Татарский театр: в центре внимания - человек
"Театр
ведет к свету, к озарению" - так еще в начале прошлого века
писал великий татарский поэт Г.Тукай.
Сегодня татарский театр находится на пути к возрождению: позади
- эпоха соцреализма, неопределенность и хаос постперестроечного
времени. Завоевывая все больше симпатий зрителя своей зрелищностью
и актуальностью, татарский театр не утерял то ценное, что всегда
являлось его важной творческой составляющей - раскрытие человеческих
характеров.
Татарский театр, основанный на рубеже XIX-XX
столетий, был изначально реалистичным. Сцена искала ответы на болевые
вопросы действительности через раскрытие человеческих характеров.
Татарский театр развивался не только параллельно со сценической
культурой России, но порой опережал ее, поднимая крупные, узловые
вопросы современности раньше многих национальных театров. Так, Карим
Тинчурин в своей пьесе "Американец" обратился к проблемам
нэпманской среды и сатирически высмеял тщеславные мечты об Америке.
Позже эти же темы прозвучали в пьесе известного русского писателя
Бориса Ромашова "Воздушный пирог". Другая комедия К.Тинчурина
- "Без ветрил" по внутренней сущности, широте охвата исторического
материала соприкасающаяся со знаменитой драмой Михаила Булгакова
"Бег", также была написана раньше.
Многие произведения русской драматургии 20-30-х
годов прошлого столетия, освещавшие актуальные проблемы своей эпохи,
для современного русского театра уже не представляют особого интереса.
В татарской драматургии дело обстоит иначе. Произведения Карима
Тинчурина, Фатхи Бурнаша, Хади Такташа, Наки Исанбета, в которых
авторы обращаются к общечеловеческим ценностям, сегодня успешно
ставятся на татарской сцене. Более того, современный татарский театр
привлекают дореволюционные классики - Г.Камал, М.Файзи, Ф.Амирхан,
Г.Исхаки.
Каждый этап в истории страны, изменения в ее политической и культурной
жизни отражаются и театральном искусстве. Так, в театральном пространстве
бывшего Советского Союза прошла эпоха "шестидесятников"
с ее громкими именами актеров и режиссеров. В татарском театре эта
эпоха ознаменовалась именами Халила Абжалилова, Хусаина Уразикова,
Гульсум Камской, Фуада Халитова, Габдуллы Шамукова, Шахсанам Асфандияровой.
Знаменитый режиссер-шестидесятник Марсель Салимжанов, руководивший
татарским академическим театром в течение 36 лет, создал целую эпоху
в истории национальной сцены. Годы его работы - время взлета театра,
период знаковых постановок, выделяющихся разнообразием режиссерских
решений: от социально-бытовых, психологических, гротесково-фарсовых,
забавно-комедийных до публицистически трагедийных, трагикомических,
мелодраматических. Марсель Салимжанов воспитал плеяду крупных мастеров
сцены - Шауката Биктемирова, Рината Тазетдинова, Равиля Шарафеева,
Нажибу Ихсанову, Азгара Шакирова, Наилю Гаряеву, Наиля Дунаева,
Алсу Гайнуллину. В содружестве с Салимжановым состоялся аксакал
сегодняшней драматургии Туфан Миннулин.
Ныне происходит не только естественная смена
поколений, но, с исчезновением СССР как государства, сменилась идеология
страны. Меняется и театр, он ищет адекватные, соответствующие времени
выразительные средства. Но, в отличие от некоторых современных русских
театров, занятых поисками голой формы, суммы изощренных технологий,
которые становятся чуть ли не самоцелью, татарский театр смог остаться
сценой, где на первый план выходит индивидуальная природа человека,
правда его чувств.
В первые годы перестройки, получив свободу действий,
многие творческие коллективы страны ставили смелые эксперименты
в поиске средств привлечения зрителя. Театр стал площадкой для демонстрации
ранее скрываемых, нелицеприятных сторон жизни, или, наоборот, местом
осуществления коммерческих развлекательных проектов. Татарский театр
в эти трудные годы остался верен себе. Выдержав испытание временем,
остался в первых рядах старейшин татарской драматургии Туфан Миннулин.
Поднимается молодое поколение драматургов: Зульфат Хаким, Данил
Салихов, Мансур Гилязов, Фанавиль Галеев. Татарские театры за последние
десять лет перешли под руководство молодых талантливых режиссеров
- Фарита Бикчентаева (камаловский театр), Рашида Загидуллина (тинчуринский
театр), Рината Аюпова (татарский ТЮЗ), Булата Бадриева, Рустама
Галиева (районные театры).
Сегодня татарский театр широко использует современные средства художественной
выразительности - пластику, музыку, кинохронику, танцы, выстроенность
света, звука. Но при этом внешние блеск и яркость не становятся
самоцелью, и в центре внимания остается человек с его чувствами,
мыслями и переживаниями.
Примером этому является нынешний сезон, в котором
театральные коллективы Казани - Татарский
государственный академический театр им. Г.Камала, театр им.
К.Тинчурина и Татарский ТЮЗ представили свои новые работы.
В первую очередь хочется отметить, что всем этим
спектаклям присуща динамичность и сценическая яркость. Таковы требования
сегодняшнего зрителя, для которого зрелищное представление в театре
дает возможность отвлечься от серых будней и получить новый эмоциональный
заряд.
Камаловский и тинчуринские театры почти одновременно
вынесли на суд зрителя постановки двух знаменитых комедий К.Тинчурина
- "Казанское полотенце" и "Страсти по докладу".
Обе пьесы неоднократно ставились ранее, но на этот раз эти постановки
прозвучали совершенно по-новому.
Комедия "Казанское полотенце" была
написана в 1922 году. В спектаклях, поставленных по этой пьесе в
советское время - в 1924, 1956 и 1981 годах, главным объектом насмешки
становились священнослужители. Сегодня актуальность подобной трактовки
прошла. Новый постановщик - Ф.Бикчентаев - всю забавную невероятность
сюжета решил передать через шакирдов, их озорные проделки. Более
того, из одного образа Салиха режиссер сделал три, которых с юмором
и с нарочитым пафосом играют обаятельные актеры - И.Габдрахманов,
Р.Вазиев, И.Хайруллин. А неправдоподобная вера священнослужителей
и стариков деревни в возможность превращения двух молодых влюбленных
в бревна режиссер объясняет наивностью стариков.
Спектакль получился легким, красивым, добрым
действом. Большая роль в этом художника С.Скоморохова, автора красочного
оформления с преобладанием зеленого. Другой цвет - красный - доминирует
в спектакле Р.Загидуллина (художник Р.Моров) "Страсти по докладу",
где главный герой Муртаза является председателем артели "Красные
сандалии". Через конфликт пьесы - поиск потерянного доклада
- раскрываются тупость, бездарность "вершителей судеб".
Если в комедиях К.Тинчурина высмеивались наивность
и тупость, то в последующих премьерных спектаклях обеих театров
поднимаются важные духовные проблемы сегодняшнего дня - нехватка
доброты, внимания к людям. Забавные ситуации в спектаклях "Шулай
булды шул" (Т.Миннуллин, режиссер Ф.Бикчентаев), "Близнецы
и Нафиса" тинчуринского театра (М.Гилязов, режиссер Р.Загидуллин)
помогли постановщикам сквозь добрую улыбку, легкую иронию раскрыть
характеры двух молодых людей, выдержавших испытание на звание человека.
Молодые артисты И.Габдрахманов (театр Камала) и А.Фатхуллин (тинчуринский
театр) ненавязчиво создали яркие, полнокровные образы.
Спектакль, поставленный камаловским театром,
своеобразен. Он монологичен. Сидит у края сцены Алмаз и вспоминает
свое прошлое - фиктивный брак с Гульшат, постепенно переросший в
любовь. Через монолог раскрывается добрая, порядочная сущность Алмаза
(И.Габдрахманов). В воспоминаниях героя центральное место занимает
Нургали - отец Гульшат, человек со сложным характером. Актер настолько
жизненно достоверен, что зритель без сомнений верит в его жесткую
властность, чувство униженного достоинства оскорбленного отца, стремящегося
скрыть грех дочери.
Премьеру спектакля "Яра" театра им.
Г.Камала ждали со смешанными чувствами. Постановщикам предстояло
глубокую, поэтичную повесть о послевоенных годах, наполненную авторскими
размышлениями Аяза Гилязова, не растеряв ее очарования, перенести
на сцену (автор инсценировки - сын писателя Мансур Гилязов). Тем
более, что постановку спектакля доверили молодому режиссеру - студенту
IV курса ГИТИСа Рамилю Фазлыеву. Но первые же аккорды трагической
музыки Рима Хасанова, кажущееся безбрежным, почти космическим пространством
место действия (художник Б.Ибрагимов) настраивают зрителя на то,
что речь пойдет о сложных жизненных зигзагах. В новой работе театра
использован ряд символических образов. Святой камень - хранитель
души народа; образ телеги олицетворяет движение жизни. Внутри символического
круга - жизнь главных героев, непростые драматические судьбы Сулеймана
(Н. Аюпов), Зулейхи (А.Гайнуллина), Шакура (И.Хайруллин), Зайтуны
(Л.Рахимова), солдата (Ф.Зиганшин), Мухаммета (А.Шакиров).
Спектаклем "Сак-Сок" начал свою работу
стационар татарского Театра Юного Зрителя. Организованный в конце
1980-ых годов, татарский ТЮЗ с приходом нового директора Роберта
Муртазина и главного режиссера Рината Аюпова получил новую жизнь.
Любопытно, что Р.Аюпов, как и режиссер тинчуринского театра Р.Загидуллин
- выпускник Щукинского училища. Возможно, поэтому в постановках
Рината Аюпова всегда присутствует зрелищность, он стремится показать
классику в новом свете. Пластическое и музыкальное решения в его
постановках привлекают зрителя, а серьезные духовные и нравственные
проблемы, поднимающиеся в работах, заставляют сопереживать героям.
Спектакль "Сак-Сок" - о вечной борьбе добра и зла. "Алмачуар"
("Конь в яблоках") - об ответственности "за тех,
кого мы приручили". Идея последнего перекликается с идеей известной
сказки Экзюпери "Маленький принц". Только в тюзовском
спектакле происходит обратное: прирученный молодой конь из-за эгоизма
и жестокости мальчика Закира погибает, вызвав у зрителя чувство
скорби от непоправимой беды.
Объединяющей чертой всех новых работ сезона является
то, что за формой - красочностью, динамикой, отточенной пластикой,
художественным оформлением раскрываются человеческие характеры.
Поэтому интересно следить не только за стилями постановок, но за
судьбой, природой человека. Именно это сегодня является важной творческой
составляющей татарского театра.
Ильтани ИЛЯЛОВА, театральный критик.
"Татарские новости" №6 (119), 2004
Обсудить
в форуме
На эту тему:
|