На этой неделе в институте федерализма Академии наук
Татарстана ученые и политики из Германии, Москвы и Татарстана обсуждали
отношения между центром, регионами и органами местного самоуправления.
Это происходило на заседании "круглого стола" "Централизованное
государство и федерализм: реформы и возможность реформ в Германии и
России", организованного в рамках Дней Германии в Татарстане. Гости
раздали для наглядности картинку-карикатуру с изображением неверного,
с точки зрения федерализма, взгляда на эти отношения: большие всегда
бьют маленьких. Она напоминает об отношениях между центром и регионами
в России - картинку-карикатуру с изображением неверного, с точки зрения
федерализма, взгляда на эти отношения: большие всегда бьют маленьких.
Она напоминает об отношениях между центром и регионами в России -когда
сверху передаются полномочия на нижестоящий уровень, однако при этом
забывают их профинансировать. Кстати, со слов первого вице-президента
Совета общин и регионов Европы Хайнриха Альберта Хоффшульте, точно такая
же проблема существует и в Германии. Правда, по ее Конституции, любое
поручение, которое дается, например, муниципальному образованию, должно
быть покрыто финансово. Немецкий гость рассказал, что он 27 лет работал
главой муниципального образования и за все это время земельное (региональное)
правительство только два (!) раза вступало с ним в контакты, например,
когда по территории, вверенной господину Хоффшульте, должно было пройти
строительство федерального автобана. Любопытно, что оптимистический
взгляд господина Хакимова на будущее
федеративного устройства России не разделил министр юстиции Татарстана
Мидхат Курманов. По его мнению, радоваться особенно нечему, так как
федеральный центр фактически ведет наступление на Основные законы субъектов
РФ, в результате чего последние теряют свои полномочия.
- Нам в судебном порядке пришлось отстаивать норму,
устанавливающую, что республика - это государство, - заявил министр.
Мидхат Мазгутович пояснил, что ВС РФ и прокуратура
считают: Конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик
в составе России не должны содержать нормы по вопросам исключительного
ведения РФ. Однако уточнил, что Основной закон республики невозможно
принять, не ссылаясь на предметы ведения РФ. Курманов подсчитал, что,
если следовать логике прокуратуры,
то законное право на существование имеют всего 25 статей Конституции
РТ.
По его словам, это, например, касается статей о сроках
полномочий Госсовета РТ и президента республики, долге гражданина с
уважением относиться к госсимволам РТ и РФ, государственных наградах
Татарстана, введении татарского языка.
- Между прочим, Конституции Башкортостана, Коми, Мордовии,
Чувашии схожи по структуре с татарстанским Основным законом. Их ожидает
та же участь. "Или их Конституции оценят по-другому, проявляя гибкую
принципиальность"? - возмущался г-н Курманов. После чего сделал
вывод, что эти проблемы нужно решать в Конституционном суде РФ. "А
иначе зачем Татарстану такая Конституция?" -подытожил он.
Ирина СИМОНОВА
"Восточный экспресс" №39/36 (193) 10 сентября 2004
Обсудить в форуме