Секты
атакуют? Религиозная ситуация в Татарстане: от спиритов
до йогов
Несмотря на разнообразную государственную поддержку "официальных"
религий, в последние годы увеличивается интерес людей к различным
сектам и нетрадиционным культам.
Динамика численности организаций нетрадиционных
религиозных направлений за последние пять лет показывает, что если
по количеству последователей новые культы пока уступают традиционным
религиям, то по своей активности они являются лидирующей группой.
Если по всей России количество духовных искателей уже перевалило
за 5 миллионов, то в Татарстане, по мнению социологов, их насчитывается
около 10 тысяч.
Новые культы
Термин "секты" в России традиционно
носит негативный оттенок, подразумевающий, как правило, небольшие
маргинальные группы людей, отличающихся по вероисповеданию и образу
жизни от большинства. Хотя этот термин является достаточно широко
используемым, социологи и религиоведы в научной литературе употребляют
понятия "новые религии" или "новые культы".
Какие же организации можно отнести к сектам? Основной параметр секты
- замкнутый круг, своя терминология, одностороннее черно-белое восприятие
действительности, чувство избранности и спасительного знания. Внешние
признаки - навязывание на улицах, в домах, предприятиях и организациях
своего вероучения и литературы. Попытки вытягивать из людей деньги
под различными предлогами, попрошайничество на улицах, вербовка
новых членов, часто - отказ от семьи и желание заполучить новых
членов путем прямой дезинформации.
Секты присутствуют в каждой крупной религиозной
формации: христианские, мусульманские, индуистские и прочие. Но
духовная сфера вовсе не ограничивается религиозными течениями: к
сектам некоторые относят различные оккультные, магические и экстрасенсорные
услуги и тренинги личного роста (типа НЛП или "Лайф спринг").
А некоторые эксперты предлагают к ним же отнести
и так называемые коммерческие культы - бизнес, основанный на прямых
продажах, по типу "Гербалайфа" (сетевой маркетинг). В
общем, все то, что держится не на чем-то реальном, а на внушении.
В Татарстане упомянутые организации и группы охватили кроме Казани
Набережные Челны, ставшие центром притяжения многих культов, а также
Нижнекамск, Альметьевск, Бугульму, Зеленодольск и некоторые райцентры.
Христианские секты
Как в целом по России, так и в Татарстане наиболее широко представлены
христианские секты. Сразу надо отметить неправильность стереотипа,
оставшегося с советских времен: считать сектантами лютеран, методистов,
баптистов и другие протестантские течения. Это абсолютно неверно.
Самые различные протестантские направления (а только на территории
нашей республики их более десятка), которые в своих богослужениях
основываются только на Библии, не являются сектами. Это обычные
протестантские общины, к тому же во многих западных странах давно
ставшие традиционными церквями. А вот те верующие, которые к Библии
добавляют некие дополнительные писания и чтут их наравне с Книгой
книг, - с точки зрения традиционного христианства, безусловно, сектанты.
К активно действующим в Татарстане относятся,
например, адвентисты седьмого дня - наиболее близкие к традиционному
протестантизму, но причислившие к Священному Писанию труды основательницы
церкви АСД - Елены Уайт. Более экзотической трактовкой христианства
отличаются Свидетели Церкви, мормоны
и Церковь Объединения Сан Мен Муна.
Если вы увидите на улицах людей, предлагающих
прохожим журналы "Сторожевая башня" и "Пробудись!",
знайте, что столкнулись с одним из самых активных с точки зрения
прозелитической деятельности движением - Свидетели Иеговы. Члены
этой организации обязаны тратить на вербовку новых членов от 40
до 140 часов в месяц. Структура Свидетелей Иеговы уникальна: это
своего рода обратная пирамида. Издания иеговистов, мировой ежемесячный
тираж которых превышает 20 млн. экземпляров, распространяются членами
движения бесплатно, однако сами "свидетели" как бы выкупают
их в своих религиозных филиалах.
Муниты часто действуют под вывеской молодежных
и студенческих организаций: в Татарстане - КАРП. Они занимаются
попрошайничеством у дорогих казанских супермаркетов, таких, как
"Субконтинент" или "Бахетле". В тот момент,
когда загруженный покупками на несколько тысяч рублей владелец джипа
или другой престижной иномарки открывает багажник своей машины,
к нему робко обращается некое существо с просьбой оказать помощь
их студенческой организации. И часто уходит с крупной купюрой. Но
это не представитель голодающего студенчества, а хитрый мунит, обманом
выклянчивающий деньги. Живость и изворотливость этих "представителей
студенчества" доходит до того, что даже пойманные на месте,
они отрицают свою принадлежность к секте Муна.
Вышедшие из ислама
С точки зрения мусульман, отступниками от чистоты
ислама являются движения бахаи и ахмадия, получившие достаточное
распространение в Татарстане.
При этом если бахаи считают свое движение новой
религией, вышедшей из ислама, то ахмадийцы почему-то продолжают
себя называть мусульманами. А одного из их лидеров - живущего в
Лондоне поэта Равиля Бухараева
- казанские издания почему-то называют ученым-исламистом.
Хотя ахмадийцы имеют свой сформировавшийся культ
(они почитают следующего после Мухаммеда пророка - Ахмада Кадиани
и вместо Мекки практикуют свой хадж - в Пакистан, на родину основателя
культа - Кадиан и далее в Индию - в Сринагар, где, по их представлениям,
находится могила Иисуса Христа), в большинстве мусульманских стран
они не считаются мусульманской общиной. А Лига исламского мира объявила
ахмадию враждебным исламу течением. Поэтому и международный центр
этих "мусульман" - в Лондоне.
Неоиндуистские культы
В последнее время у нас активизировались последователи
различных индуистских течений. Особенно активны представители Общества
Сознания Кришны и последователи "Трансцендентальной медитации"
Махараджи Махеш Йоги, адепты Раджниша (Ошо), Шри Чинмоя и Сахаджа-йоги.
В казанском поселке Юдино вайшнавы заканчивают
строительство Дома Кришны и довольно активно пополняют свое движение
в Казани и Альметьевске посредством участия в различных культурных
мероприятиях и продажи своей литературы. Способствует этому и то,
что в казанскую общину вайшнавов входят многие представители творческих
профессий. Самая успешная и американизированная неоиндуистская группа
в мире - "Трансцендентальная медитация" - в Татарстане
находится в стадии активного становления.
Единственный в России университет Махариши действует
в Набережных Челнах, а здание еще одного его филиала строится сейчас
в Казани недалеко от третьей дамбы. Последователи Шри Чинмоя организуют
различные выставки и лекции (последняя выставка живописи Шри Чинмоя
прошла в казанском Доме-музее В.И.Ленина) и зарабатывают на распространении
кассет с музыкой Чинмоя.
Игры спиритов
Отдельное место в мире культов занимает Церковь
Сайентологии. Ее создателю Лафайету Рональду Хаббарду приписывают
фразу: "Если хотите разбогатеть - придумайте новую религию".
Официально свои деньги сайентологи в
Татарстане зарабатывают на курсах, где учат основам владения
бизнесом и личного роста. (Сегодня главный центр российских сайентологов
- Нижний Новгород. Факт причастности к нему полпреда президента
в Приволжском округе муссируется давно. Формальные основания: в
1995 году С.Кириенко, возглавлявший тогда банк "Гарантия",
направил в Нижегородский Хаббард-колледж своих подчиненных и сам
вроде бы прошел обучение. Сам Сергей Владиленович ни разу в печати
комментариев на этот счет не давал.)
Другие организации мистико-оккультной направленности
часто выступают под вывеской культурно-просветительских организаций.
К таким относятся: теософы - поклонники мадам Блаватской и антропософии
Рудольфа Штейнера, преподающие в "вальдорфской школе"
города Казани, последователи "Агни-Иоги" и общества Рерихов,
а также лечебно-оздоровительные течения (последователи Порфирия
Иванова, Талгата Акбашева и казанская школа "Озарение").
И, наконец, пример полного триумфа оккультизма в Казани - успешное
строительство Храма всех религий Ильдара Ханова, воплотившего в
камне идею объединения всех конфессий - феномен беспрецедентный
даже в российском масштабе.
Наша справка
Всего в России, по данным Минюста, зарегистрировано
20300 религиозных объединений. Из них в Татарстане официально зарегистрировано
около тысячи.
Абсолютное большинство из них относится к мусульманским
(804) и православным (144) религиозным группам. Приоритет этих религиозных
организаций зафиксирован и в законе о свободе совести РТ: "Госсовет
РТ, признавая особую роль ислама и православия в становлении и развитии
духовности и культуры народов Татарстана... принимает настоящий
закон".
Альберт ШАКИРОВ
"Восточный эскпресс" №50 (57) 21 декабря, 2001г
Обсудить
в форуме
|