В марте исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося
татарского мыслителя, просветителя, поэта и писателя, издателя первой
тюркской газеты "Терджиман" Исмаила Гаспралы. Научные конференции,
симпозиумы, круглые столы, посвященные этому событию, проходят и будут
проходить в течение всего года во многих городах: в Симферополе, и Стамбуле,
Бахчисарае и Казани, Уфе и Баку, в Лозанне и Нью-Йорке. Однако сложилась
парадоксальная ситуация: несмотря на широкую мировую известность, его
наследие остается одним из самых малоизученных на постсоветском пространстве.
Между тем Гаспринский принадлежал к тому типу людей,
которые не только являлись отражением своей эпохи, но и ее создателями.
Печально, что его имя в Советском Союзе, начиная с
тридцатых годов, было под запретом. В советских энциклопедиях нет о
Гаспринском и "Терджимане" ни слова (впрочем, после депортации
татар из Крыма в 1944 году исчезло и упоминание об этом народе).
Исмаил Мустафа оглу Гаспралы родился 8 (21) марта
в 1851 году в деревне Авджыкой близ Бахчисарая, получил хорошее образование,
учился в Симферополе, Воронеже, Москве, Стамбуле, Париже.
С 1879 по 1883 год он работал городской головой Бахчисарая.
Начиная с 10 (23) апреля 1883 года и до конца своей жизни, он издавал
газеты "Терджиман" (Переводчик), "Миллет" (Нация)
и журналы "Алем-и-нисван" (Мир женщины), "Ха-ха-ха"
"Алем-и-субьян" (Мир детей). В типографии И.Гаспралы, помимо
периодики, издавались тысячи книг религиозного, научного, светского
содержания.
Тиражи этих изданий расходились как за рубежом, так
и по всей России: от Польши до Бомбея, от Уфы до Египта.
Читали эти книги и в Казани, подтверждение этому мы
находим в первом татарском романе "Хисаметдин менла" Мусы
Акджигита, изданном в Казани в 1886 году. В нем рассказывается, как
образованный (менла) Хисаметдин, разъезжая по уезду, раздает шакирдам
книги, выписанные из Крыма.
Исмаил бей ощущал себя не просто крымским татарином,
а представителем великого тюркского мира. Не случайно Дж. Валидов в
своей книге "Очерк истории образованности и литературы татар"
пишет, что когда Гаспралы задумал издание газеты, обратился за советом
к выдающемуся татарскому ученому и просветителю Шигабутдину Марджани
(1813-1889), который "одобрил и поощрил его план издания газеты".
Финансовую поддержку "Терджиману" оказали фабрикант Акчурин,
а также братья Шакир и Закир Рамиевы, которые позднее стали издавать
газеты "Вакыт" (Время) и литературный журнал "Шура"
(Совет) в Оренбурге.
Просматривая газету "Терджиман", поражаешься
широте освещаемых вопросов, их географии и актуальности. "Единство
в языке, мыслях, в работе" - таков был лозунг Гаспринского, всю
жизнь он посвятил делу сближения тюркских народов и развитию их национальной
культуры, политического самосознания. Названия статей говорят сами за
себя "Саратовские татары" (№5, 1851), "Сибирские мусульмане"
(№5, 1851), "Касимовские татары и европейская культура" (№18,
1902), "Собрание мусульман в Нижнем Новгороде" (№93-95, 1906),
"Китайские мусульмане" (79-83, 1906).
Большое значение в просвещении тюркских народов Гаспринский
отводил реформе мусульманской школы, внедрению в них звукового метода
изучения языка и светских предметов. Введение таких новшеств имело немало
противников.
Однако реформы пробивали себе дорогу. К 1914 году
только в Российской империи открылось более 5000 тысяч "новометодных"
школ.
В 1910 году за социально-политическую и культурно-просветительскую
деятельность французским журналом "Pevul du monde musulman"
его кандидатура была выдвинута на соискание Нобелевской премии. Многие
издатели, писатели общественные деятели начала века, проживающие в различных
частях России считали себя учениками Исмаила Гаспралы.
Об Исмаиле Гаспринском трудно написать в небольшой
газетной статье его деятельность была очень многогранной. Большая работа
по изучению его наследия ведется в Симферополе и Бахчисарае, издаются
книги и статьи. Однако еще очень много предстоит сделать, ведь ни в
одной библиотеке мира нет полного комплекта "Терджимана",
не издано полного собрания трудов Исмаила Гаспралы.
Исмаил Гаспринский умер 11 (24 сентября 1914 года
и был похоронен в Бахчисарае на территории медресе "Зенджырлы",
где покоятся первые крымские ханы. В настоящее время там расположена
психиатрическая больница №1 для олигофренов. В начале девяностых вместе
с историком и краеведом Сервером Абубекировым я посетил "Зенджырлы"
Сервер эфенди показал мне место, где похоронен Исмаил Гаспринский, оно
еще не было восстановлено и даже не было огорожено - это был обычный,
косогор поросший травой и полевыми цветами. К нам подошел один из пациентов
больницы и скрипучим голосом сказал: "Здравствуйте! Вы фотографировать
приехали?" "Нет, мы приехали посетить Гаспринского",
- почему-то ответил я. "Бог Вам поможет", - проскрипел он,
повернулся и пошел медленной походкой. Солнце озаряло окрестные горы.