Габдулла Тукай глазами немецкого ученого
В понедельник исполняется 118 лет со дня рождения одного из основоположников
татарского литературного языка - Габдуллы Тукая.
Преподаватель Института тюркологии Вамбергского университета Михаэль
Фридрих - единственный западный ученый, посвятивший свою научную
работу поволжскому поэту. Герр Фридрих написал оригинальную монографию,
название которой в переводе с немецкого звучит приблизительно так:
"Габдулла Тукай: человек, который был идеализирован за служение
татарской нации и советскому социализму".
Корреспондент "Восточного экспресса" воспользовался недавним
визитом ученого в Казань и побеседовал с зарубежным гостем. -
Почему вас интересует тема идеализации Тукая?
- Я изучал взгляды и мнение о Тукае, которые существовали при его
жизни и после смерти. И все. Пытался понять, если при жизни взгляды
на Габдуллу Тукая были очень неоднозначными, то почему к 20 - 30-м
годам он стал вдруг великим? При этом причины, по которым считают
его таковым, у всех разные. Ответ простои возродил национальную
идею, национальное самосознание. К тому же национально-освободительной
борьбе нужны свои герои. И если сегодня в политике кумирами татар
стали Гаяз Исхаки, Садри Максуди, то в поэзии им мог стать только
Тукай. Маджит Гафури стал башкирским поэтом, Сагит Рамиев - фигура
неравнозначная ему, а Дэрдменд практически не писал о национальной
и народной идее.
- Но Тукай стал для татар больше чем символом
национального языка и литературы. Его идеализация порой сравнима
с культом Мао или Ильича...
- Даже сам Тукай не мог объяснить своей популярности при жизни и
даже вопрошал: "Как я из маленького Апуша стал Тукаем?"
На мой взгляд, у него есть одно преимущество перед всеми остальными
современниками -он рано умер. Революция тогда еще не свершилась,
и никто не мог сказать, что подумал бы Тукай о новой власти. Биография,
которую дала ему советская власть, - это вычищенная анкета о социальном
происхождении. В воспоминаниях современников он упоминается как
человек, который не был вхож в круги казанской элиты и интеллигенции,
так как не был эрудированным и образованным. Много времени проводил
в пивных и кофейнях и даже переживал, что не дай Бог подхватит сифилис...
- А как новый кумир эволюционировал?
- Со дня его смерти в газетах вышло много статей, что надо поставить
памятник, учредить стипендию Тукая. Ни одно из этих предложений
не было воплощено в жизнь. До начала 30-х годов советская литературная
критика в лице Гумера Тулумбайского отказывалась признавать Тукая,
считая его буржуазным поэтом. Первый памятник поэту появился только
после Второй мировой войны.
В 1937 -1938 годы, когда была уничтожена вся возможная оппозиция
"султангалиевцев" и "троцкистов", Тукая можно
было возвышать. Он стал пролетарским поэтом. С началом Великой Отечественной
войны каждому народу нужны были свои национальные герои. Тогда стихи
Тукая появились не только в республиканских, но и во всех фронтовых
татарских газетах. На следующем этапе - 60 - 80-е годы - наступает
время дружбы народов и интернационального долга. Тогда было принято
говорить о влиянии русской литературы на творчество Тукая. И только
с середины 80-х годов начинается обращение к гуманистическим взглядам
Тукая.
- Получается, популярность Тукая - это
всего лишь советский миф?
- Ни в коем случае. Тукай был настоящим народным поэтом. Он жил
тем, чем жили простые люди. Поэтому его любил народ, настолько любил,
что в последний путь Апуша провожали тысячи людей, которые несли
венки, фотографии, и кадимисты ничего поделать с этим не могли.
- Говорят, что в конце жизни Тукай пересмотрел
некоторые свои взгляды?
- Когда он доживал последние дни, то отрекался от 95 процентов своих
произведений. "Если бы у меня было время, то я написал бы все
по-другому", - говорил он. Главная причина этого кроется в
том, что поэзия - была его единственным заработком. Поэтому он был
вынужден много писать на заказ, что сказывалось на качестве и идеях.
- Какое место занимает Тукай в тюркской
литературе?
- Тукай, к сожалению, проигрывает таким среднеазиатским поэтам,
как Абай, Фитрат или Чулпан, из-за того, что не смог получить хорошего
образования. Но татарская литература стала эталоном и для других
тюркских народов России. Даже идеализация Абая или Гафура Гуляма
строилась с оглядкой на Тукая. Тюркские народы Средней Азии и Китая
познавали русскую и западную литературу через татар...
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №16 (170) 23.04.2004
Обсудить
в форуме
|