Рафик Мухаметшин:
Ваххабиты есть, но умеренные
Казанский исламовед о кризисе мусульманского образования РТ и исламской столице
К сожалению, осень этого года для мусульман республики
запомнилась не столько священным Рамазаном и уразой, сколько скандалами
вокруг системы мусульманского образования и ДУМ РТ.
Так, силовые структуры, духовенство и СМИ республики
разом заявили о существовании в Татарстане представителей ваххабизма
- течения, которое обвиняют в распространении идей экстремизма и терроризма.
Громкие скандалы вокруг ДУМ РТ породили слухи о возможных кадровых перестановках
в структурах официального духовенства. О своем видении происходящих
событий корреспонденту "Восточного экспресса" рассказал заведующий
отделом исламоведения Института истории АН РТ, доктор политологии Рафик
МУХАМЕТШИН.
- О существовании ваххабитского подполья с одной
стороны заявляют представители МВД и ФСБ, с другой - первый
заместитель председателя ДУМ РТ объясняет появление нетрадиционных мусульманских
общин благодаря коррупции во власти...
- Прежде чем обсуждать ваххабизм, необходимо внести
ясность, что под этим термином подразумевают силовики, ДУМ и СМИ. Когда
представители МВД или ФСБ говорят о том, что здесь в ряде районов РТ
существует благодатная почва для распространения ваххабизма, то они
таким образом пытаются доказать, что это учение является теоретической
и идеологической основой для распространения экстремизма и терроризма.
Когда же критика в адрес приверженцев этого учения
следует со стороны официального духовенства, то в этом следует видеть
больше богословскую полемику. Для первого заместителя муфтия РТ Валиуллы
хазрата Якупова ваххабизм - это форма мусульманского сектантства. А
так как по уставу ДУМ РТ придерживается учения иного богослова - Абу
Ханифы, то присутствие в структурах духовного управления сторонников
Абдульваххаба (основоположник ваххабизма) является нарушением этого
устава.
- В чем принципиальное различие между учениями
Абу Ханифы и Абдульваххаба?
- Ислам к татарам пришел в понимании богословов ханафитской
правовой школы, названной так по имени своего основателя - богослова
VIII века Абу Ханифы. Если речь заходит о возрождении ислама в Татарстане,
то оно невозможно без обращения к многовековой традиции ханафизма. Интересно,
что этот толк ислама признает источником права даже народные традиции
и обычаи. Ханафитская школа - одна из немногих позволяющих обеспечить
мирные отношения ислама со средой, где преобладают иные конфессии. В
то время как учение Абдульваххаба, наиболее ярко выраженное в Саудовской
Аравии, придерживается достаточно жестких установок в отношении иноверцев.
Также ваххабиты являются активными борцами с народной традицией. Часто
в таких городах, как Альметьевск или Челны, муллы отказываются посещать
меджлисы - собрания, устраиваемые на третий, седьмой или сороковой день
после смерти кого-либо из родственников. В советские времена подобные
собрания были единственным связующим звеном с религией для татар. Для
Саудии же это бидгат, недозволенное новшество. Может, оно и языческое
по происхождению, но теперь эта традиция работает только на ислам.
- Что происходит в татарстанских медресе? Какая
богословская школа господствует здесь?
- Сегодня можно говорить о том, что в системе мусульманского
образования РТ царит богословско-правовая чехарда. Процесс возрождения
духовного образования до 1999 года был связан с деятельностью иностранных
мусульманских благотворительных фондов. Основными преподавателями были
иностранцы. В их деятельности не следует искать следы идеологической
диверсии. В большинстве случаев зарубежными миссионерами двигало искреннее
служение своей религии. После событий в Дагестане в 1999 году финансирование
из-за рубежа прекратилось.
Несмотря на то что сегодня преподаватели в религиозных
мусульманских учебных заведений РТ - татары, большинство из них их обучалось
в Мекке и Медине в духе религиозных традиций Саудовской Аравии. Поэтому
не удивительно, что во время социологического опроса большинство татарстанских
имамов возрождение ислама в России связывают не с традиционной для татар
правовой школой Абу Ханифы.
Хотя Татарстан был первым регионом России, где разработали
единый образовательный стандарт для системы религиозного образования
в конце 90-х, он так и не был внедрен. Причина этого - в нехватке финансовых
и людских ресурсов ДУМ РТ. Отсутствие собственных учебников для медресе
- лучшая иллюстрация кризиса богословской традиции в РТ.
- Сегодня республиканские СМИ активно создают
образ Казани как исламской столицы России?
- Если не брать во внимание регион Северного Кавказа,
то сегодня Казань действительно является образовательным исламским центром
в России. Татарстанские медресе имеют достаточно продолжительную историю
для постсоветского периода. Первое медресе в Казани появилось в 1990
году. Сейчас во всех учебных заведениях РТ обучаются около тысячи шакирдов.
Такой концентрации нет ни в каком другом регионе России. Российский
исламский университет - это первый университет, получивший общегосударственную
лицензию на преподавание исламской теологии.
- Сегодня в среде официального духовенства России
все больше говорят об усиливающейся роли ДУМ РТ. Существуют ли предпосылки
для его роста до уровня центрального духовного правления, объединяющего
несколько региональных ДУМ?
- Сегодня территорию России условно между собой по
сферам влияния делят около сорока ДУМ. Между двумя центральными муфтиатами
- Советом муфтиев России
под руководством Равиля Гайнетдина и ЦДУМ во главе с Талгатом Таджутдином
установилась негласная договоренность о сохранении сложившейся ситуации.
Поэтому любой муфтий, попытавшийся нарушить установившееся равновесие
сил, может попасть под перекрестный огонь.
Ряд региональных ДУМ, соседних с Татарстаном, не прочь
перейти под юрисдикцию Казани. Так, к примеру, несколько татарских районов
Кировской области уже активно работают с ДУМ
РТ. Сегодня власти республики, к сожалению, не до конца оценивают
роль ислама в консолидации татар России. Если даже в РТ национальное
движение угасло и реально действуют ДУМ РТ и Всемирный
конгресс татар (которые даже между собой тесно не сотрудничают),
то в других регионах главную объединяющую роль играет мусульманское
духовенство.
С одной стороны, ограниченность ДУМ РТ в финансах
не дает возможности вести активную работу с региональными духовными
управлениями, с другой - нет сильной политической поддержки со стороны
республики.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" № 74/47 (228), 25 ноября 2004
Обсудить
в форуме