Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica

Низами ИБРАИМОВ \ "Татарские новости" №3(80)

Исмаил Гаспралы

 

В марте исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося татарского мыслителя, просветителя, поэта и писателя, издателя первой тюркской газеты "Терджиман" Исмаила Гаспралы. Научные конференции, симпозиумы, круглые столы, посвященные этому событию, проходят и будут проходить в течение всего года во многих городах: в Симферополе, и Стамбуле, Бахчисарае и Казани, Уфе и Баку, в Лозанне и Нью-Йорке. Однако сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на широкую мировую известность, его наследие остается одним из самых малоизученных на постсоветском пространстве.

Между тем Гаспринский принадлежал к тому типу людей, которые не только являлись отражением своей эпохи, но и ее создателями.

Печально, что его имя в Советском Союзе, начиная с тридцатых годов, было под запретом. В советских энциклопедиях нет о Гаспринском и "Терджимане" ни слова (впрочем, после депортации татар из Крыма в 1944 году исчезло и упоминание об этом народе).

Исмаил Мустафа оглу Гаспралы родился 8 (21) марта в 1851 году в деревне Авджыкой близ Бахчисарая, получил хорошее образование, учился в Симферополе, Воронеже, Москве, Стамбуле, Париже.

С 1879 по 1883 год он работал городской головой Бахчисарая. Начиная с 10 (23) апреля 1883 года и до конца своей жизни, он издавал газеты "Терджиман" (Переводчик), "Миллет" (Нация) и журналы "Алем-и-нисван" (Мир женщины), "Ха-ха-ха" "Алем-и-субьян" (Мир детей). В типографии И.Гаспралы, помимо периодики, издавались тысячи книг религиозного, научного, светского содержания.

"Терджиман"

Тиражи этих изданий расходились как за рубежом, так и по всей России: от Польши до Бомбея, от Уфы до Египта.

Читали эти книги и в Казани, подтверждение этому мы находим в первом татарском романе "Хисаметдин менла" Мусы Акджигита, изданном в Казани в 1886 году. В нем рассказывается, как образованный (менла) Хисаметдин, разъезжая по уезду, раздает шакирдам книги, выписанные из Крыма.

Исмаил бей ощущал себя не просто крымским татарином, а представителем великого тюркского мира. Не случайно Дж. Валидов в своей книге "Очерк истории образованности и литературы татар" пишет, что когда Гаспралы задумал издание газеты, обратился за советом к выдающемуся татарскому ученому и просветителю Шигабутдину Марджани (1813-1889), который "одобрил и поощрил его план издания газеты". Финансовую поддержку "Терджиману" оказали фабрикант Акчурин, а также братья Шакир и Закир Рамиевы, которые позднее стали издавать газеты "Вакыт" (Время) и литературный журнал "Шура" (Совет) в Оренбурге.

Просматривая газету "Терджиман", поражаешься широте освещаемых вопросов, их географии и актуальности. "Единство в языке, мыслях, в работе" - таков был лозунг Гаспринского, всю жизнь он посвятил делу сближения тюркских народов и развитию их национальной культуры, политического самосознания. Названия статей говорят сами за себя "Саратовские татары" (№5, 1851), "Сибирские мусульмане" (№5, 1851), "Касимовские татары и европейская культура" (№18, 1902), "Собрание мусульман в Нижнем Новгороде" (№93-95, 1906), "Китайские мусульмане" (79-83, 1906).

Большое значение в просвещении тюркских народов Гаспринский отводил реформе мусульманской школы, внедрению в них звукового метода изучения языка и светских предметов. Введение таких новшеств имело немало противников.

Однако реформы пробивали себе дорогу. К 1914 году только в Российской империи открылось более 5000 тысяч "новометодных" школ.

В 1910 году за социально-политическую и культурно-просветительскую деятельность французским журналом "Pevul du monde musulman" его кандидатура была выдвинута на соискание Нобелевской премии. Многие издатели, писатели общественные деятели начала века, проживающие в различных частях России считали себя учениками Исмаила Гаспралы.

Об Исмаиле Гаспринском трудно написать в небольшой газетной статье его деятельность была очень многогранной. Большая работа по изучению его наследия ведется в Симферополе и Бахчисарае, издаются книги и статьи. Однако еще очень много предстоит сделать, ведь ни в одной библиотеке мира нет полного комплекта "Терджимана", не издано полного собрания трудов Исмаила Гаспралы.

Исмаил Гаспринский умер 11 (24 сентября 1914 года и был похоронен в Бахчисарае на территории медресе "Зенджырлы", где покоятся первые крымские ханы. В настоящее время там расположена психиатрическая больница №1 для олигофренов. В начале девяностых вместе с историком и краеведом Сервером Абубекировым я посетил "Зенджырлы" Сервер эфенди показал мне место, где похоронен Исмаил Гаспринский, оно еще не было восстановлено и даже не было огорожено - это был обычный, косогор поросший травой и полевыми цветами. К нам подошел один из пациентов больницы и скрипучим голосом сказал: "Здравствуйте! Вы фотографировать приехали?" "Нет, мы приехали посетить Гаспринского", - почему-то ответил я. "Бог Вам поможет", - проскрипел он, повернулся и пошел медленной походкой. Солнце озаряло окрестные горы.

 

Hosted by uCoz