Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05-07' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№52 (95)  4 июля 2004

А дитя без глазу
Госсовет в поисках двуязычия в татарстанских вузах

    Нянек у образования на татарском языке если не семь, то, как минимум, четыре - отдел по развитию языков народов РТ Кабмина, Министерство образования РТ, совет ректоров вузов РТ, совет директоров заведений среднего специального образования РТ.
    Во вторник парламентский комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам пригласил к себе на заседание все эти структуры, чтобы обсудить положение подопечного, то есть татарского языка в вузах и ссузах. Принимающая сторона взяла на себя одновременно и роль третейского судьи. Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев подверг критике практически всех:
    - Если Минобразования РТ сумело наладить систему национального образования в средней школе, то в ссузах и вузах, которые находятся в его ведении, ситуация оставляет желать лучшего. В заведениях начального профессионального образования министерства на татарском языке обучаются лишь 5 процентов учащихся. Уровень преподавателей татарского языка и литературы в средних специальных учебных заведениях также низок: только 32 процента из них имеют специальное высшее образование.
    Совет ректоров РТ не разработал нормативную базу и механизмы реализации национально-регионального компонента. В итоге часы татарского языка вузы отдают на другие предметы. А если бы в высшей школе было налажено преподавание языка на должном уровне, армию обучающихся на двух языках пополнили бы 150,4 тысячи студентов.
    Часто средства, выделяемые по программе развития языков, идут не по назначению, в лучшем случае - на повышение зарплат преподавателей. Во многих приемных комиссиях вузов не созданы условия для сдачи экзаменов на национальном языке.
    В Татарстане за двуязычие уже достаточно долго бьются силами специальных отделов министерств и ведомств. Но практика показывает, что этого явно недостаточно - силы слишком разрозненны. По этой причине новая Программа развития языков народов РТ, принятая в третьем чтении в конце января этого года, предусматривает создание координирующего органа по внедрению двуязычия.
    Успехи национальной высшей школы сегодня, на первый взгляд, достаточно скромны. На татарском языке в вузах обучаются 8,5 тысячи студентов, из них около тысячи - в инженерно-технических институтах и университетах. Но все относительно, особенно на фоне заявлений чиновников Минобразования России, которые, обсуждая в Страсбурге Европейскую хартию языков меньшинств, заявляют, что сегодня языки титульных народов национальных республик не достигли достаточного уровня развития для использования в высшей школе.
    Как ни прискорбно, проблема чаще всего кроется даже не в отсутствии каких-то специальных структур, нормативных документов и даже не в отношении федеральных чиновников. Проблема - в головах. И ее очень емко охарактеризовал на заседании комитета аксакал татарской литературы Туфан Миннуллин:
    - В беседах с писателями мне часто приходится слышать, что наша борьба за татарский язык все больше походит на битву Дон Кихота с ветряными мельницами. Татары стесняются говорить на родном языке. Язык Тукая перестает быть языком общения. У нас принято сделать реверанс в сторону татарского языка, а затем продолжать выступление на русском. Мы вечно боимся, что кто-то нас не поймет, кто-то про нас не так подумает...

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №25 (179) 25 июня 2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2004, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz