|
Каким образом уроженка небольшой татарской деревушки
Вятского края достигла такого положения? Даже человек, впервые услышавший
это имя, ответит на подобный вопрос просто: следовательно, она была
образованной, глубоко осведомленной в исламе, уважаемой женщиной,
Фактически каждая татарская женщина XIX века, ступившая на стезю общественной
жизни, образование получала лишь благодаря урокам родителей или родственников,
а также слушая украдкой занятия шакирдов. И Мухлиса получила первые
знания у своей матери.
Бадрульбанат абыстай, по словам ее сына Габдуллы, достаточно хорошо
знала арабский и фарси, получила образование у своего отца, имама и
мударриса д.Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии Иманкула сына
Махмуда. В 1857 году она вышла замуж за молодого муллу из д.Иж-Буби
Сарапульского уезда Вятской губернии Габдулгалляма Нигматуллина. С этого
времени супруги "начали обучать детей в Иж-Буби, один - мальчиков,
другая - девочек, освещая таким образом светом знаний и просвещения
деревню"(1) - вспоминал Г.Буби.
Со временем учителями Мухлисы стали отец и братья. Девушку рано выдали
замуж за старого муллу Мензелинского уезда, отличавшегося жестоким нравом.
Это вынудило братьев выкрасть ее из дома вместе с дочерьми. С тех пор
Мухлиса абыстай вместе с женами братьев полностью посвятила себя обучению
и воспитанию девочек в женском медресе Иж-Буби. На рубеже веков семейство
Буби приходит к мысли о необходимости реформирования системы образования
и создания просветительского комплекса.
Воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей
для повышения уровня образования и культуры, по мнению реформаторов
- одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса
нации. Как писал Габдулла Буби в своем рукописном сочинении "Женщины",
нацию, женская половина которой остается невежественной, можно сравнить
с наполовину парализованным человеком. К тому же, женщина - первый и
главный воспитатель детей. Именно она влияет на формирование личности
ребенка (2).
Приступившие в 1895 году к преобразованию мужского медресе братья Буби
начали реорганизацию и женской школы. Душой и вдохновителем строительства
этого очага просвещения, подобного которому не было в то время не только
у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире, был самый младший
из Нигматуллиных-Буби - Габдулла, Однако нельзя умалять роль остальных
членов семьи в этом деле. Вот что писал Г.Буби в рукописи "История
медресе Буби":
Об отце; "Ысуле-джадид принял беспрекословно, но так как не знал
сам этого метода и путей реформирования, отказался от медресе и все
[...] учебные дела передал в наши руки, нашему разумению. И 8 лет с
радостью следил за реформой нашей школы и со спокойной душой, в радости
за наши успехи, отбыл в дом вечности. В эти восемь лет мы, благодаря
нашему покойному отцу, не подвергались преследованиям и проклятьям противников
реформы. Ибо вместо нас он доказывал необходимость нового метода и реформирования
школ, все споры на эту тему вел он, и так как был учителем всех мулл
в округе и превосходил их всех в знаниях, не давал им даже возможности
раскрыть рот".
О матери: "Так как, благодаря отцу, она отличалась свободомыслием,
то не противилась реформе женской школы и нашему преподаванию в ней.
Наоборот, она защищала эти наши дела, и так как за свою, глубокую религиозность
и праведность считалась святой не только темным народом, но и окрестными
муллами, мы широко пользовались ее защитой и вниманием. Незнающих и
поэтому противящихся нашим начинаниям людей мы останавливали словами:
"Во главе всего нашего дела стоит мама, если бы было не по шариату,
она не дала бы нам воли".
О молодом поколении семьи: "Мы и сами (братья Габдулгаллям и Габдулла.
- А.М.) упорядочили эту школу, систематизировали методы и пути обучения.
Ежедневно давали по два урока в ней. Но наша родная сестра Мухлиса Буби,
жена брата Насима и моя жена Хуснифатима отдавали работе в этой школе
всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и
процветания этой школы. Они втроем по вечерам брали у нас уроки, целыми
днями обучали в школе и преодолевали немыслимые, никем до сих пор невиданные
препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения
они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и
тяготы, и, не получая ни копейки жалованья, лишь ради нации вкладывали
огромные труды и старания, присущие только великим людям" (3).
Итак, подвижнически служа высоким просветительским целям, с 1895 по
1902 год семейство Буби создало комплекс мужской и женской школ, где
обучение велось по новой для татар системе. Инспектор народных училищ
Сарапульского уезда Н.Меньшиков, в 1903 году ознакомившийся с этим учебным
заведением, сделал вывод, что "по общей постановке медресе в Иж-Бобье
стоит значительно выше, почему учителя русско-татарских школ сравнивают
его с магометанской академией" (4) .
Изменения в правительственной политике, ставшие результатом Первой российской
революции, благоприятствовали успешному реформированию образования.
Знания и просвещение воспевались тогда в многочисленных песнях шакирдов,
восхвалялась в сотнях произведений художественной литературы, на страницах
только что увидевшей свет татарской периодической печати. Семья педагогов
Буби продолжала совершенствовать учебные программы, вводить новые предметы,
открывать новые классы, Слава о медресе распространилась по всей России.
В это время увеличился приток учащихся из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска,
Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других
городов.
В 1905-1908 годы Буби добились открытия за счет земства одноклассных
мужского и женского и двухклассного мужского русско-татарских училищ,
ставших составными частями Иж-Бубинского образовательного комплекса,
В 1907 году они получили право на прием экзаменов на звание учителя-мугаллима
и учительницы-мугаллимы татарского училища и выдачу свидетельств лицам,
выдержавшим эти экзамены, Нужно подчеркнуть, что эти свидетельства являлись
официальным документом, признававшимся всеми административными органами
России. Г.Буби писал о женской школе: "Эта женская школа была самой
реформированной и первой o начала выпускать мугаллим (учительниц - А.М.)(5).
К 1910 году в восьми классах мужского медресе из 221 часа в неделю 190
отводилось на общеобразовательные предметы (татарский, русский, арабский,
персидский языки, литература, всеобщая история и философия истории,
география, математика, физика, химия, логика, психология, гигиена, агрономия,
бухгалтерия, методика преподавания в школе и др.) и 31 - на религиозные
дисциплины, В 1910 году был открыт восьмой педагогический класс женского
медресе. Для него была разработана специальная программа. Во 2-4 классах
женской школы в 1901-1902 учебном году на изучение религиозных дисциплин
отводилось 11-13 часов из 24-25 недельных, а в 1909 году их число было
сокращено до 7-9 из 24-29 часов в неделю. В старших же классах женского
медресе (5-8) на изучение религиозных дисциплин в 1910 году отводилось
всего 3-4 часа из 31 в неделю (6).
Н.А.Бобровников, приведший в пример учебный план этого медресе в своей
"Записке по вопросу о распространении русского образования среди
туземного населения русских владений в Средней Азии" в 1910 году,
отмечал:
"Одного взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы убедиться, что
времена неподвижности и косности медресе миновали. При 24 уроках в неделю
по религии медресе уже не может являться рассадником мусульманского
фанатизма. [...] Бросающиеся в глаза недочеты этой программы, а равно
и несомненные недостатки преподавания большого значения иметь не могут,
так как медресе, как свободные школы, могут постепенно совершенствовать
и то, и другое, руководствуясь опытом, По типу медресе Буби реформируются
медресе Европейской России, и за ними, несомненно, и часть медресе Средней
Азии"(7).
Итак, в Иж-Буби возникло учебное заведение, готовившее учительниц татарских
начальных женских школ. Это способствовало возникновению начальных школ
по типу школы Буби в других местностях. Инспектор народных училищ А.В.Горячкин
подчеркивал в своем донесении от 12 октября 1909 года: "Удивительно
быстро развивается новометодное направление и среди женского мусульманского
населения! И в то время, когда мы еще и не задумывались над образованием
мусульманской женщины, сами мусульмане успели создать такую прочную
организацию в лице женских новометодных мектебов, с которою теперь в
интересах русского дела чрезвычайно трудно будет бороться" (8).
Что касается Мухлисы Буби, то к этому времени она возглавляла женское
медресе, Ее начали называть "мулла-абыстай", что было, несомненно,
признанием ее авторитета не только как руководителя, но и как ученого,
знатока мусульманского права, теолога.
После поражения революции 1905-1907 годов, в условиях столыпинской реакции,
наступили тяжелые дни и для татарского общества. С одной стороны, муллы
консервативного направления, не справившись сами с джадидскими школами,
доносами привлекли к ним внимание правительства. Естественно, это коснулось
и братьев Буби, Особенно отличился широко известный в татарском обществе
своей реакционностью Ишми ишан (мулла с.Тюнтери Малмыжского уезда Вятской
губернии Ишму-хамед Динмухамедов), неоднократно писавший доносы на руководителей
Иж-бубинского медресе и шакирдов, обличая их в ереси, подготовке заговора
против самодержавия и т.д. Эти действия находили прямую поддержку у
правительственных чиновников, осознавших, какую помощь может оказать
правительству фанатично настроенное консервативное духовенство.
На основе доносов и других сведений, поступивших в правительственные
органы, 15 марта 1908 года Департамент народного просвещения разослал
попечителям учебных округов секретное распоряжение "собрать чрез
инспекторов народных училищ на местах совершенно осторожно и секретным
порядком сведения о народившемся в последние годы особом классе частных
мугаллимов" (9). Для правительства П.А.Столыпина
собранные сведения послужили поводом для созыва в 1910 году "Особого
совещания по борьбе с мусульманским влиянием в Поволжском крае"
(10), рекомендовавшего ряд мер, направленных на
уничтожение светской системы образования у татар,
В начале 1911 года над всеми очагами просвещения и культуры татар разразилась
гроза:
начались обыски, аресты. " Главный удар пришелся на комплекс учебных
заведений Иж-Буби: в ночь на 30 января 1911 года сюда прибыл жандармский
ротмистр с сотней конных стражников, Погром продолжался три дня. Мужское
медресе было закрыто, все его учителя и руководители арестованы и отправлены
в Сарапульскую тюрьму, Семья Буби переживала скорбные дни, вся тяжесть
легла на плечи женщин.
Обратимся опять к воспоминаниям Габдуллы Буби, свидетельствующим о том,
что власти "хотели закрыть и женскую школу. Наша сестра Мухлиса
Буби и наши жены пришли к нам в тюрьму посоветоваться об этом, "Что
нам делать? Нас пугают, что арестуют и нас, если мы продолжим работу
женской школы". Мы сказали: "Чем потерять лицо, закрыв школу,
лучше сесть в тюрьму, но сохранить доброе имя". После этого они,
успокоились и, укрепившись в своей правоте, продолжили свое дело, Наконец,
приказом Вятского директора народных училищ от 18 января 1912 года была
закрыта, погасла и женская школа. Мужская и женская школы Буби в свое
время успешно работали, творили великие дела. И закрылись они не по
нашей вине, а по приказу деспотического правительства" (11).
После разгрома Иж-бубинского медресе осенью 1912 года Мухлиса Буби по
приглашению Габдрахмана Ахмерова переехала в Троицк и приступила к обучению
девушек в открытой им в 1910 году женской начальной школе. В то же время
она агитировала известных троицких купцов и меценатов Аушевых открыть
женское медресе или женскую учительскую семинарию по типу Иж-бубинского
медресе и добилась своего. В 1914 году одна ветвь Аушевых открыла женское
медресе, а год спустя другая ветвь добилась официального разрешения
на открытие женской учительской семинарии. Мухлиса Буби стала заведующей
этой семинарии.
Она и в разлуке с братьями продолжала советоваться с ними, получать
от них помощь в работе. Так, среди рукописей Г.Буби сохранились копии
двух ее выступлений при открытии школ Аушевых, позволяющие нам сделать
такой вывод. Примечательно, что в конце одного из текстов имеется приписка:
"Я написал его в Кульдже для сестры, заведующей этим учебным заведением"
(12). Таким образом, можно предположить, что Габдулла
Буби и из эмиграции продолжал руководить созданием системы женского
образования у татар, помогая сестре довести до общественности мысль
о необходимости женского образования и воспитания для прогресса нации.
Жизнь Мухлисы Буби резко изменилась в 1917 году. Это, конечно же, было
связано с изменениями в стране в целом.
Февральская революция всколыхнула всю Россию, активизировав борьбу народов
за национальное освобождение, равноправие и самоопределение, Резко оживились
подобные тенденции и среди татар. Уже 7 марта 1917 года в Казани был
создан Мусульманский комитет, Декретом от 20 марта было разрешено употребление
татарского языка в делопроизводстве, торговых книгах, частных учебных
заведениях, Повсюду проводились митинги, демонстрации, всевозможные
съезды - профессиональные, женские, религиозные, на которых обсуждались
насущные политические проблемы того времени,
Обратим внимание на два съезда, прямо или косвенно сказавшихся на судьбе
Мухлисы Буби.
24-28 апреля 1917 года в Казани состоялся I Всероссийский съезд мусульманок,
созванный по инициативе женщин г.Москвы. В работе участвовало около
150 делегаток из разных регионов. Председательница Центрального бюро
по созыву съезда Хадича Таначева (Ямашева) отметила на открытии: "Революция
дала нам свободу. Пользуясь ею, мы в разных местах начали собираться
и обсуждать наши проблемы... На этом съезде мы будем обсуждать лишь
важнейшие вопросы, которые надлежит внести на рассмотрение Всеобщего
мусульманского съезда, который вскоре состоится в Москве. Вот они: права
женщин по шариату; место женщин в семье и общественной жизни; политические
права женщин и участие их в Учредительном собрании" (13).
Для подготовки резолюций по этим вопросам было создано пять комиссий,
Заслушанные доклады вызвали бурные обсуждения. Редактор-издатель женского
журнала "Сююмбике" Якуб Халили, присутствовавший на съезде
как журналист и поместивший отчет о нем в своем журнале, отмечал высокий
уровень докладов и активное участие в обсуждении не только делегаток,
но и многочисленных гостей. Среди решений съезда, основанных на законах
шариата, отметим следующие: равенство прав мужчин и женщин и, как следствие,
недопустимость многоженства, допустимость отсутствия хиджапа (покрывала,
закрытости); право женщин на участие в политических и общественных делах,
в выборах. Было избрано Центральное бюро мусульманок из пяти человек
и делегация из восьми человек для участия на предстоящем Всероссийском
общемусульманском съезде в Москве (14).
1 мая 1917 года в доме Ш.Асадуллаева в Москве торжественно открылся
Всероссийский общемусульманский съезд. В его работе участвовало около
900 делегатов из всех регионов России, в том числе 112 женщин. Это был
пятый по счету всероссийский съезд (первые три состоялись в 1905-1906
гг., четвертый в 1914 г.), но первый, в работе которого участвовали
женщины. Одна из них - Салима Якупова, председатель Центрального бюро
мусульманок России, была избрана в президиум съезда. Среди тринадцати
вопросов, вынесенных на обсуждение, мы рассмотрим лишь два, повлиявших
на жизнь Мухлисы Буби. Это проблема упорядочения управления духовными
делами мусульман России и женский вопрос.
Итак, в работе Общероссийского мусульманского съезда участвовали женщины.
Это, прежде всего, говорит о том, что мусульманское (татарское) общество
согласилось с идеей равноправия женщин, выдвинутой идеологами джадидизма
еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. В связи с этим уместно вспомнить известное
выражение Шарля Фурье; "В каждом данном обществе степень свободы
женщины есть естественное мерило общей свободы".
Женский вопрос обсуждался в специальной комиссии и на десятом заседании
съезда под председательством Гаяза Исхаки. В выступлениях особо подчеркивалось,
что отсутствие равноправия женщин, составляющих половину нации, с мужчинами
затрудняет национально-демократическое движение. После бурного обсуждения
была принята резолюция о равноправии женщин, подготовленная в Казани
на женском съезде (15). Исходя из принципа равноправия
женщин решался и вопрос об участии мусульманок в управлении духовными
делами мусульман России,
5 мая 1917 года на съезде широко обсуждались проблемы управления духовными
делами мусульман России, Впервые самими мусульманами были избраны муфтий
и шесть членов ЦДУМ России, в том числе и Мухлиса Буби, занявшая должность
казыя. Я.Халили писал по этому поводу: "Мы не знаем такого явления
в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как
нам известно, нет такого. Это событие - избрание женщины казыем - стало
возможным лишь под влиянием женского съезда, под воздействием голоса
женщин. Это факт, доказывающий конец затворничества женщин, равенство
мужчин и женщин в делах и правах" (16).
Мухлиса Буби с энтузиазмом включилась в работу. Решения I Общемусульманского
съезда о равноправии женщин вызвали шквал протеста на местах, Особое
негодование мужчин вызвал пункт, запрещающий многоженство. Как писал
Я.Халили, даже солдаты с фронтов в массовом порядке отправляли свои
протесты по этому поводу. В результате II Общемусульманский съезд изменил
этот пункт. В ответ М.Буби распространила обращение к девушкам и женщинам
с призывом не становиться второй женой. Затем Духовное управление распространило
особое постановление о многоженстве с перечислением всех условий, при
строгом выполнении которых оно было возможно. Автором этого постановления
была М.Буби, его подписали также муфтий Г.Баруди и шесть казыев (17).
М.Буби быстро приобрела авторитет и известность. О ее справедливости
и честности в народе слагались легенды. Именно к ней, в Уфу, за сотни
верст, в поисках защиты и справедливости стекались тысячи обездоленных,
угнетенных женщин и находили у нее помощь и понимание. Не случайно и
то, что на всех последующих мусульманских съездах в течение 20 лет она
неизменно переизбиралась и являлась правой рукой и помощницей муфтия
Ризаэддина Фахреддинова.
Мухлиса Буби руководила отделом по семейным делам, По материалам Третьего
съезда мусульманского духовенства и верующих Внутренней России и Сибири,
состоявшегося в Уфе в конце 1926 года, деятельность этого отдела включала
в себя ведение метрических книг, регулирование семейных дел, работу
по обращению в ислам, работу по определению фетва" и ведение обширного
делопроизводства. Таким образом, сфера ее деятельности была весьма обширной,
Об этом говорят еще два момента из этих материалов:
1. При обсуждении отчетов был задан вопрос: "Почему Мухлиса Буби
не посылалась на места для проведения работ по вверенному отделу?"
Ответ: "Из-за перегруженности ее работой здесь и преклонности лет".
2. Известный богослов, философ и общественный деятель Муса Бигиев говорил
в своем выступлении: "Абдулла Сулейманов восхвалял Мухлису Буби,
говоря, что она сделала весьма многое; выходит, она сделала больше,
чем все остальные казыи - пожалуй, это и в действительности так."
И саркастически заметил: "Оказывается, революция обработала единственную
у нас женщину в сильного работника, а мужчин - наоборот" (18).
В 1920-1930 годы Мухлиса Буби публиковалась в журнале "Ислам мэжэллэсе"
(Исламский журнал), издававшемся при ЦДУМ, составляла фетвы, выступала
арбитром по семейным проблемам. В 1937 году постановлением тройки НКВД
Башкирской АССР от 30 ноября она была репрессирована, и расстреляна.
Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 23 мая 1960 года
она была оправдана.
Итак, что мы видим - исключение, только подтверждающее правило, уникальное
явление, объясняемое неординарной личностью самой Мухлисы Буби? Или
этот феномен есть проявление татарского джадидизма, в условиях революции
пытающегося осуществить свои идеалы и перестроить все стороны жизни
татарского общества, в том числе и отношение к роли женщины в этой жизни?
Справедливо и то, и другое. И статья эта была попыткой отдать дань этой
феноменальной личности, склонить головы перед ее светлой памятью.
Примечания
1. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им.Лобачевского
(ОРРК НБЛ). № 207 т. Л.9.
2. Там же. № 208т. 1 том. Л.45-193.
3. Там же. № 207т. Л.29-35.
4. Государственный архив Кировской области. Ф.205. Оп.З. Д.2375.
5. ОРРК НБЛ. № 207т. Л.34.
6. Там же. Л.23-54.
7. РГИА. Ф.733. Оп.176. Д.46. Л.336.
8. НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.10735. Л.53 об.-54.
9. РГИА. Ф.821. Оп.З. Д.826. Л.4.
10. А.Махмутова. П.А.Столыпин: "Направить серьезные усилия к пресечению
национально-татарского натиска"// Гасырлар авазы-Эхо веков.-] 998,№
3/4.-С.68-87.
11. ОРРК НБЛ. № 207т. Л.94-95.
12. Там же. № 208т" Т.2. Л.228.
13. Сеембикэ.-1917,№ 11.-Б.166-167.
14. Шунда ук. № 11-13.-Б.166-174, 207-214.
15. Шунда ук. № 13.-Б.202.
16. Шунда ук. № 18.-Б.277.
17. Шунда ук.-Б.278-280.
18. "...Религия ваша осталась только в вашей воле" // Гасырлар
авазы - Эхо веков.-1999.-№ 1/2.-С.107-118.
* Фетва - приговор по шариату
опубликовано в журнале "Гасырлар авазы.Эхо веков"