, почему произошла подобная деградация
женщины. И пришла к выводу, что виновато само общество. В середине двадцатого
столетия произошло непоправимое - мы сделали женщину труженицей, а домашний
очаг, семейные ценности незаметно передвинули на второй план. Вспомните: наши
поэты наперебой воспевали многостаночниц, а писатели расхваливали женщин-трактористок,
многократно перевыполнявших план, на почетное место в президиумы сажали не женщину-мать,
а стахановку. В результате сегодня у многих женщин вообще нет интереса к семье,
как таковой. Посмотрите, кто работает на наших рынках? В основном женщины детородного
возраста. Условия труда далеко не лучшие. Возможно, некоторые из них и посвятили
бы себя воспитанию детей (у татарок это в крови), однако в настоящее время это
великая роскошь. На что тогда жить?! Кто-то из публицистов сравнил последствия
от разрушения женской природы с последствиями от взрыва атомной бомбы.
- Но сегодня, наверное, нереально удержать
умных, энергичных и талантливых женщин у домашнего очага. Они все
больше хотят равных с мужчинами прав. И женщины-татарки в этом смысле
не могут быть исключением. Не согласны?
- В 1995 году в Китае прошла Всемирная конференция женщин, на которой
этот вопрос всесторонне рассматривался. После форума ООН выпустила
специальные рекомендации правительствам, в том числе и России: в
исполнительных органах 30 процентов руководителей должны быть женщины.
Конечно, до этих 30 процентов Татарстану еще далеко, но и среди
татарских женщин есть крупные ученые, писатели, политики. О многом
говорит и тот факт, что много наших женщин работают заместителями
руководителей различных структур. Естественно, нашу ситуацию не
сравнить, например, с Финляндией, в которой и президент, и спикер,
и мэр столицы - женщины, а в парламенте их - 38 процентов. Как им
удалось этого достичь? Они говорят: чтобы получить "равные
права - равные возможности" с мужчинами, мы боролись 80 лет.
Но мне кажется, нам совсем не обязательно ориентироваться на западных
женщин. Я не раз спорила с российскими лидерами женского движения,
доказывая, что мы, женщины Евразии, имеем совершенно иной менталитет.
К сожалению, сегодня принцип "равные права - равные возможности"
некоторая часть прекрасной половины России понимает искаженно: значит,
женщине разрешено, как и мужчине, уходить из семьи, бросать ребенка.
Отсюда - упадок рождаемости, рост числа беспризорных детей, сирот.
- Вы были редактором журнала "Азат
хатын", когда его переименовали в "Сююмбике". "Свободная
женщина" превратилась в последнюю царицу Казанского ханства.
Интересно, чем было продиктовано это решение?
- Дело в том, что "Сююмбике" - не новое название нашего журнала, а
прежнее. Журнал "Сююмбике" выходил в Казани с 1913 по 1918 годы и
сыграл огромную роль в воспитании татарских женщин. Популярность его была огромна.
Здесь печатались многие видные писатели и поэты. "Азат хатын" появилась
только через восемь лет после закрытия "Сююмбике". Журнал носил это
название до 1991 года. Тогда-то и появилась идея вернуть ему прежнее название.
Меня поддержали коллеги. Мы посоветовались с Баки ага Урманче, Гумером абы Башировым,
Амирханом ага Еники. Аксакалы очень обрадовались, поддержали нас. Но нельзя
сказать, что переименовать журнал было легко. Отношение к последней царице Казани
до сих пор неоднозначное. В каких только грехах ее не обвиняют! Мы же считали
так: если за четыре столетия в памяти народа это имя сохранилось как символ,
если оно воспевается в старинных баитах, значит, достойно уважения. Сейчас "Сююмбике"
- неотъемлемая часть татарской журналистики.
- Вы были также инициатором создания ассоциации
татарских женщин "Ак калфак", которой в этом году исполнилось
десять лет. Оправдала ли себя эта организация?
- Начнем с того, что подобного общества не было никогда. Существовали в свое
время организации мусульманских женщин, но туда входили прекрасные представительницы
и других тюркских народов. Кстати, первый съезд одной такой организации прошел
в Казани. А вот чисто татарских не было. Мне кажется, женский вопрос и проблема
сохранения родного языка очень взаимосвязаны. Не случайно же татарский язык
называют "ана теле" - материнским языком. Зная его, искренне болея
за него, женщины могут реально помочь его сохранить. Ведь там, где компактно
проживают татары, все лежит на женских плечах - и татарские детсады, и национальные
школы, гимназии. Поэтому услышав о созыве Международного конгресса татар, я
подумала: почему бы при нем не создать женскую секцию. Посоветовалась с Мансуром
Хасановичем Хасановым, и он сказал: "Роза, надо создавать самостоятельную
организацию, пусть люди знают, какая это сила - татарские женщины!" Вот
мы и поставили перед собой цель - возродить духовные ценности татарской женщины.
Я не скажу, что нам это удалось. Но за десять лет мы создали в крупных городах
секции "Ак калфак", и они успешно работают. Например, в Австралии
даже издают учебники татарского языка. Это необычный учебник - популярный, красочный.
Его автор Гайша Маски языком сказок рассказывает татарским детишкам о далекой
родине. Он пишет: там тоже живут татары, и они ждут встречи с тобой, тебе обязательно
предстоит посетить ее. Разве не здорово? Мы собрали массу интересного материала.
В Финляндии, например, татарские женщины выпустили для детей книги на латинской
графике, среди них - о татарской кулинарии. Мне кажется, там, в отличие от нас,
очень хорошо поняли, что будущее нации - в руках женщины.
- Может быть, имеет смысл в Татарстане
разработать и принять какую-то женскую программу на правительственном
уровне?
- Я уже третий год работаю в нашем парламенте, но, к сожалению, единомышленников
можно пересчитать по пальцам. Не пишут о женской проблеме и наши поэты, писатели,
словно ее нет. Правда, в Совете Федераций недавно создали комиссию, которая
будет способствовать реализации принципа "равные права - равные возможности"
женщин с мужчинами. Меня тоже включили в эту комиссию. Но у меня несколько иная
точка зрения: женщине нужны не равные, а особые права.
- Как думаете: что нам готовит наступивший
век?
- У меня есть надежда на лучшее. Татары - сильный
народ, сильная порода. Мы должны сохраниться как нация. За эти десять
лет приходилось общаться со многими татарами. Очень яркое впечатление
оставили прибалтийские татары и татары, проживающие в Белоруссии.
Они обосновались там 600 лет назад. Язык потеряли, но такой национальный
дух остался, сохранились обычаи, религия. Это удивительно! Недавно
прошел конгресс татар. В Казань из регионов съехались активисты.
Но на первое место я ставлю тех людей, которых называют совестью
нации, - писателей. Тревожно мне: аксакалы ушли, и их места сегодня
большей частью свободны.
И еще. В Русском музее висит любопытная картина Николая Рериха. Называется "Идущие".
Поднимаются на гору Он и Она. Женщина впереди. Это символ. Великий гуманист
хотел предупредить нас, что дверь в будущее человечества откроет женщина. Многие
говорят, что XXI век должен стать веком женщины...
Резеда ДАУТОВА
"Восточный эскпресс" №37 (96) ноябрь, 2002г
Обсудить
в форуме
|