Юсуф Акчура был и остается ключевой
фигурой в истории культурных, общественных и научных взаимосвязей двух
родственных народов, доминирующих в тюркском мире - татарского и турецкого.
Однако у нас в стране рядовые читатели - в отличие
от тюркологов (историков и литературоведов), изучающих Турцию - знали
о нем очень мало. Тому причиной были "железный занавес"
и идеологические препоны XX века.
Теперь многое изменилось и меняется - как у нас, так
и в Турции. Например, поэт Назым Хикмет, прежде проклинаемый
в своей стране за то, что он был коммунистом, сегодня для турок "Buyuk
sair", "Buyuk ozan" (Великий поэт. Великий
певец). Что касается Юсуфа Акчуры, он теперь по праву входит в историю
татарского народа (см. И.Р.Тагиров. Очерки истории
Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999). Президент
Академии Наук Татарстана, литературовед Мансур Хасанов
на страницах журнала "Мирас" ("Наследие")
в 2003 г. выступил с обстоятельной статьей, в которой изложен новый
взгляд на жизнь и деятельность Юсуфа Акчуры - впервые после многих десятилетий
замалчивания и третирования.
Я хочу рассказать читателям "ТН" об этой
незаурядной личности. Но сначала расскажу, хотя бы вкратце, об одном
его предшественнике. Это Муса Акъегет (1864-1923),
прозаик и ученый, автор первого в татарской литературе романа "Хисаметдин-Менла",
изданного в 1886 году в типографии Императорского Казанского университета
и переизданного там же в 1887 году.
Когда большая востоковедная библиотека тюрколога
Николая Федоровича Катанова, работавшего в том же университете,
была продана Министерству просвещения Турции и отправлена в Стамбул,
там понадобился специалист, который знал бы и восточные языки, и русский,
который мог бы систематизировать и описывать сокровища этой уникально
богатой библиотеки. Эту сложную и кропотливую работу взвалил себе на
плечи тот же Муса Акъегет. Приехав в Турцию, он жил и работал в этой
стране до самой смерти. Пользовался уважением общественности и ученых
кругов.
Роман Мусы Акъегета "Хисаметдин-Менла" считается
выдающимся произведением татарской прозы и входит в программы школ и
вузов. Но жаль: в Турции художественных произведений Муса Акъегет больше
не писал.
Следует заметить, что в настоящее время тема участия
татар в общественной и научной жизни Турции привлекает внимание и западных
исследователей. Например, в университете города Брауна (штат Род Айленд,
США) создается труд на тему "Татары и их роль в Османской империи
начала XX века". Автор этого труда Джеймс Мейер свою
исследовательскую задачу объясняет следующим образом: "На основе
собранного материала я хочу проследить точки соприкосновения татар и
османского правительства, разобраться в том, почему именно татары сыграли
такую большую роль в становлении и развитии политических институтов
этого государства".
В истории татаро-турецких отношений невероятно интересны
роль и судьба Юсуфа Акчуры, ученого-историка, политолога, литератора,
издателя и журналиста. Представитель знаменитой династии симбирских
купцов и фабрикантов Акчуриных, Юсуф Акчура,
многое сделал и для своей родины России, и для Турции, ставшей его второй
родиной.
Юсуф Хасанович Акчура родился в 1876
году в Симбирске. После смерти отца мать увезла сына в Турцию (ей врачи
посоветовали переменить климат). Начальное и среднее образование юноша
получил в Стамбуле. В 1892 году Ю.Акчура стал курсантом турецкого военного
училища ("Harbiye mektebi"); после успешного окончания
этого училища был направлен на курсы штабных офицеров. Но проучился
там недолго: за участие в заговоре, готовившем свержение правителя страны
- султана Абдулхамида II, его приговорили к смертной
казни, но эта мера была затем заменена пожизненной ссылкой в Триполи.
Через два года (1898) ссыльный бежал из Триполи в Тунис, оттуда добрался
до Парижа и стал продолжать свое образование в Сорбонском университете
и Школе вольных политических наук.
В 1903 году Ю.Акчура написал свой первый труд, посвященный
истории возникновения и функционирования политических институтов Османской
империи. Выводы молодого ученого были категоричны: он в своем труде
предсказывал неминуемый распад империи, что и случилось некоторое время
спустя.
Ю.Акчура в 1904 году вернулся на родину, в Россию.
Преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия",
активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной
России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский
вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической
партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман").
Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно,
что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие
поиски молодого Гаяза Исхаки.
Основанная Юсуфом Акчурой партия в 1905 году выдвинула
его кандидатом в депутаты Первой Государственной Думы. Но власти под
надуманным предлогом арестовали Юсуфа Акчуру, лишив его возможности
пройти в Думу. Вскоре он был освобожден, но, опасаясь новых политических
преследований, решил эмигрировать в Турцию.
В октябре 1908 года Ю.Акчура приехал в Стамбул и снова
включился в общественную жизнь Турции. Он, прежде всего, организовал
издание журнала "Turk Yurdu" ("Турецкий Дом"),
рассчитанного на весьма широкую тюркоязычную аудиторию. На страницах
журнала регулярно публиковались статьи и материалы о жизни всех тюркских
народов, в том числе и России. В свою очередь статьи самого Ю.Акчуры
появлялись в России, в татарских изданиях - в журнале "Шура"
("Совет") и газете "Вакыт" ("Время").
В 1916 г. Ю.Акчура в Швейцарии встречался с В.И.Лениным
и в ходе продолжительной беседы обсуждал с ним национальный вопрос в
России. Жизнь турецкого журнала, издаваемого Ю.Акчурой, оказалась достаточно
долгой: он выходил с 1911 года по 1931-й. Это было одно из влиятельных
в стране изданий, формировавших и направлявших общественное мнение.
Кроме того, в разных уголках страны по инициативе Юсуфа Акчуры были
созданы Народные Дома, называвшиеся "Турецкими
очагами" ("Turk ocaklari"), для
пропаганды идей тюркизма и оказания положительного влияния на подъем
национального самосознания. Позднее, при Ататюрке (Мустафе
Кемале), было вынесено постановление, обязывающее правительство
финансировать деятельность "Очагов". Сделано было это неслучайно:
взгляды Юсуфа Акчуры шли в одном русле с концептуальными положениями,
которыми руководствовался в своей политике Мустафа Кемаль. В создание
светского (секулярного) государства Турции, в углубление процесса секуляризации,
несомненно, свой вклад внес и наш соотечественник Юсуф Акчура.
Еще в период борьбы Турции за независимость (1918-1923)
Ю.Акчура примкнул к сторонникам кемалистского движения, вступил в партию
Мустафы Кемаля. В 1923 году Ю.Акчура был избран депутатом Великого национального
собрания (парламента) Турции. Президент страны Мустафа Кемаль Ататюрк
назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно
с ним встречался. Кстати, сохранились фотографии, на которых Юсуф Акчура
запечатлен вместе с первым президентом Турции.
Будучи профессором Стамбульского университета, в 1931
году Ю.Акчура организовал Турецкое историческое общество и возглавил
его как председатель. Через год (1932) общество провело первый турецкий
исторический конгресс.
Ю.Акчура был известен в Турции как поборник культурного
и духовного единения тюркских народов, как инициатор и движитель идей
тюркизма (не путать с пантюркизмом!). В контексте данной статьи существенно
важно подчеркнуть, что именно Ю.Акчура был собирателем культурных и
научных сил из числа эмигрантов. Именно благодаря ему получили приглашение
в Турцию (от имени Министерства образования) и тюрколог З.Валиди,
и писатель Гаяз Исхаки, и ученый-правовед С.Максуди,
и другие видные деятели. Без участия и рекомендаций Юсуфа Акчуры, возможно,
татаро-башкирским эмигрантам не была бы оказана честь на столь высоком
правительственном уровне.
Жизни и общественной деятельности Ю.Акчуры посвящено
несколько научных монографий; его имя окружено почетом. Одна из улиц
древнего Стамбула - улица Юсуфа Акчуры. Сегодня, проходя по этой улице,
обсаженной деревьями, "новый русский", или просто рядовой
человек из России едва ли будет знать, что Юсуф Акчура - это наш соотечественник,
столь уважаемый в Турции...
Его прах покоится на одном из кладбищ Стамбула (он
умер в 1935 году). А в 1954-м рядом с ним положили в новую могилу Гаяза
Исхаки - классика татарской литературы XX века. И опять они рядом -
два великих сына татарского народа, дружившие при жизни. Имена обоих
украшают татарскую культуру и историю двадцатого века.